«хай-тек» в контексте рпц

1 августа 2002 в 00:00, просмотров: 156

Приступая к разъяснению отношения русского православного духовенства к новейшим достижениям научно-технического прогресса, не без удовольствия решусь напомнить, что именно духовенство когда-то инициировало процесс книгопечатания на Руси.

Конечно, речь не шла о тиражах «Декамерона» Боккаччо, но все-таки факт остается фактом – не возникни когда-то потребность в распространения Псалтыри, не удалось бы и литературными изысками господина Зюскинда побаловаться. Опять же с чувством противоречивым, но недалеким от гордости за сословную смекалку вспоминаю кинокартину о революции, в которой клеймился упитанный служитель культа, при помощи барометра устанавливавший приближение грозового фронта и быстро под это дело выводящий безграмотных крестьян на молебен в чисто поле. Как мог вел «духовный наркоделец» к принципу «возлюби ближнего своего». Ясное дело, сей кинопример сугубо отрицательный, но все-таки – не на свальный ведь блуд вел, плюс новейшие по тем временам технологии.
Ну, собственно говоря, к теме: до сих пор бытует мнение, будто духовенство новшествами пренебрегает в силу их отрицательного влияния на неокрепшие души подрастающего поколения. Увы, это частично правда, очень частично, и больше свойственно прицерковным кликушам, далеким от соборного разума всей Церкви и ее мнения. А мнение таково, простыми словами: топором можно и дрова рубить, и соседа. Порубка дров спасает от холода, порубка соседа обрекает на беспокойства со стороны правоохранительных органов. Панический же испуг перед Интернетом больше свойственен людям, неуверенным в себе. Если же вы чувствуете в себе силы не открывать сетевые страницы с детской порнографией, а удовлетворяетесь посещением сетевой энциклопедии «Кирилл и Мефодий» или иного респектабельного издания, то ангел в помощь, жмите клавишу, сучите «мышкой» себе на радость.
То же самое касается и всех остальных «хай-тех» технологий – мобильных телефонов, электромассажеров, карманных компьютеров и прочая, прочая, прочая. Кстати, о карманных компьютерах. Помню, каких титанических усилий мне стоило найти «служебник» в электронном виде для последующей перекачки в свой КП. Не скрою, хлебнул дурного сарказма я от братьев своих по клиру. Дивились они и похихикивали над моим энтузиазмом. Я архимандриту Тихону Шевкунову даже челом бил: дай, мол, святый отче, из своего богоугодного издательства электронную версию, чтобы самому не перепечатывать. Но тот даже не принял, видать, Путина торопился исповедовать.
Хотя я позиций не сдал, и «служебник» теперь у меня всегда с собой в кармане, вместе с собранием сочинений Иоанна Златоуста, «Пастырем» Ерма, «Добротолюбием» и еще 30 достойными изданиями. Видится мне, что лет так через тридцать—пятьдесят «служебники» в печатном виде будут по карману лишь начальствующим чинам, а молодое духовенство станет довольствоваться более доступными карманными компьютерами. Ничего не поделаешь: Господь создал материальный мир и позволил ему развиваться технически, отрицать это по меньшей мере инфантильно. По словам старейшего православного архипастыря митрополита Антония Сурожского: «...все Богом сотворенное может участвовать радостно и ликующе в гармонии твари». Правда, человечество по своему недомыслию включило в ликование военно-промышленный комплекс и уделило его развитию основное внимание. Одно слово — заставь дурака молиться, он и лоб расшибет. Будь мы немного терпимей друг к другу, давно бы на заутреннюю из дома через телепортал прибывали, минуя пробки на дорогах. Увы, нам, увы! Придется и дальше, крестясь и охая, прыгать по столичным кочкам.
Или возьмем генные технологии. Тут Церковь осторожна. Нельзя так, наобум, в ДНК шприцом тыкать, неровен час чуду-юду породим, а потом будем от нее по канализациям с гранатометом шарахаться, как в кино. Смех смехом, но Господь нас не даром художественной фантазией наградил. Сии мечтания имеют тенденцию в жизнь воплощаться. Разумно все биоизыскания деликатней производить, при едином согласии ученого мира. А то одни «за», другие «против». Как тут сообразишь?
Наобум только американцы рискнут себе транзисторы в черепа понатыкать, а нам, многогрешным, боязно. Неуютно как-то осознавать, что чужие дяди могут тебя в любой момент завести, как стиральную машину, в удобном для них режиме. А вдруг дяди сайентологами окажутся или еще какой сатанинской пакостью?
Оно, конечно, удобно – если что, медицинскую карту с перечнем личных аллергий за ухом иметь, но железяка — она и есть железяка. Сами знаете.
Нет, вне всяких сомнений: если в ближайшее время конца света не случится, железяк нам не миновать. Титановые зубные «мосты» — это мосты в технотронное будущее. Кто знает, может быть, через пару столетий просторы Вселенной пронзят траектории космочасовен с киберподсвечниками на бортах и голографическими иконами преподобных отцов, просветителей созвездия Лиры. Бог весть! Доподлинно одно – определения любви, преданности и добра останутся прежними. А значит, и не стоит себе лишний раз головы забивать уяснением сочетания христианского благочестия и наличия Pentium VI в доме. Пусть наши детишки осваивают усиленно программное обеспечение, дабы нашу дремучесть в старости содержать.
Быть православным отнюдь не означает быть чернорабочим, скорее даже наоборот, поскольку православный человек обязан быть трудолюбив и просвещен, иначе как он до сведения «языков» доведет, во что, собственно, верует, особенно если к тому времени «языки» начнут пирожки с клюквой из воздуха получать.
Много, мой возлюбленный читатель, еще можно мудрствовать на технофутурологические темы, лучше я тебя напоследок несколькими отеческими притчами побалую.



Партнеры