Поехали?..

1 августа 2002 в 00:00, просмотров: 178

Концепция развития автомобильной промышленности России – один из самых многострадальных документов нынешнего года. Правительство не раз отправляло его
на доработку. И тем не менее Михаил Касьянов подписал документ только после того, как лично внес правки в отдельные главы.

Доля российского автомобилестроения в мировом производстве составляет 2,3%, что несколько превышает долю ВВП России в мире. Именно поэтому отечественные власти делают ставку на автопром как на отрасль, способную стабилизировать экономику страны. Но при этом признают, что отставание российской автомобильной промышленности от уровня передовых стран по техническому уровню продукции, технологии и организации производства в настоящее время продолжает увеличиваться.
В Министерстве промышленности, науки и технологий России считают, что главным образом это происходит потому, что технологическое оборудование отечественных заводов в большинстве случаев закупалось в 60–70-е годы и к настоящему времени физически изношено и морально устарело. Износ активной части производственных фондов в отрасли достиг 60%, а средний возраст технологического оборудования составляет 14 лет. Посему устаревшее производственное оборудование не может обеспечить должное качество деталей и автомобилей в целом, а значит, не позволяет производить и наукоемкие, высокотехнологичные компоненты.
Повысить технический уровень и качество российских автомобилей собираются прежде всего за счет минимизации ввозных таможенных пошлин на компоненты и материалы для промышленной сборки автомобильной техники. Согласно концепции, существенно снизить предполагается ставки пошлин на технологическое оборудование, детали и комплектующие, которые не производятся в России. Что поможет заметно уменьшить затраты на производство автомобилей в России и создаст условия для привлечения ведущих зарубежных компаний к организации на территории страны производства автомобильной техники.
Надо отметить, что у России есть все шансы привлечь крупные иностранные инвестиции в отечественное автомобилестроение. Как известно, рынок нашей страны по своим объемам значительно превышает производственные возможности действующих отечественных предприятий и вместе с тем является абсолютно открытым.
Кроме того, новые иностранные автомобили не составляют конкуренции российским. «Нулевые» иномарки достаточно дороги: самые дешевые из них почти в 1,5 раза дороже российских аналогов. Так, основное количество автомобилей иностранного производства – конкурентов продукции «АвтоВАЗа» – находится в ценовом диапазоне от 7 до 10 тысяч долларов.
Основной же конкурент отечественного автопрома – подержанные иномарки. Большинство импортных автомобилей со сроком службы 5–6 лет находится в ценовом диапазоне от 3 до 8 тысяч долларов и как раз перекрывает цены новых отечественных авто. Вот с ними-то и приходится бороться нашим производителям.
В Минпромнауки России констатируют, что возможности удержания автопроизводителями цен на автомобили на невысоком уровне имеют свои границы. А в условиях подорожания материалов и энергоносителей можно с уверенностью сказать, что они уже в основном исчерпаны. В этой связи для сохранения и развития рыночного потенциала действующих отечественных автомобильных предприятий на государственном уровне собираются предпринять активные шаги в сфере создания новых моделей, совершенствования технологии и организации производства, снижения затрат и сохранения ценовых преимуществ.
Российские власти настаивают на расширении в ближайшие годы производства легковых авто особо малого класса «А» (аналогов «Оки»), поскольку они наиболее экономичны и предназначены для малообеспеченных слоев населения. Также рекомендуется увеличить производство автомобилей класса «С» как самых популярных на отечественном рынке. Правда, их придется несколько модернизировать, усовершенствовать конструкцию, повысить надежность и качество.
Плюс к этому на российском рынке появятся еще два новых для отечественных производителей типа автомобилей – класса «D» и «В». Пробные партии последних машин (типа «ВАЗ-1119») планируется выпустить уже к концу нынешнего или началу следующего года.
Самыми эффективными считаются меры, направленные на ограничение ввоза из-за рубежа автомобилей с большими сроками эксплуатации. При этом на авто со «стажем» более 7 лет предполагается установить по сути запретительные ввозные пошлины, сравняв их со ставками на новые автомобили. На иномарки же со сроком эксплуатации от 3 до 7 лет, согласно концепции, могут быть введены таможенные пошлины в размере до 25% с последующим их снижением. В основном это будет касаться тех типов иномарок, которые могут составить конкуренцию российским авто, производящихся с использованием передовых технологий.
Как раз этот вопрос и стал камнем преткновения между правительством и разработчиками концепции (Минэкономразвития и Минпромнауки). Обе стороны сходятся в том, что поддержка отечественного автопрома в виде повышенных пошлин на ввоз подержанных иномарок необходима. Однако министерства настаивают на скорейшем их введении, объясняя это тем, что они помогут создать в России необходимый инвестиционный климат и тем самым привлечь иностранные инвестиции и крупные автоконцерны. Белый дом же считает, что нет смысла поддерживать нынешнее неэффективное производство за счет автолюбителей и обещает повысить пошлины лишь в том случае, если автопромышленники подкрепят свои обещания реальными бизнес-планами. Так что если с основными мерами поддержки отечественного автопрома правительство определилось, то по поводу пошлин на подержанные иномарки еще грядет не один спор.



Партнеры