На гребне «новой волны»

1 августа 2002 в 00:00, просмотров: 776

В последние годы руководящие должности
в строительном комплексе все чаще занимают представители «новой волны».
Это молодые менеджеры, прекрасно ориентирующиеся в законах современной рыночной экономики. Руководитель треста «Мосстроймеханизация-1» –
Игорь Викторович КОВПАК принадлежит именно к этой генерации молодых руководителей. Несмотря на молодость,
а Игорю Ковпаку всего 29 лет, в его послужном списке немало серьезных достижений. Возрождение МСМ-1 – одно из них.

Молодой руководитель, принимая МСМ-1, получил печальное наследство. Неразрешимый, как казалось многим, узел финансовых проблем поставил организацию на грань банкротства. Не выплачивались зарплаты, простаивала техника, наиболее боеспособные кадры стремительно разбегались в поисках лучшей доли.
Для того чтобы совершить экономическое чудо, Игорю Ковпаку потребовалось всего полтора года. За это время МСМ-1 не только вернула себе прежние позиции на строительном рынке Москвы, но и значительно увеличила свое присутствие на нем. Технику с эмблемой организации можно сегодня встретить на доброй половине всех стройплощадок Москвы. МСМ-1 работает в районах массовой застройки: в Южном Бутове, Куркине, Митине и Марьинском парке. Активно участвует в сооружении объектов комплекса «Москва-Сити». Объемы работ выросли в несколько раз. В таких же пропорциях увеличились и зарплаты рабочих. Но главное достижение, – утверждает молодой директор, – это восстановление репутации. МСМ-1 вновь считается надежным деловым партнером.
Первые шаги нового руководства выглядели символично. Начали с компьютеризации системы учета. Офисы организации приняли вполне современный облик. И все-таки, по мнению Игоря Ковпака, определяющее значение имел «человеческий фактор»:
– Представьте себе старое «совковое» предприятие брежневских времен. Совсем недавно и здесь царили такие же нравы. Пришлось менять менталитет людей. Для меня принципиально важен современный принцип управления: главное – сформировать точку зрения человека, его позицию. Важно, чтобы он не просто исполнял приказы, а сознательно работал на благо предприятия. От этого зависит больше половины успеха. Большинство людей откликнулись и приняли такой подход. Те, кто не захотел, – отсеялись и ушли. Их даже не пришлось увольнять, настолько очевидными для них самих были наши разногласия. В результате у нас сложился уникальный альянс – костяк прежней организации и новые люди, которые пришли сюда вместе со мной. Такой «сплав молодости и опыта» работает на редкость эффективно.
Одним из первых шагов новой команды стал выход из системы Главмосстроя. МСМ-1 обрела независимость и отправилась в свободное экономическое плавание.
Впрочем, свобода и самостоятельность сами по себе еще ничего не значили. Количество всевозможных проблем превышало все мыслимые пределы. Решали их последовательно. На предприятии реализован целый ряд специальных программ: новой кадровой политики, обновления технического парка, менеджмента, рекламы.
Кстати, именно реклама, по мнению Игоря Ковпака, – одно из самых слабых мест многих строительных организаций:
«Формула: «реклама – двигатель торговли» – универсальна. Актуальна она и для нас. Мы ведь тоже продаем – только не товары, а услуги. Кроме того, всякая рекламная кампания помимо прямого результата приносит массу косвенных дивидендов. Которые порой не менее важны. Известность фирмы, раскрученность брэнда – это не пустые слова. Ведь покупают на рынке только у тех, кого знают...»
Рассказал Игорь Ковпак корреспонденту «ДЛ» и о совсем уникальном случае: недавно организация приняла на работу трех машинистов экскаваторов – представителей одной из самых востребованных на сегодня строительных профессий. Все трое пришли устраиваться на работу после того, как увидели на Рублевке и Кутузовском проспекте рекламные щиты и транспаранты МСМ-1. Каждый из них расценил это как безусловный показатель благополучия организации.
У «Мосстроймеханизации-1» – несколько традиционно сильных направлений. Прежде всего это большой парк техники, услугами которого активно пользуются различные предприятия столичного строительного комплекса. Огромный опыт накоплен специалистами МСМ-1 в производстве работ нулевого цикла. Специальная инженерная группа помогает заказчику выбрать наиболее экономичный вариант разработки котлована, решить всевозможные технические проблемы. Снос старых зданий – еще один «конек» этой организации. Известная поговорка «Ломать – не строить...» в условиях современного мегаполиса приобретает прямо противоположный смысл. Целый комплекс возникающих при этом проблем под силу решить только настоящим профессионалам.
Однако Игорь Ковпак принципиально не хочет останавливаться на уже освоенных направлениях работы. МСМ-1 стремительно вторгается в новые секторы строительной индустрии: бестраншейная прокладка коммуникаций, возведение монолитных конструкций... В этом году МСМ-1 впервые выступила в роли генподрядчика на строительстве жилых зданий. А у руководителя предприятия новые планы – освоить инвестиционную деятельность. Стремление «объять необъятное» – часть рыночной идеологии Ковпака:
– Безусловно, у МСМ-1 есть свои сильные стороны. Однако в условиях рынка привязываться к чему-то одному – опасно. Современный бизнес должен быть гибким. Представьте себе такую конструкцию: один центр тяжести и несколько опор. Опоры – это различные направления деятельности компании. В зависимости от складывающейся конъюнктуры этот центр перемещается между ними. Чем больше таких опор, тем больше возможностей для маневра. А следовательно, и вся система оказывается более жизнеспособной.
Под впечатлением столь ярких образов невольно возникает вопрос:
– Такие теории вам преподавали в Луганском международном институте управления, бизнеса и права, который вы окончили?
– Нет. В Луганском институте этого точно не преподавали. Вообще, искусство менеджмента не в том, чтобы просто усвоить какие-то теории. Существует поговорка: «Образование – это то, что остается у человека после того, как он забыл все, чему его учили». Так и я: предпочитаю больше опираться на личный опыт. А он убедил меня в главном: бизнес не может быть односторонним. Иначе он обречен. В какой-то момент может повезти. Можно попасть в струю, и она вынесет тебя вверх. Но потом последует неминуемое падение. Рынок постоянно изменяется, и бизнесмен должен развиваться вместе с ним. Кто остановился – тот проиграл.
Логическим завершением подобных идей стали планы по созданию целого строительного холдинга. В его состав должны войти порядка десяти различных организаций. Помимо четырех управлений МСМ-1 среди них будет бетонный завод, строительно-монтажное управление и даже собственное охранное предприятие.
Наблюдая стремительное возрождение МСМ-1, трудно поверить, что его руководитель даже не считает себя профессиональным строителем. Впрочем, интересы дела от этого нисколько не страдают.
– Я не пытаюсь делать вид, что знаю все на свете, – делится Игорь Ковпак принципами своей работы, – я умею выслушать чужое мнение. А решения принимаю, основываясь на экономической целесообразности.
Я не считаю, что моя задача – учить специалистов тонкостям строительного ремесла. Мое назначение в другом: стать неким энергетическим полем, которое объединяет ключевые фигуры нашей организации, создает атмосферу «правильного бизнеса». Именно благодаря этой атмосфере МСМ-1 смогла выйти из жесточайшего кризиса и сегодня стоит на пороге нового этапа своей истории.



    Партнеры