О корпоративном управлении

1 августа 2002 в 00:00, просмотров: 190

В теме корпоративного управления можно выделить несколько основных аспектов.
Во-первых, это все, что связано с кодексом корпоративного поведения, стандартами и процедурами, обеспечивающими акционерам реальную возможность участвовать в управлении предприятием в соответствии с той экономической долей, которой они в этом предприятии владеют. На обеспечение этого условия направлена работа как ФКЦБ, так и всех крупных российских компаний, которые стремятся реально обеспечить своим акционерам тот необходимый набор прав, которыми они должны располагать с точки зрения международных стандартов.
Другим важнейшим аспектом корпоративного управления являются те правила раскрытия информации, которые существуют сегодня в российских компаниях. В первую очередь это касается так называемых стандартов международной финансовой отчетности. Принимая решения, инвесторы хотят видеть документы, написанные на понятном для них языке. Что же касается российских стандартов бухгалтерской отчетности, то они либо мало понятны, либо не понятны инвесторам совсем, поскольку они привыкли к несколько другому формату подачи информации, к другим правилам ее раскрытия. Важно также подчеркнуть, что стандарты корпоративного управления вырабатывались в течение длительного времени и внедрить их в компании на следующий день после принятия соответствующего решения невозможно. Мало провозгласить новые правила, нужно быть готовыми действовать в четком соответствии с ними. Эта работа рассчитана не на один год. И в этой связи мне представляется, что инвесторам важно оценивать именно те тенденции, которые существуют в компании, то, насколько верно она придерживается курса, связанного с улучшением корпоративного управления, а не то, у кого документы хуже или лучше, кто дает больше информации, а кто – меньше. Например, есть компании, у которых велика доля информации, являющейся государственной тайной, но при этом акционеры и менеджмент компании понимают, что эта проблема должна быть разрешена, и работают над тем, чтобы создать условия для предоставления максимума необходимой информации инвесторам.
Еще один важный аспект – наличие в компании независимых директоров, не зависящих ни от владельцев контрольного пакета, ни от менеджмента, ни от миноритарных акционеров. Добиться этого можно только одним способом – приглашать в советы директоров действительно известных рынку людей, мнение которых авторитетно и не подвластно конъюнктуре. Независимые директора не являются акционерами компании и представляют в совете директоров ВСЕХ акционеров. Используя свой опыта работы на рынке, они помогают выстроить работу компании таким образом, чтобы провозглашенные ею стандарты корпоративного управления были действительно реализованы. В этом их главная роль.
Важнейшим условием является и то, чтобы и ФКЦБ, и правительство продемонстрировали бизнесу и инвесторам политическую волю к тому, что корпоративное управление в стране должно и будет улучшаться.
Например, вопрос налогообложения дивидендов в состоянии решить только правительство в тесной работе с Госдумой и Администрацией Президента. С одной стороны, это вопрос экономической политики, а с другой – капитализации крупных компаний, поскольку сегодня, к сожалению, ситуация такова, что из-за слишком высокого налогообложения им невыгодно платить дивиденды и показывать всю прибыль. Налоговое бремя тормозит, в частности, и решение вопросов улучшения корпоративного управления.
Помимо налоговых проблем их решение необходимо увязывать и с более четким регулированием прав акционеров в целом, и с судебной реформой, в частности. Невозможно объяснить инвесторам, что такое корпоративное управление в России, когда в ряде регионов акционеров не пускают на собрания, когда ОМОН либо другие силовые структуры являются активными участниками собраний акционеров, принимая решение, кто голосует акциями, а кто – нет, и когда судьи ведут себя зачастую очень безответственно с точки зрения инвестиционной политики в стране, например, запрещая акционерам голосовать. Можно сколько угодно заниматься улучшением корпоративного управления, внедрять стандарты финансовой отчетности, платить дивиденды, но если акционеры рискуют завтра быть вычеркнутыми из реестра или отставленными от голосования, то вся работа компании по внедрению корпоративного управления будет абсолютно бессмысленной. Здесь я хотел бы особо подчеркнуть, что без усилий со стороны самих компаний и инвесторов, без большой работы государства, как в сфере налогообложения, так и в сфере улучшения гражданского законодательства в целом, добиться внедрения цивилизованного корпоративного управления невозможно. Государство должно стоять на страже интересов компаний и инвесторов.



Партнеры