Путь наверх

Как устроиться на хорошую работу

2 августа 2002 в 00:00, просмотров: 489
  Принято думать, что лето — такая развеселая пора для молодых людей, студентов и вчерашних школьников, когда учебы никакой нет, экзамены сданы, и остается только бездельничать, тусоваться на природе и в городе, празднуя свободу.
     На самом деле это далеко не так. Времена нынче такие, что очень многие молодые люди используют лето для того, чтоб устроиться на работу. Кто-то стремится просто заработать денег, а кто-то имеет в виду дальний прицел — будущую специальность.
     Однако найти подходящую работу и взрослому человеку очень трудно, а уж про студента или вчерашнего школьника и говорить нечего. С самого начала возникает множество вопросов. Как подобрать себе “правильное” место, как туда устроиться, как себя “продать”, как не попасть впросак и добиться успеха? И стоит ли вообще работать, пока учишься, или лучше не рассредоточивать силы? Обо всем этом рассказывает Ольга БЕРЕЖНАЯ, психолог, специалист по кадрам, профессиональный рекрутер — человек, занимающийся подбором сотрудников для различных фирм и компаний, как отечественных, так и зарубежных. Ее наблюдения и советы, как нам кажется, будут полезны не только молодым людям, но всем, кто занят сейчас поисками работы.

    
     Лучше начинать работать как можно раньше. На полставки, на треть ставки, как угодно. Нужно попробовать самому заработать деньги. Почему бы нет?
     Это уже совсем другой человек — тот, кто вышел в открытое море и столкнулся со всеми сложностями, с которыми всегда сталкиваешься, если выходишь из своей уютной среды, где просчитаны все плюсы и минусы, страхи и опасения, и попадаешь в совсем новый мир, где придется доказывать, что ты тоже имеешь право на что-то. Ты имеешь право принадлежать к какой-то команде, задавать вопросы, получать деньги за свою работу, ошибаться, отвечать за свои поступки и свои слова...
     Постепенно все приходят к этой суровой необходимости. Люди получают диплом, и надо что-то делать дальше. Обычно по нашей традиции здесь вступают папа с мамой: “Тебе осталось полгода до защиты диплома. Что дальше?” — “Ну, сейчас у меня диплом, экзамены...” Но экзамены — это только одна задача. Ими человек должен проститься, закрыть старое. Однако ему желательно подумать и о новом.
     В идеале он должен был задуматься раньше о том, чтоб где-то о себе рассказать. Не только о том, что он хороший человек и хорошо учится, но и что-то умеет делать. Или хотя бы хочет научиться.
     Двумя-тремя годами раньше он уже должен был прийти в компанию, прислать свое резюме, сказать, что “я ничего не умею, но хочу научиться. Я хочу, чтоб вы меня приняли, и я буду вместе с вами, и со временем я вам пригожусь”.
     Кажется, это сложно, но на самом деле довольно часто в агентствах бывают такие стартовые вакансии: компания ищет молодых профессионалов, чтобы растить их. Как правило, это западные компании. Российским нужны уже более-менее сложившиеся профессионалы. Но в любом случае не надо ждать, что вы придете в компанию и ничего не будете делать. Такое поведение будут терпеть, только если у вас есть блат: “Вот взяли младшенького. Может, со временем пригодится”.
     В западных компаниях подход обычно такой: нам нужна его голова, его образование, и хорошо, что он ничего не умеет. Мы сделаем его под себя. Таким, как хотим. Молодой человек будет очень благодарным и мотивированным на то, чтоб остаться с нами. К тому же после учебы развиты познавательные рефлексы — ему хочется учиться.
     Поэтому не надо бояться просто взять и отправить свое резюме в компанию. Взять какой-то справочник — например, Moscow business telephone guide. Скажем, если вы юрист, позвоните в юридическую компанию, скажите: “Если у вас будет квота, возможность брать молодых студентов, то вот есть я — у меня хорошая школа, я выбрал хороший вуз”.
     Вообще прежде всего возьмите справочник, где телефоны всех компаний, адреса. Полистайте — и вы уже поймете, кто есть кто, по тому, как компания себя позиционирует, как рекламирует.
     Если вы вообще не ориентируетесь на рынке труда, по справочнику можно посмотреть, к чему свое образование приложить. А как только сориентируетесь — пишите резюме и начинайте готовиться к интервью.

Резюме

     Все начинается с резюме. В резюме должно быть написано: кто ты, какое у тебя образование, какой опыт работы, какие заслуги и награды, что ты за человек, чем хочешь заниматься. Ты пишешь резюме и отправляешь в кадровое агентство либо прямо в компанию, которую уже для себя выбрал. Но в обоих случаях оно попадает к рекрутеру — специалисту по кадрам, подбирающему сотрудников на открытые вакансии.
     Очень важно — правильно написать резюме. Как это сделать? Вот ты садишься перед чистым листом бумаги, написал адрес, год рождения. А дальше — нет правил.
     Перед человеком — лист бумаги, и его надо заполнить так, чтоб привлечь к себе внимание. Разные бывают подходы. Иногда люди откровенно пытаются представить себя идиотами, чтоб их резюме запомнилось. Бывают очень смешные резюме...
     Надо не переборщить. Нужно чувство меры. Это настолько деликатные вещи, даже немного интимные. Когда один человек читает резюме другого человека — это как знакомство. Нравится — не нравится. Правильный — неправильный. Хочу я вообще на него время тратить?..
     В рекрутинговой компании — огромные папки резюме, каждый день приходят новые; рекрутер должен их все быстро разобрать и посмотреть, с кем он хочет встречаться, а с кем — нет. Со всеми подряд — невозможно. Десять-одиннадцать интервью в день — и все, и можно уже отправляться на покой.
     Поэтому, когда пишешь резюме, необходимо хорошо подумать и сформулировать — что я хочу. Тогда рекрутеру с тобой легче работать, легче тебя воспринять.
     Очень часто резюме замечательное. Институт расписан, все достижения указаны, опыт есть. Видно, человек себя искал. Поработал секретарем, продавцом, в туркомпании... Как правило, эти сферы привлекают большое количество людей, и там всегда большой оборот кадров. Но рекрутер читает и не понимает: что он может для него сделать? Потому что человек и сам не знает, чего он хочет.
     Если человек своим резюме “зацепил” — приглашаешь его, начинаешь разговаривать. Он спрашивает: “Что бы вы могли мне предложить?” Сразу — ответный вопрос: “А что бы вы хотели?..” Тут уже могут быть разные варианты развития события. Но нужно обязательно сформулировать в резюме — что я хочу, и очертить хотя бы круг вакансий, которые вы хотели бы занять. Свой опыт описать. Порой это трудно, особенно молодому человеку, у которого и опыта никакого особого нет. Вроде ничего не заслуживает внимания. Что-то нашел, что-то помог написать, кому-то кофе сварил... Но как это правильно назвать?
     Конечно, нужно написать название конторы, где вы трудились хоть кем-то, и как можно больше описать видов активностей, в которые удавалось встревать.
     Например, когда мы в университете учились, мы делали соцопросы, нам платили за это деньги. Или сбор подписей в чьей-то избирательной кампании... Пустяк, незаметно, но это тоже стоит написать. Только надо подумать, в какую упаковку завернуть, чтоб было вкуснее. “Принимал участие в таких-то проектах”. Проекты — модное слово. Разные проекты можно и в университете делать. Главное — показать, что ты был самостоятельным. Тебе ставили задачи, ты давал результат.
     Конечно, не надо много писать, если ты студент. Рекрутер сразу подумает: “Если он такой матерый, чем я могу ему помочь?” И опять же — если в разных компаниях работал, но по месяцу-полтора, сразу возникает вопрос: а почему такие метания? Может, он не умеет ответственно подходить к своим обязанностям? Может, это инфантильный человек — на него один раз пшикнули, наехали, он собрал вещи и ушел: “Меня здесь не любят...”

Амбиции

     Надо себя показать амбициозным человеком. Амбиции — это правильно. Это внутренний механизм, который заставляет человека совершать подвиги и идти на прорывы.
     Но нельзя быть слишком амбициозным, самоуверенным. С порога заявлять: “Я хочу зарабатывать тридцать долларов в день, и чтоб у меня все было завтра”. Такому человеку подходит маркетинг или продажа таймшера, то есть работа, в которой действительно можно быстро сделать деньги. Но такой бизнес всегда основан на манипуляции, то есть мошенничестве. Для того чтобы там работать, нужно обладать определенными качествами, и одно из них — вот это: я хочу иметь то-то и то-то, и мне плевать, чего это будет стоить. Это не подход для уважающего себя человека, который, обладая определенными амбициями, понимает, что нельзя прийти в первый класс и сказать, что завтра я пойду в седьмой. Надо долго учиться, даже если ты хочешь сдать экстерном. Много работать для того, чтоб твои амбиции превратились в какие-то материальные блага.
     Разумно в резюме показать себя человеком, который очень хочет развиваться. Который обладает высоким потенциалом. Который себя уже попробовал там, там, сям, но хочет попасть в правильное окружение, хорошие руки — и самому помогать себе.
     Нужно, конечно, написать там про свои увлечения, хобби. Нужно показать себя человеком нестандартным, но — без экстремизма. Хотя это тоже — смотря на кого ты идешь. Если ты себя преподносишь как журналиста, какого-то креативного человека — почему нет?.. Впрочем, это такая информация, которую лучше выдать не в резюме, а позже — уже во время интервью.
     Но имейте в виду: здесь легко проколоться. Скажем, экстремальные виды спорта — это определенный стереотип. Если вы в резюме напишите, что увлекаетесь ими, у рекрутера сразу создастся впечатление, что вы человек, который любит рисковать, которому необходима порция адреналина. Как правило, это не очень позитивно выглядит в глазах работодателя.

Одежка

     Если резюме показалось рекрутеру интересным, он пригласит человека на интервью. Собираясь на интервью, нужно прежде всего подумать, как одеться.
     Встречают по одежке — это сто процентов работает на рынке труда.
     На Западе существует “дресс-код” — с детства все знают, в чем куда приходить. А у нас традиция одеваться на какие-то важные мероприятия отсутствует. Мы этого не умеем, потому что все жили в условиях одной швейной фабрики...
     Если ты хочешь показать себя с лучшей стороны, это не значит, что нужно надевать лучшее платье. Наряжать себя так, чтоб все упали. Ты идешь не на смотрины. Это не бал, где тебе всех нужно затмить. Очень смешно, когда приходят девицы накрашенные, явно в дискотечном наряде. Заходит она — и ты не знаешь, что делать. Вот с этим пугалом надо еще и разговаривать?!
     Хотя, с другой стороны, ты понимаешь, что человек хотел как лучше...
     Универсальных советов по части одежды у меня нет. Скажем, я не могу посоветовать молодым людям приходить на интервью в костюме. Мальчик в костюме — на выпускном вечере. Это первый костюм, он хочет показать себя взрослым. Но, как правило, мальчики еще не умеют носить такую одежду. Кто-то как родился в нем, а кому-то надо привыкнуть. А кто-то не привыкнет никогда.
     Если он придет в дорогом костюме — да, это вызывает уважение, но только в том случае, если он приходит на административную должность, где человека должно быть как можно меньше, где он не должен привлекать внимания. Представьте, вы приходите в салон выбирать машину, а к вам подходит кто-то в лыжном свитере. Его много! Он заслоняет машину. Он должен быть нейтрален. Нужно одеться иначе. Костюм — самое подходящее.
     Если ко мне приходит продавец, а я вижу, что он весь расписной, — мне понятно, что человек себя всегда старается продавать, а не товар. Я понимаю: он — плохой продавец.
     Тут, конечно, должны быть совпадения: ваш внешний вид должен соответствовать тому, какой вы человек по жизни и что вы хотите делать дальше.
     Если приходит человек на позицию креативного сотрудника в рекламное агентство, но одет он в костюм и галстук — его не возьмут. В нем должно быть что-то. Конечно, он не должен прийти с засаленными волосами — правила гигиены надо соблюдать. Но в нем должна быть изюминка. Его ни с кем нельзя перепутать. Он приходит и заявляет о себе — одеждой, манерой говорить, какими-то жестами, украшениями...
     Если компьютерщик придет в костюме на интервью — это тоже что-то странное.
     Если специалист по дизайну придет в нелепой одежде — у меня будет дискомфорт между тем, что я вижу, и тем, что он говорит... Хотя, может, он не умеет одеваться. Нет костюма, взял у друга...
     Неправильно одевшись на интервью, ты затрудняешь задачу рекрутеру. А тебе-то нужно, наоборот, помочь ему подобрать для тебя правильную работу!

Интервью

     Во время интервью нужно, с одной стороны, не скромничать, а с другой — не быть слишком навязчивым. Не давить собой на интервьюера. Это момент знакомства, где нужно быть немножко обаятельным, немножко умным. Множко — общительным. Показать, что пришел не для того, чтоб только отвечать на вопросы, но и рассказать о себе. Самому задавать вопросы, не бояться.
     На интервью не надо думать, что “мне сейчас главное — не показать в себе что-то плохое”. Надо быть естественным. Чем больше ты будешь думать, как показать себя в лучшем свете, тем меньше ты будешь понимать, что человек хочет о тебе услышать.
     Не надо держать в голове: “Я сейчас должен их всех покорить...”
     Не надо быть экстравагантным. Ответы должны совпадать с ожидаемыми. Это как пинг-понг: не надо резко бить в сторону, не надо “гасить”. Покажи, что ты нормальный человек, знаешь и соблюдаешь правила игры.
     Даже если ты приходишь не в рекрутерскую компанию, а к другу родителей, который будет тебя устраивать на работу, — важно научиться получать обратную связь от человека. Важно вовремя понять — как я выгляжу в глазах этого человека. Вовремя почувствовать: то, что я говорю, — это глупость. Человеку это не нравится. Спохватиться, остановиться.
     Общение — это циклический процесс. Очень важно научиться узнавать, какой ты, — из общения. Но это будет получаться, только когда ты будешь слышать не себя, а собеседника. Какие темы он поднимает, от каких старается уйти.
     Интервью — это в любом случае возможность потом задать вопрос интервьюеру: я правильно все делал? Какие ошибки? По-другому надо было рассказывать? Здесь он уже становится не оппонентом, а советником. Всякий ли интервьюер будет советовать? Зависит от человека. Но в большинстве случаев — да. Что-то посоветуют...

Начальная позиция

     Ну вот, вас взяли на работу. Должность, разумеется, незавидная — это нормально. Встает следующий вопрос: как продвигаться наверх?
     Прежде всего: если приходишь на начальную позицию, тебя должно быть мало. Ты должен понимать, чего от тебя ждут. Исполнительности, корректности, хорошего воспитания. Совсем от тебя не ждут амбиций, совсем не ждут гордого независимого поведения, совсем не ждут выпячивания своих талантов.
     Ты таланты свои обнаружишь, когда будет этому время и место.
     Когда ты выходишь на работу, самое главное — показать себя нацеленным на работу в коллективе, на сотрудничество, не хамить людям. Если стоите в очереди за едой в столовой, помочь налить там чего-то. Соблюдать какие-то элементарные правила человеческого общежития. Но это все входит в понятие хорошего воспитания и дружелюбного отношения.
     Поначалу будешь делать ужасно много нелепостей и несуразностей. Но не надо этого бояться. Люди очень много прощают...
     Нужно понять: каким тебя хотят увидеть? “Конечно, я не скрываю, что я амбициозен, если я пришел на самые начальные позиции. Но у меня самые благие намерения. Я хочу подняться, как Алиса в Стране Чудес: она пешка, но она хочет стать королевой, для этого ей надо выполнить определенные условия, правила”. В ней есть этот драйв, и она не должна его скрывать. Но она и не должна себя вести высокомерно, потому что люди должны “впустить” ее. Они должны не стесняться при ней говорить. Она должна быть своей для них, а не чужой.
     Когда человек приходит в компанию, с ним делятся информацией — в принципе самым дорогим, что есть. С ним делятся своей репутацией. Тем более если это человек, который сидит на “приеме звонков”, или это секретарь — он выступает от лица компании.
     Девушка возьмет трубку и скажет: “такая-то компания, добрый день, чем я могу вам помочь?” — это самый первый момент, очень важно, чтоб она расположила к себе. Если ее берут на работу и доверяют произносить эти слова — с ней делятся репутацией. Теперь она ее должна поддерживать.
     Нужно вести себя корректно. Соблюдая нормальные правила приличия и при этом показывая, что “я ничего не знаю, но хочу узнать. Я амбициозный человек, но мои амбиции — это не то, что дверь ногой открывать и говорить: “Кто я вам такая, чтоб кофе наливать?!” И вот что еще важно: если вы пришли на начальную должность, не надо никого учить, как правильно работать.
     Чем обусловлено карьерное движение? Когда молодую сотрудницу заметят и возьмут со “звонков” на более интересную работу?..
     Могут и не взять — в этой компании. Значит, нужно какое-то время поработать так, а потом вовремя уйти. Потому что если видишь, что изменений нет, а ты уже получила диплом о высшем образовании и год-полтора поработала, уже нахваталась всяких слов, все хорошо к тебе относятся, но... они и дальше будут хорошо относиться. А тебе уже хочется отвечать за какой-то продукт. И есть опыт, позволяющий дальше идти. Значит, пора обратиться в кадровое агентство, заинтересовать собой, найти выходы на людей, которые могут посоветовать — как дальше построить свою карьеру.

Без мам-пап

     Чем раньше вы поймете, что это мир, в котором все нужно делать самому, — тем лучше для вас.
     В поисках работы главное — найти человека, который даст шанс. Его вам могут найти и мама-папа, но здесь проблема: они могут выбрать самый легкий путь. “Ладно, у нас друзья в магазине, иди к ним”. И вы пойдете не по правильному пути, а по удобному. И всю жизнь потом будете чувствовать неудовлетворенность, дискомфорт: что-то было сделано не так...
     Это пассивное отношение к своему будущему. Неверная посылка: “Мне кто-то придет и даст”. Никто не придет и не даст. Все надо делать самому. Конечно, можно и нужно при этом использовать родительские связи — если они есть, — но именно использовать их для достижения своей цели, а не идти бесцельно на поводу у родителей.
     Чем больше ты разбросаешь информации и расскажешь миру о себе — тем больше у тебя шансов на успех.
     Удачу, конечно, нельзя сбрасывать со счетов. Должно повезти. Но ты всегда должен понимать, из-за чего тебе может повезти...
    



Партнеры