Третье огненное кольцо

Для столичных автомобилистов вчера наступил конец света

3 августа 2002 в 00:00, просмотров: 583
  Такого в Москве еще не было. В пятницу впервые в истории столицы загорелась... дорога. И не какой-нибудь переулочек, а одна из главных магистралей мегаполиса — Третье транспортное кольцо, на которое до вчерашнего дня буквально молились автомобилисты. Безобидный, на первый взгляд, пожар под эстакадой в Лужниках едва не привел к настоящей катастрофе.
     Городу повезло: очередной катаклизм обошелся без жертв. Один человек травмирован осколками стекла, несколько водителей получили тепловые удары. А сотни тысяч автовладельцев вчера вечером застряли в гигантских пробках на юго-западе и западе столицы. “Пустяковые” последствия страшного ЧП. И — масса вопросов, главный из которых: возможно ли повторение кошмара в будущем? На них и попытались ответить корреспонденты “МК”.
    
     Справка “МК”: Третье транспортное кольцо начали строить в 1998 г. Протяженность кольца составляет 36 километров. Большая часть дороги уже построена, и по ней открыто движение автомобилей. Осталось достроить примерно треть скоростной магистрали, в частности в районе Лефортово. Первый участок Третьего транспортного кольца — Лужнецкая эстакада, связавшая Бережковский мост и Комсомольский проспект, — был открыт в мае 1999 г.
     Сооружение Третьего транспортного кольца стоит несколько миллиардов рублей; полностью завершить строительство планируется в 2003 году.

     11.00. В районе выхода из станции метро “Спортивная” из-под моста вверх, на кольцевую магистраль, начинает подниматься дым. Свидетель возникновения пожара, водитель Сергей, рассказывает, как это было:
     — Я сначала решил, что опять из Подмосковья дым принесло. Потом смотрю: уж больно густой дым. Притормозил, глянул вниз — батюшки! Под эстакадой вообще ничего не видно, все черное, дышать нечем...
     Я, естественно, машину отогнал подальше, а сам стал наблюдать.
     Наблюдать было за чем. В это время суток загруженность участка кольца всегда высока, и сотни водителей оказались в безвыходной ситуации. Назад не повернешь, а впереди — сплошная стена дыма. Тут же в обоих направлениях образовались жуткие пробки: магистраль по сути встала. А под ней разгорался пожар...
     11.02. Поступает вызов в пожарную охрану. Звонок с мобильного телефона: “Горит павильон под эстакадой, срочно приезжайте”.
     11.05. Первыми на место прибывают бойцы пожарной части №8 и видят масштабы бедствия. Огонь уже съел несколько палаток и заполняет подземный переход, ведущий к метро “Спортивная”. Пламя бушует на площади уже почти 500 кв. метров! Пожару тут же присваивают второй номер сложности по пятибалльной шкале.
     11.20. Языки пламени начинают лизать покрытие Третьего транспортного кольца — в основном те полосы, которые ведут в сторону площади Гагарина. Лопаются звукоизоляционные щиты. Появляется первый пострадавший: мужчине порезало ногу осколками разбившегося стекла, началось артериальное кровотечение. Его увозят врачи Центра экстренной медпомощи.
     11.30. Раздается серия локальных взрывов. Это в палатках плавятся и взлетают на воздух газовые баллончики, флаконы с парфюмерией. Товар сюда завезли совсем недавно, многие продавцы еще не успели приступить к торговле. Елена, 32 лет, которая рассчитывала начать работать с понедельника, чуть не плачет: “Я только вчера говорила: такая жара, как бы у нас пожара не было... Вот, сглазила!”
     11.50. Магистраль постепенно проседает. И без того нагретый из-за жары асфальт плавится, температура здесь достигает астрономических высот. Пожарные говорят, что в подземном переходе, где расположены горящие палатки, постоянный сквозняк и за счет обильного притока воздуха образовалось подобие доменной печи. Сотрудники ГИБДД пытаются растащить пробку, развернуть автомашины... При этом не обходится без стычек шоферов с инспекторами. В основном водители негодуют справедливо: автоинспекторы работают медленно, на советы организовать реверсивное движение по встречной полосе только огрызаются.
     12.00. Водитель Анна спрашивает у корреспондента “МК” таблетку от головы. “Мне кажется, у меня случится инсульт”, — жалуется она. На самом деле это тепловой удар: женщина не выдержала долгого пребывания в адском пекле. К тому же горят ведь не только палатки — горит ядовитый пластик. Всего, по нашим наблюдениям, как минимум 12 водителей находились на грани обморока после пожара. К счастью, оперативное медицинское вмешательство никому не потребовалось: все разъехались заниматься самолечением.
     12.30. Огромная часть дороги общей площадью более 150 квадратных метров перестала существовать. Она... сгорела. Сама трасса, а точнее, котлован, который образовался на ее месте, больше напоминает готовый вот-вот взорваться вулкан. Через расплавленный и почерневший до неузнаваемости асфальт то там, то здесь прорываются языки пламени. Их заливают из брандспойтов сразу несколько пожарных машин. Огнеборцы у очага постоянно меняют друг друга. Около провала асфальт раскалился настолько, что обжигает ступни даже через подошвы туфель. Через трещины на проезжую часть вытекает, булькая, черная смола.
     13.10. Сам пожар локализован, но трассу все еще не удается затушить. Вода испаряется вмиг, едва попадая на раскаленный асфальт. Чтобы уменьшить жар, поддерживающий скрытое горение внутри трассы, из переходов бульдозерами и экскаваторами вытаскиваются искореженные и оплавленные металлические остовы палаток. Несколько пожарных пытаются помочь своим коллегам, находящимся вверху, и начинают тушить горящую трассу снизу. Все пространство заполняется белым едким дымом. “Это хороший знак, — говорит начальник караула. — Значит, осталось немного”. И действительно, в 13.20 объявлено о ликвидации пожара. Впрочем, движение все равно закрыто — от Кутузовского тоннеля до площади Гагарина. Об этом отрезке Третьего кольца лучше на время забыть...
     КОММЕНТАРИЙ ПОЖАРНЫХ:
     Владимир РОДИН, заместитель начальника УГПС города Москвы:

     — Для нас этот пожар можно назвать средним по сложности. Загорание торговых павильонов происходит в городе достаточно часто. В данном случае необычно то, что очаг возгорания находился под эстакадой. С самого начала хорошо сработала служба охраны, но плохо то, что она не сразу вызвала пожарных, и сотрудники пытались тушить возгорание своими силами. В результате повреждены конструкции на одном из участков Третьего транспортного кольца. Разбирая металлические конструкции павильонов, пожарные продвигались в глубину и тем самым потушили очаг.
     По данным Управления противопожарной службы, палатки, установленные под эстакадой, принадлежали ООО “Оргмаркет”. Эта фирма была учреждена Региональной общественной организацией инвалидов “Плющиха” и зарегистрирована в 2000 году. До сих пор никаких нареканий к ней не было. Правда, Владимир Родин обмолвился, что палатки под эстакадой коммерсанты установили с нарушениями правил. Уже известно: в киосках не было системы пожарной сигнализации, а только огнетушители, да и то не везде. Правда, специалисты говорят, что такие “времянки” и не должны быть оборудованы сигнализацией. Возможны две причины пожара: замыкание проводки или нарушение правил безопасности при сварочных работах. Теперь решено проверить пожаробезопасность всех сооружений вдоль Третьего транспортного кольца. В Лужниках, например, помимо палаток это и спортивные объекты, и троллейбусная станция.
     Почему вообще вчерашний пожар стал возможен? Ведь когда строилась супермагистраль, столичные власти наперебой сообщали об уникальной системе пожарной дорожной безопасности, которая будет разработана для Третьего транспортного кольца. Планировалось создать собственные пожарные части и депо, на эстакадах и путепроводах предусмотреть простейшие способы защиты от огня, вроде багров и ящиков с песком. А все туннели должны были оборудовать противодымными фильтрами, аварийными дверями, пожарными шлангами... Да и проектно-сметная документация при строительстве объектов Третьего транспортного кольца должна была составляться с учетом проектных решений, обеспечивающих наружное водоснабжение для целей тушения пожара. Но если в тоннелях все эти наполеоновские планы были претворены в жизнь, то на остальных участках магистрали смелые мечты остались мечтами.
     Что ж, Москва в очередной раз отделалась легким испугом. Конечно, в пятницу проехать по городу было невозможно, на неопределенное время мегаполис остался без основной круговой магистрали... Но все это можно пережить. И порадоваться, что страшный пожар не возник, например, в тоннеле. Или что в тот момент по железной дороге, расположенной параллельно Третьему кольцу, не шел товарняк с цистернами...
     Опоздавший ливень попытался смыть следы пекла. Но принес лишь минутное облегчение...
    




Партнеры