Русский, побивший французов в кино

Пионеру отечественной кинопромышленности —125 лет

8 августа 2002 в 00:00, просмотров: 241
  Не родись он в России, наверное, считался бы гением Голливуда. Потому что мыслил и работал в кино с размахом. Да что работал в кино — он, собственно, создавал его и делал конкурентоспособным на мировом рынке. Сегодня выдающемуся русскому кинопредпринимателю, режиссеру, сценаристу, автору книги воспоминаний “Первые годы русской кинематографии” Алексею Александровичу Ханжонкову исполняется 125 лет.
     Он мощно заявился с картиной “1812”, вступив в соревнование с крупнейшей европейской кинофирмой “Братья Пате”, снимавшей свою версию войны с Наполеоном. Но если у французов сцены “Военный совет в Филях” и “Наполеон на Кремлевской стене” были декоративные, поставленные по живописным произведениям русских мастеров, то у фирмы Ханжонкова преобладали массовые сцены с участием войск. Кроме того, зимние сцены снимались на натуре. Эти обстоятельства и заставили директора фирмы “Бр. Пате” — Гаша вступить с Ханжонковым в переговоры, и тот дал согласие на совместный выпуск картины.
     Мериться силами с более продвинутыми в “синематографическом” деле французами Алексею Александровичу пришлось не раз. Он предпочитал солидных конкурентов. К примеру, узнав о том, что “Бр. Пате”, желая улучшить качество картин (хороших сценариев и тогда было мало), подписали договоры о написании сценариев с Каменским, Арцыбашевым, Архиповым, Юшкевичем, А.А. немедля оформил соответствующие отношения с Аверченко, Сологубом, Тэффи, Амфитеатровым, Куприным, Андреевым и другими. При фабрике был создан отдел, занимающийся специально сценарным делом, и это был первый литературный отдел в русской кинематографии.
     А.А. заткнул за пояс французов продукцией своего научного отдела. Так, в 1912 году АО выпустило “Пьянство и его последствия”. Консультантами на картине выступили тогдашние светила медицины, а героями — обитатели Хитрова рынка. Узнав о выпуске “Пьянства”, французы сняли на той же Хитровке свою версию “Пасынки судьбы”. Рекламируя свою продукцию, без затей писали, что в картине участвуют герои Максима Горького.
     Заслуги Ханжонкова в “синематографическом” деле были отмечены царским режимом. Потомственный дворянин, казак, офицер, участник русско-японской войны, Алексей Александрович в 1911 году за фильм “Оборона Севастополя”, где он выступил еще как сорежиссер и один из авторов сценария, удостоился высочайшей награды — бриллиантового перстня, а в 1914 году ему был пожалован орден св. Станислава II степени.
     Советская власть тоже “отметила” неутомимого труженика на ниве киноискусства. Нет, его не отравили и не убили. Для начала просто отобрали, точнее, национализировали два электротеатра и кинофабрику, на их базе создав объединение с поэтическим названием “Пролеткульткино” и фактически отстранив Алексея Александровича от дела. В 1919 году его даже отпустили за границу, сделав вид, что будто бы верят в его версию о поправке здоровья: с русско-японской войны офицер Ханжонков страдал полиартритом. Но уже через четыре года нарком Луначарский пригласил киноспециалиста на родину — на должность консультанта “Госкино” и заведующего производством “Пролеткульта”. Но быть свадебным генералом А.А не умел. Он уезжает в Ялту и там пытается найти себе применение на местной фабрике, им же до революции созданной. Но и тут приходится не ко двору. Уже тяжело больной, он диктовал жене книгу воспоминаний, вышедшую в 1937 году, и умер в 1945-м в возрасте 68 лет.
     Сегодня в бывшем электротеатре Алексея Александровича “Пегас”, а ныне Доме Ханжонкова, что на Триумфальной площади, — большой кинопраздник. В программе первая в мире полнометражная картина “Оборона Севастополя”, программа фильмов, снятых на его фабрике. “Веселые сценки из жизни животных”, “Месть кинематографического оператора”, “Путешествие на Луну” “дедушки” русской и мировой мультипликации Владислава Старевича. Старевич был первым в мире, снявшим объемные мультики, которые так потрясли все прогрессивное человечество.
    


Партнеры