Смертельный тоннель

В Москве началась эпидемия самоубийств?

  Выжить в таком криминальном городе, как Москва, само по себе уже дело непростое. А тут читаешь сводку происшествий по городу —
     и волосы дыбом: люди стали уходить из жизни добровольно. Причем пачками.
     Только в последний день июля жизнь самоубийством покончили 7 человек. Такие же суицидальные всплески отмечались и в другие дни месяца. Оказывается, этим летом Москва побила рекорд не только по жаре, но и по количеству самоубийств в городе. А врачи-суицидологи даже считают, что оба эти явления связаны напрямую.

    
     Окраина Москвы, Медведково. На территории ГКБ №20 находится единственное в городе кризисное отделение. Одни пациенты попадают сюда, предварительно побывав на том свете, другие приходят еще до попытки наложить на себя руки: лечение здесь для них — последний шанс остаться в живых.
     Какие же проблемы заставляют людей сводить счеты с жизнью? У молодых, как правило, три беды: одиночество, несчастная любовь и конфликт с родителями. Правда, летом к ним добавляется еще одна: неудача на вступительных экзаменах. Сейчас как раз самый критический момент: многие вузы закончили набор, и неудачники-абитуриенты остались за бортом.
     Но не подумайте, что суицид — исключительно подростковая проблема. Слишком популярно в последнее время стало таким способом реагировать на любую из жизненных коллизий: от развода до увольнения с работы. По статистике суициды занимают в общем количестве смертей третье место, уступая только инфарктам и травмам. А в июле они даже перебрались на вторую ступеньку.
     Я попросила заведующего отделением Вадима Гилода составить социальный портрет среднестатистического самоубийцы. И оказалось, что суициду все возрасты покорны. В большинстве своем самоубийцы — люди семейные, с высшим образованием, часто страдают хроническими заболеваниями, о которых сами не подозревают.
     Именно пренебрежительное отношение к здоровью может сыграть роковую роль. Человеку нехорошо: часто болит и кружится голова, он быстро устает, работоспособность на нуле, настроение тоже. Нужно идти к врачу, но что-то все время мешает. Да и справляется он как-то со своей хворью. И вдруг появляется дополнительный фактор риска — сейчас это жара, — и такой нагрузки организм уже не выдерживает. Проблемы вроде бы остались те же, а жить с ними уже невмоготу. И неожиданно приходит мысль: не лучше ли покончить со всем разом?..
     — Поймите, мы северяне и не привыкли жить при такой жаре. Для нас это огромный стресс. Экстремальная температура ломает наш привычный уклад жизни, обостряются хронические заболевания, и в результате люди начинают говорить и делать то, что в другой момент никогда бы не совершили, — рассказывает Вадим Гилод. — От этого им становится еще хуже, еще безысходнее. Недаром мышление самоубийцы называют “тоннельным”. Он не видит для себя иного выхода, кроме смерти...
     Однако выход есть везде — даже из метро, где на дверях написано: “Выхода нет”... Толкни дверь — и окажешься на свободе. Очень важно об этом помнить в любой ситуации, считают суицидологи. Еще они дали читателям “МК” несколько полезных советов.
     Первое. Не превращайте свою душу в мусорное ведро. Не надо спихивать туда все сложные проблемы, откладывая их решение до лучших времен. Когда-нибудь “ведро” обязательно переполнится, причем последней каплей может оказаться сущий пустяк. Половина всех суицидов происходит без видимых серьезных причин, но если копнуть поглубже — окажется, что человек шел к суициду долгие годы.
     Второе. Отбросьте мысль о том, чтобы “уйти из жизни красиво”. Только в кино женщина, наглотавшись таблеток или порезав вены, выглядит как Спящая красавица. В реальности это синий труп с вывалившимся языком и вылезшими из орбит глазами, скрюченными ногами и руками. Смерть — ужасна.
     И последнее. Будьте внимательны к своим родным и близким. Очень часто родственники самоубийцы говорят: “Ах, если бы мы только знали!..” А ведь сигналы всегда есть: поведение человека накануне суицида резко меняется. Был замкнутым — стал непривычно говорливым. Или наоборот. Но главное — самоубийца начинает “ставить точки над “i”: просить прощения у близких за давние обиды, завершать незаконченные дела, составлять завещание...
     Что делать, если рядом с вами человек на грани нервного срыва? Никогда не говорите ему, что его проблемы решаемы, а дурное настроение — блажь. Все равно не поверит. Особенно это касается родителей, которые на депрессию своих детей в 9 случаях из 10 реагируют одинаково: “Что ты дурью маешься? Какие у тебя могут быть проблемы?! Вот я в твои годы...” — и т.д.
     В состоянии сильного стресса вашему ребенку нужны не нотации, а сочувствие. Покажите ему, что любите и принимаете его таким, какой он есть. Со всеми его проблемами и заморочками. Поверьте, это лучшее антистрессовое лекарство. Недаром врачи говорят: человек уходит из жизни, когда он никому не нужен.
     А для тех, кому жить невмоготу, сообщаю телефон экстренной психологической помощи: 205-05-50. Работает круглосуточно, анонимно и очень профессионально. Звоните — вам помогут.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру