“Стрижи” гнездятся в Кубинке

Пилот без полета не жилец

15 августа 2002 в 00:00, просмотров: 246
  Похоже, подмосковная Кубинка всерьез вознамерилась составить конкуренцию своим старшим “братьям” — авиасалонам во французском Ле Бурже, английском Фарнборо и нашему МАКСу в Жуковском. Во всяком случае, грандиозное воздушное шоу, которое показали летчики-асы по случаю 60-летия 16-й воздушной армии, всем явно пришлось по душе.
    
     16-ю воздушную армию в свое время вывели из Западной группы войск в Германии, сократили до смешанного корпуса и лишь недавно вернули прежний статус. Сегодня объединение прикрывает с воздуха и с земли все западное направление России. Летные и “пэвэошные” полки дислоцируются на территории 5 областей — в Подмосковье, на Рязанщине, под Тверью, Смоленском и Воронежем. Но особенно гордятся в 16-й армии знаменитыми однополчанами.
     ИЗ ДОСЬЕ “МК”. Среди воспитанников объединения 204 Героя Советского Союза, три — дважды Героя, ас-истребитель Иван Кожедуб трижды награжден Золотой Звездой. Во время Великой Отечественной войны летчики армии уничтожили 5700 немецких самолетов, 3536 танков, свыше 173 тысяч фашистов.
     Интересная деталь. Именно с таким количеством танков и самолетов Германия начала войну против СССР.
  
   Согласитесь, грех было пускать “под нож” такую боевую единицу. А ведь едва не пустили в неуемном желании демилитаризовать страну. Возможно, сыграло свою роль наличие в армии нескольких пилотажных групп. Уже в начале 90-х “Русские витязи” на “Су-27”, “Стрижи” на “МиГ-29”, штурмовые “Небесные гусары” на “Су-25” выписывали в небе такие кульбиты, “отплясывали” такую лезгинку, что в Кубинку специально съезжались наши и зарубежные авиаспецы. От простых зрителей, да и непростых тоже, отбоя не было. А ведь летали пилоты, можно сказать, на голом энтузиазме — пилотажники, на подготовку которых необходимо как минимум два года, наравне со всеми ходили в наряды и красили бордюры накануне приезда высокого начальства. Можете представить в такой роли летчиков из английских “Красных стрел”, американских “голубых ангелов” и “буревестников” или французов из пилотажной группы “Патруль де Франс”?
     Ситуация изменилась несколько лет назад, когда в Кубинке официально открылся Центр показа авиатехники имени маршала Кожедуба. Первоначальные группы уже претерпели изменения. К примеру, “Небесные гусары” теперь летают не на штурмовиках “Су-25”, а на легких “Альбатросах” “Л-39” — они экономичнее и более просты в управлении. С экономией в Кубинке, как и всюду в стране, большие проблемы. Начальство одно время вообще хотело оставить только “витязей” и “стрижей” (не самая бедная Америка не позволяет себе иметь больше двух пилотажных групп). Воздушный ас — что акробат: без постоянных тренировок обречен на гибель. А как тренироваться, когда то с топливом перебои, то погода ставит подножку?
     В декабре 95-го после участия в малайзийском авиасалоне “Лима” четыре “витязя” погибли — их “Су-27” разбились на подлете к вьетнамскому аэродрому Камрань. К сожалению, это были не первые и, судя по всему, не последние потери пилотажников. Слава богу, до трагедий, подобных львовской, в Кубинке не доходило. Если, конечно, не считать трагедией поломанные офицерские судьбы. Когда невыносимо припекли “прелести” армейского бытия, ушел в запас один из основателей пилотажных групп Владимир Баженов. Он переучился на гражданский лайнер и теперь гоняет по всему свету “Боинг” компании “Трансаэро”. Чуть ли не ежегодно начальник центра полковник Анатолий Омельченко недосчитывается пилотов. Но запас прочности у кубинских асов по-прежнему высок. Но вопрос, насколько этого запаса хватит, остается открытым.
     Кстати, несмотря на близость к столице, 16-я воздушная в привилегированных не ходит. Уже в мирное время ее летчики помотались по “горячим точкам”, выполнили свыше тысячи боевых вылетов. Еще один факт: около 900 человек представили к наградам, два пилота стали Героями России.
    


    Партнеры