НЕФУТБОЛЬНАЯ ФУТБОЛКА

18 августа 2002 в 00:00, просмотров: 374
  Она вошла в число тридцати гениальных изобретений прошлого века в мире моды. И смогла перешагнуть за рамки, определяющие ее как “обычный предмет гардероба”, став своеобразным и ни с чем не сравнимым средством коммуникации с окружающим миром.
     А вы как думали? С помощью ФУТБОЛКИ можно поведать буквально обо всем: о своих политических пристрастиях, вкусах и взаимоотношениях с противоположным полом, о любимом кинофильме или футбольной команде. И не торопитесь выбрасывать свои старые любимые тишотки: возможно, когда-нибудь наши потомки возьмутся изучать по ним историю.
    
     В начале третьего тысячелетия представители фэшн-индустрии составили список самых значительных изобретений двадцатого века. Футболка вошла в “горячую тридцатку” наряду с бикини, кварцевыми часами, бюстгальтером и глянцевыми журналами. Однако кому принадлежит ее авторство — вопрос до сих пор открытый. Существуют две версии.
     Первая — американская. После того как в 1941 году японцы напали на Перл-Харбор, в американскую армию дополнительно призвали одиннадцать миллионов новобранцев. Сразу же встал вопрос: на какие средства шить обмундирование (в частности, исподнее) для такого количества людей? Тут-то некие гениальные головы и нашли простой и эффективный выход: хлопковые рубашки без пуговиц, которым не страшны многократные стирки и которые можно носить хоть по пять лет кряду. А после окончания Второй мировой войны футболки стали носить американские тинейджеры, которые позаимствовали их у демобилизовавшихся папаш. Что же до жителей Старого Света, они причислили футболку к разряду верхней одежды лишь к середине 60-х.
     Согласно второму сценарию, европейскому, американцы ничего не изобретали, а лишь подхватили и использовали чужую идею. Американские солдаты увидели футболки на европейских “братьях по оружию” во время Первой мировой войны. Янки тут же окрестили майку “T-shirt”, и в двадцатые годы она стала неотъемлемой частью экипировки американской армии. Чуть позже термин “тишотка” вошел в широкое употребление и был официально внесен в словарь Вебстера.
     Так или иначе, впоследствии именно американцы вознесли футболку на модный Олимп. В 1951 году на широкие экраны выходит картина “Трамвай “Желание”. После ее премьеры мир кинематографа обрел новую звезду в лице Марлона Брандо, который сыграл Стэнли Ковальского, а мир моды — очередной культовый предмет гардероба, поскольку Брандо появлялся в кадре исключительно в футболке. Спустя четыре года свой торс продемонстрировал другой киноидол 50-х — Джеймс Дин (картина “Rebel without a cause”), и футболка становится символом бунтующей против общественных устоев молодежи.
     К слову сказать, именно американцы ввели моду на футболки с принтами. Первыми использовать футболку в качестве “опознавательного транспаранта” додумались представители военно-морского флота. На майках военнослужащих появились названия кораблей, на которых они служили. Эту идею подхватили и развили дальше хиппи и битники: они использовали футболку как способ заявить о своих взглядах окружающему миру. Так появились надписи пацифистского содержания — вроде “Мы — дети цветов” или “Кончай с войной, занимайся любовью” — и майки с “психоделическими” картинами (видимо, рисовавшимися битникам во время галлюциногенных фантазий).
     В 70-е годы эстафету подхватывают панки во главе с Вивьен Вествуд. Они использовали тишотки для того, чтобы высказать свое “фи” общественным устоям в общем и представителям монархии в частности. Так, сама английская королева получила от Вествуд “персональный подарок” в виде футболки с собственным портретом с проколотой губой. “Коллега” Вествуд по панк-движению Сид Вишес из “Sex Pistols” расхаживал в рваной майке с надписью “Вмажь меня”, а басист той же группы Джонни Роттен — с лозунгами “Нет будущего” и “Антихрист, анархия” (спустя двадцать пять лет они были проданы на аукционе за четыре тысячи фунтов стерлингов).
     В 90-е годы на футболки всерьез “положили глаз” американские модельеры. Calvin Klein, Ralph Loren и Donna Karan сделали из обычной майки предмет роскоши. Стоимость дизайнерских футболок стала приравниваться по цене к дорогим брюкам или сорочкам.
    
     Сегодня количество “тишоточных фан-клубов” во всем мире исчисляется тысячами. “Единоверцы” ежедневно выходят на связь на специальных интернет-сайтах, рассказывая друг другу о новинках и хвастаясь новыми приобретениями. Спектр “нательных” надписей и рисунков необъятен: от политических лозунгов до изображения редких видов жуков и тропических рептилий. Любое событие в мире вмиг провоцирует появление очередных “тематических” маек. Причем по футболкам можно судить о реакции на то или иное явление в отдельно взятой стране. Так, после трагедии в Нью-Йорке американские модельеры выпустили футболки с изображением американского флага. В то же время в Индии как горячие пирожки раскупали тишотки с изображением разваливающихся башен-близнецов.
     Во время президентской кампании сторонники демократов, пожертвовав 25 тысячами долларов, выпустили серию маек с изображением Альберта Гора. Что же до его оппонента Джорджа Буша, он появился на футболках позже. Когда произошли теракты в Нью-Йорке, “шутники” выпустили целую серию маек с карикатурными изображениями растерянного президента.
     После ареста американской актрисы Вайноны Райдер, которую задержали за кражу в ювелирном магазине, в США бешеной популярностью стали пользоваться майки с призывом “Свободу Вайноне!”. А англичане после краха аргентинской сборной по футболу на чемпионате мира незамедлительно выпустили майку с изображением плачущего Батистуты и сопровождающей надписью: “Don’t cry for me, Argentina”. Большим спросом среди знатоков пользуются “винтажные” советские майки: “СССР”, “Аэрофлот” или “KGB still watching you”. Их добывают в секонд-хэндах или на блошиных рынках. Среди компьютерщиков особой популярностью пользуется тишотка, повествующая о том, что “Билл Гейтс мертв”, а представители модного мира, оплакивающие уход на пенсию Ива Сен-Лорана, вовсю аплодировали модельерам, выпустившим майку “Принесите мне голову Тома Форда” (именно Форд занимает теперь место Лорана). Том Форд впоследствии выкупил сие изделие, и это обошлось ему в полторы тысячи долларов.
     У европейцев в особом почете майки с шутливым содержанием. Прошлой зимой вся Франция сходила с ума от футболок с портретом очаровательного младенца на груди и надписью “Я — прямое доказательство того, что мои родители не использовали презервативы” на спине. Впрочем, шутки иногда выходят боком. Так, дизайнер Дома Бальман Жиль Дюфур поплатился рабочим местом за то, что выпустил майки со словами “Bitch” (“Сука”) и “Whore” (“Шлюха”), которые он представил на подиуме в Париже. А некая американка чуть не угодила в тюрьму за то, что расхаживала по городу в тишотке “Шериф” (по мнению властей, она вводила в заблуждение окружающих, которые могли и в самом деле принять ее за шерифа).
    
     В нашей стране культура ношения тишоток имеет свою неповторимую историю. Случаи, когда не дружившие с английским соотечественники с гордостью носили привозимые из-за границы майки с откровенно похабными надписями, стали притчей во языцех. Самые яркие примеры — “Я — жертва аборта”, “Даю всем и с первого раза” или “У кого нет коня, тот садись на меня”. Самое забавное, что после того, как россияне с грехом пополам освоили английский, на наш рынок хлынул поток китайского барахла. Майки с иероглифами оказались еще более непотребными и куда менее понятными. Наивные соотечественники, ни о чем не подозревая, носили “шедевры” со слоганами вроде: “Я — лысый бабуин с кокосом вместо головы” или “Я — жирная телка, которая купила эту майку для того, чтобы выпендриться”. И это еще сокращенные и самые “мягкие” примеры.
     Сегодня и у нас появляются более-менее удачные экземпляры, причем иногда это относится даже к заурядной рекламной продукции. К примеру, как-то одна из фирм получила заказ изготовить футболку, пропагандирующую средство против гепатита. Плодом умственных усилий креативного дизайнера стало изделие с изображением некоего желтого существа (олицетворяющего злобную бациллу) и слоганом: “Этой осенью желтеют только листья”. Отдельная строка — “народное творчество”. К примеру, майки со словами “Я — дурак” на груди и “Ты — тоже” на спине.
     Впрочем, футболка претерпела еще далеко не все трансформации. К примеру, в Германии уже разработали тишотки, действующие наподобие дезодоранта. А в Америке сейчас безумно популярны майки с запахами ананаса или кокоса. Одним словом, эволюция продолжается.
    


Партнеры