Не боги голы забивают

Как ореховозуевцы в финал Кубка СССР выходили

  Сорок лет назад футбольная команда “Знамя труда” из Орехово-Зуева играла в финале Кубка СССР с донецким “Шахтером”. До сих пор это достижение является главным в истории подмосковного футбола.
    
     ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ТЕЛЕГРАММА
     главе города Орехово-Зуево
     В.А. Кудинову
     Уважаемый Василий Алексеевич!
     Прошу передать слова приветствия всем участникам и организаторам спортивного праздника, посвященного 40-летию со дня участия команды “Знамя труда” в финале Кубка СССР по футболу.
     Желаю ветеранам команды, юным футболистам города крепкого здоровья, счастья, благополучия и радости спортивных побед.
     Б.Громов,
     Губернатор Московской области.

    
     На протяжении двух месяцев, предшествующих историческому матчу в “Лужниках”, ореховцы не знали поражений ни в первенстве страны, ни в кубковых поединках. По воспоминаниям футболистов, они играли на каком-то особом кураже, им было абсолютно до фени, кто сегодня в соперниках. Наверное, такое состояние, когда тело и душа пребывают в полной гармонии, бывает только раз за игровую карьеру.
     И, безусловно, добрые слова адресуются тренерам Александру Григорьевичу Ильичеву и Юрию Леонидовичу Людницкому. Они пришли в команду в 61-м, когда ей грозил вылет из класса “Б”. Для прежних наставников футболисты были “бездельниками” и “охламонами”.
     — Нас просто замордовали! — заявили игроки руководству хлопчатобумажного комбината. — Смените тренеров. Вот увидите, игра и обстановка в коллективе изменятся к лучшему...
     Футболистам поверили. Как оказалось, не напрасно.
     На первой встрече с командой новые тренеры вежливо, даже скорее по-отечески, попросили игроков: “Кто не хочет тренироваться — пожалуйста, останьтесь дома”. Желающих не нашлось. Затем с этого вопроса: “Кто не хочет тренироваться?” — начиналась каждая тренировка. Но звучал он уже как шутка, ибо никого не надо было подстегивать, одергивать. Игроки знали, что тренеры не станут проверять, где и с кем они были накануне вечером, что ели-пили. Доверием Ильичева и Людницкого дорожили. Тренеры были открыты для игроков, при этом не доводя отношений до панибратства.

* * *

     На пути к финальному матчу “Знамя труда” обыграло: “Волгу” (Калинин) — 2:1 (в гостях), “Текстильщик” (Иваново) — 4:1 (дома), “Спутник” (Калуга) — 4:0 (в гостях), “Спартак” (Ленинград) — 5:0 (дома), “Динамо” (Ленинград) — 3:1, “Спартак” (Москва) — 3:2 (дома), “Динамо” (Кировабад) — 1:0 (дома), “Спартак” (Ереван) — 1:0 (в “Лужниках”).

* * *

     Самым старшим в составе “Знамени труда” был правый защитник, 29-летний Василий Чавкин. Коренной ореховец, он вырос в морозовских казармах, до прихода в футбольную команду работал электриком на ХБК. На улицах города его облепляли пацаны с просьбой рассказать что-нибудь о футболе, показать удар или финт. На трибунах болельщики поднимали плакаты: “Вася, давай!” и “Вася, так держать!”
     — Когда в 1/8 финала вышли на московский “Спартак”, в Орехове нас просили не проиграть ему со счетом 0:5, — вспоминает Василий Ильич. — В 62-м спартаковцы шли к золотым медалям чемпионата СССР, и, ясное дело, никто не сомневался в их победе над нами. В Орехово они приехали в сильнейшем составе: Ивакин, Логофет, Крутиков, Дикарев, Масленкин, Севидов, Рейнгольд, Хусаинов... Не было только Игоря Нетто. Как мы узнали, тренеры “Спартака” дали ему передохнуть в матче, где результат известен, и откомандировали его на стадион “Динамо” — понаблюдать за игрой будущих соперников спартаковцев. Кто-то из толпы болельщиков крикнул команде гостей: “Эй, “Спартак”, мы раздавим тебя!” Москвичи усмехнулись, некоторые из них повернулись к трибуне и жестами показали: “Получите сегодня пять или десять голов”. Хорошо, что мы не дали забить в первые минуты игры. Это нас успокоило, и команда стала смелей атаковать. Мне удалось прихватить левого крайнего спартаковцев Галимзяна Хусаинова, хотя и измучил он меня изрядно. Свой гол Галимзян все-таки забил, но уже в конце матча, при счете 3:1 в нашу пользу. На большее сил у “Спартака” не хватило... С поля гости уходили словно пришибленные, а наши болельщики бесновались от счастья. Не в обиду спартаковцам скажу, но не с ними у нас была самая сложная игра. Вот Кировабад — тот нас выжал как лимон. Азербайджанцы подходили к нам до матча и предлагали большие деньги за то, чтобы мы сыграли в поддавки. “Мы все можем купить, — говорили они мне. — У нас все есть — квартиры, машины, женщины, — но нет звания мастера спорта. Его-то просто так не купишь. А тут такой случай! Уступи, дорогой, в обиде не будешь”. Но мы не могли даже мысли допустить о сделке. Каждый из нас тоже мечтал о звании мастера спорта... В начале игры судьи не засчитали наш гол, фиксируя офсайд. Мне, игравшему в защите, трудно было определить, верное они решение приняли или нет. Момент выглядел спорно. Но при воспоминании о том, что динамовцы нам предлагали до матча, в голове проносились дурные мысли относительно арбитров. Когда мы заработали бесспорный пенальти, вздохнули: “Ну, теперь-то полегче будет”. Однако удар Коли Шарова вратарь отразил. Вскоре мы забиваем, но судья опять разводит руки: “вне игры”. Вот елки-палки! Напряжение возросло... Наконец Шаров бьет точно, реабилитируя себя за нереализованный пенальти...

* * *

     За два дня до решающего матча за Кубок ореховские футболисты поселились в лужниковской гостинице “Спорт”. Выйдя на тренировку, они были удивлены приветствиями людей, щипавших сорную траву на поле.
     Оказалось, это земляки. После полуфинала с ереванским “Спартаком”, проходившего в “Лужниках”, они были задержаны милицией за то, что слишком бурно отмечали победу любимой команды, и получили по 15 суток общественно полезных работ. “Менты сказали, если будем хорошо щипать траву — разрешат нам финал посмотреть”, — сообщили “агрономы” футболистам.

* * *

     В ночь перед главной игрой сезона ореховцам спалось плохо. Едва впав в забытье, Василий Чавкин очнулся от непонятного грохота. Он разомкнул тяжелые веки и обомлел: на него надвигался шкаф! Василий вскочил и увидел вратаря Анатолия Хомякова, толкающего этот шкаф. “Что с тобой, Хомяк?!!” — закричал Чавкин. У Хомякова зрачки — в кучу. Василий усадил-таки товарища на стул: “В чем же дело, Толя?!” Голкипер вздохнул и вытер испарину со лба: “Представляешь, Вась, приснилось, что я пенальти отбиваю, мяч подбирает какой-то мужик и прячется в шкаф. Вот я и вытряхиваю его оттуда...”

* * *

     11 августа 1962 года. Из Орехово-Зуева в Москву назначается дополнительный электропоезд. Весь город хотел попасть в “Лужники”. Первые группы ореховцев прибыли на стадион имени Ленина к полудню. Представители текстильного центра страны по-деловому оккупировали лавочки в скверах стадиона. Доставали из сумок селедку, лучок, черный хлеб, разливали в стаканы водку, портвейн. Подзаправившись с дороги, пошли к гостинице, где жили футболисты. Завидев в окне своих любимцев, завопили: “Вася! Давай!”

* * *

     Футболистов напутствуют руководители Орехово-Зуевского горкома КПСС и областного спорткомитета. Зачитываются подбадривающие телеграммы из разных городов страны.

* * *

     За два часа до начала игры чиновники из Федерации футбола СССР по очереди заносили в раздевалки команд-участниц кубок, за который предстояло бороться. Все ореховцы почтительно потрогали хрустальную вазу.

* * *

     — Потрогать-то потрогали, а поднять над головой не смогли, — говорит Василий Чавкин. — “Шахтер” не позволил. Команда у горняков была крепкая, волевая, опытная. За год до этого они уже побеждали в финале Кубка... Уже к седьмой минуте “Шахтер” воспользовался нашими грубыми ошибками и повел — 2:0. Тренеры поменяли вратаря Хомякова на Вадима Никифорова. Игра выровнялась, но по-настоящему голевых моментов нам создать не удалось. “Шахтер” контролировал ход матча — его класс, конечно же, был выше. Да и время Донецк “тянул” грамотно. Тогда это проще было сделать — играли-то одним мячом, а не тремя, как сейчас. Так и проиграли — 0:2.

* * *

     После матча обладатели Кубка СССР пошли в ресторан. Футболистов “Знамени труда” автобус развозил по домам.
     От ореховских болельщиков испуганно шарахались все вокруг, лоточницы, торгующие мороженым и газировкой, просто улепетывали. В метро с возгласами: “Мы из Орехова!” — толпой была порвана цепочка контролеров. Кто-то получил за дебош 15 суток, кого-то отправили в вытрезвитель...

* * *

     Областной спорткомитет за успешное выступление в розыгрыше Кубка СССР 1962 года наградил футболистов “Знамени труда” наручными часами с выгравированной фамилией их владельца. Ореховский хлопчатобумажный комбинат каждому игроку выделил по вельветовой накидке на телевизор. Никаких премиальных не выписали. Зарплата осталась прежней. Игрок основного состава получал 140 рублей в месяц, запасной — 120. За звание мастера спорта стали доплачивать червонец.
     Про квартиры и машины никто не заикался. Такое и в голову не приходило.
     Уже после окончания сезона облспорткомитет выбил для ореховцев поездку в Финляндию на товарищеские игры с рабочими командами. На сэкономленные суточные русские футболисты купили себе модные болоньевые плащи, носки, зажигалки. И ручки с “переливающимися” голыми девчатами. Этот сувенир прятали на дно багажа при пересечении границы.

* * *

     На игроков свалилась масса лестных предложений из других клубов. Василий Чавкин, Анатолий Пименов, Николай Шаров и Анатолий Хорлин сыграли серию матчей за сборную РСФСР.
     — Меня приглашали в московский “Локомотив”, — рассказывает В.Чавкин. — Но я предпочел остаться дома. Меня все устраивало в Орехове. Незадолго до памятного финала Кубка СССР мы с женой, сыном и тещей из комнаты, которую занимали в одной из морозовских казарм, переехали в двухкомнатную квартиру... В 68-м закончил играть. Почти четверть века преподавал физкультуру в текстильном техникуме. Среди моих учеников — Александр Уваров, который был вратарем сборной СССР на чемпионате мира-90. Сейчас он живет и работает в Израиле. Хороший парень! Два раза привозил ореховским мальчишкам комплекты футбольной формы. Мне костюм спортивный классный подарил и кроссовки. Сейчас я работаю начальником команды “Спартак-Орехово”... Из тех, кто в финале с “Шахтером” играл, в живых еще трое осталось. Анатолий Хорлин инспектирует матчи Премьер-лиги. Юрий Балашов работал тренером в Куровской, пенсионер. Михаил Захаров один сезон пробыл в “Шахтере”, вернулся обратно, много лет тренировал раменский “Сатурн”, вывел его во вторую лигу первенства СССР. В настоящее время он — администратор “Сатурна”. Колю Шарова позвали в московский “Спартак”, но дальше дубля он там не прошел. Умер в прошлом году. Лучший бомбардир в истории нашего клуба Анатолий Пименов работал в Орехове тренером. Два его сына стали неплохими футболистами, один из которых — Игорь, как и отец, много забивал. Умер Толя два года назад. Трагичная судьба выпала Евгению Крылову. Он начал крепко выпивать, не мог отказаться от приглашений земляков гульнуть в компании. Мы боролись за него, в больницу клали, но... “Сгорел” Женя быстро — похоронили в 64-м. В 90-х годах не стало Анатолия Хомякова, Юрия и Вадима Никифоровых, обоих наших тренеров — Александра Григорьевича Ильичева и Юрия Леонидовича Людницкого...

* * *

     В честь 40-летия выхода команды “Знамя труда” в финал Кубка СССР в Орехово-Зуеве состоялся футбольный матч. В гости к ореховцам приехали ветераны “Спартака” — Ринат Дасаев, Вагиз Хидиятуллин, Федор Черенков, Юрий Гаврилов, Василий Кульков и другие. Товарищеский матч между ними и ореховскими ветеранами завершился ничьей — 3:3 и, само собой, дружеским фуршетом.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру