Выборг утешил измученные души

19 августа 2002 в 00:00, просмотров: 278
  Вопреки устаканившейся традиции закрывать “окно в Европу” под дождем, на нынешнем 10-м, юбилейном фестивале российского кино обошлось без него: и Аллегрову приглашать не понадобилось с ее способностью разводить тучи руками...
     Внеконкурсную программу — “Выборгский счет” — судили зрители, трудолюбиво и добросовестно заполнявшие анкеты после каждого просмотра. Результат налицо: третье место у Алексея Балабанова — “Война”, первое и второе поделили “Звезда” Николая Лебедева и “Кукушка” Александра Рогожкина. Зрители, вы мо-лод-цы! В отличие от жюри последнего Московского кинофестиваля, забаллотировавшего “Кукушку” из политических соображений. Ну что тут сказать? Такой вот фестиваль, блин! (Цитата из Никиты Михалкова.) Но справедливость, оказывается, есть. В отдельно взятом Выборге у “Кукушки” — главный приз. Лучшая женская роль — там же. У Анны-Кристины Юссо, саами по национальности. “Спасибо большой!” — сказала, принимая приз, актриса на чисто русском. Публика прослезилась.
     Председатель жюри неигрового кино режиссер Виктор Косаковский прослезился по другой причине: мало зрителей на документальных фильмах. А жаль. Таких чудных лиц сегодня нигде уже не увидишь — только у документалистов. Как вам, к примеру, женщина, которая после не очень ловкого высказывания покрывается краской стыда? Уже не встретишь... Лучшим документальным фильмом признан “Глеб” Андрея Зайцева — история мальчика трех лет, родители которого решают отдать его в детский дом.
     И тут уважаемый кинорежиссер прав. По 3-4 фильма у Сергея Шакурова, Николая Чиндайкина, у суперкрасотки на экране, но не столь яркой в миру Виктории Толстогановой. Хотя приз оргкомитета фестиваля в номинации “Открытие” Вике вручили не за количество, а за качество. “Лучшая мужская роль” — у главного мента страны (“Улицы разбитых фонарей” и др.) питерского актера Юрия Кузнецова, сыгравшего в паре с Сергеем Шакуровым в “Дневнике камикадзе” Месхиева. Критика свой приз отдала Валерию Рубинчику за “Кино про кино”. А красивой и чувственной Татьяне Ларионовой, сыгравшей в картине, достался приз в номинации “Реванш”. Бальзамом на измученные гонением души режиссера Ивана Дыховичного и так называемого в очень узких кругах “порнографа”-писателя Владимира Сорокина стал приз за сценарий “Копейки”.
     Не изменяющая любви и себе Кира Муратова получила приз за режиссуру (фильм “Чеховские мотивы”) плюс круиз от Фонда Андрея Тарковского, впервые заявленного на фестивале. А премию имени Саввы Кулиша, Станислава и Андрея Ростоцких получили документалист Евгений Цымбал (“Дзига и его братья”) и Петр Тодоровский (“Жизнь забавами полна”). Филипп Янковский со своим “В движении” был замечен и отмечен в номинации “Дебют”. Никто не возражал. Церемония закрытия 10-го, юбилейного фестиваля прошла скромно, но душевно, под звуки раннего и высокого барокко в исполнении солистов капеллы “Золотой век”, во внутреннем дворике выборгского замка-крепости аж XIII века рождения.
    



Партнеры