Необразцовый театр имени Образцова

Ливанов и Гладков знают, как ему помочь

20 августа 2002 в 00:00, просмотров: 1423
  Кукольный театр имени Сергея Образцова, бывший когда-то гордостью нашего искусства, в самом центре Москвы давно стал символом увядания, бесхозности и вялотекущего творчества. Похоже, что все попытки в разное время разных министров культуры запустить в нем жизнь ни к чему не привели. И на театр махнули рукой. Михаил Швыдкой предложил радикально решить проблему — закрыть театр, потому что он совершенно неокупаем.
     Однако нашлись художники, у которых есть программа по реанимации “трупа”, — это актер, режиссер и писатель Василий Ливанов и композитор Геннадий Гладков. Еще весной Ливанов с Гладковым встречались с министром культуры, и тот обещал поддержать их инициативу, но до сих пор никакого решения так и не принял.
     — Василий Борисович, что вы хотели предложить министру?

     — 300 тысяч долларов в год — установленная государством дотация, которая дает мизерный возврат. Мы предложили реконструировать весь театр, включая реорганизацию внутри него. В театре заканчивают работу последние образцовские актеры, пожилые люди, которые не могут поднимать 7-килограммовые куклы — им тяжело. Чтобы с ними не ушла тайна образцовского искусства, мы предложили создать при театре училище, студию.
     Гладков: — Технологически театр, сцена, закулисье очень устаревшие, с задних рядов ничего не видно. Мы хотели реконструировать зал, приподнять задние ряды... Причем ничего не просили у министерства и предлагали найти деньги самостоятельно.
     — Сколько времени займет реконструкция?
     — Три месяца максимум. Ее можно перенести к следующим отпускам, потом труппа может уехать на гастроли, и одновременно будет идти реконструкция старых спектаклей. Устаревшие надо снять с репертуара, а какие-то постановки Сергея Владимировича должны идти вечно — “Аладдин и волшебная лампа”, например.
     — А новые пьесы у вас есть в портфеле?
     Ливанов:
— У нас есть две современные пьесы — одна из них, “Баба Яга интернешнл”, написана по идее Сергея Владимировича — о модном сейчас суеверии. Там — НЛО, лохнесское чудовище, снежный человек... Современную пьесу “Ждите аиста” (как говорил Образцов, “выездную” — где нет текста, но все понятно) я предложил Михаилу Шемякину как художнику, и тот дал принципиальное согласие.
     — Какие у вас идеи по поводу драматургов?
     — Надо объявить конкурс, и любой из известных писателей-юмористов с восторгом будет участвовать в нем. У нас есть репертуар на первые три года. Был бы жив Аркаша Хайт — он бы обязательно к нам присоединился. Среди образцовских актеров среднего поколения есть те, которые могли бы заниматься режиссурой: Виктор Рябов, Роберт Ляпидевский, Роман Богомольный... Они не востребованы в той мере, в какой должны быть.
     — Вы в курсе, готовятся ли какие-то премьеры сейчас в театре?
     Ливанов:
— Сейчас они поставили “Пиковую даму” — жутко скучный спектакль. Образцов никогда бы не стал его делать. У него была установка: “Пьеса, которую можно сыграть живыми актерами, не годится для кукольного театра”. И он сам это подтвердил в последние годы, поставив “Мещанина во дворянстве”, который провалился... Сейчас они возобновляют “Ночь перед Рождеством” Гоголя — опять мемориальный спектакль. Спектакли стареют. Скажем, “Необыкновенный концерт”: пародия сейчас потеряла смысл, все держалось на Зиновии Гердте.
     — Если говорить о структурных изменениях, какими вы их видите?
     Ливанов:
— В театре до сих пор нет художественного руководителя, нет представления о том, куда двигается театр. После Сергея Владимировича в театр пришел замечательный, талантливейший человек — режиссер Резо Габриадзе — и не смог работать. Дело в том, что он марионеточник, а здесь тростевые куклы — все равно если бы режиссер оперы пришел ставить балет. Нынешний директор театра тоже никуда не годится. Он в жизни в глаза не видел Сергея Владимировича и считает, что в его театре все хорошо.
     Гладков: — Мы предлагали, чтобы Ливанов возглавил театр как худрук, а я — его зам и музыкальный руководитель. Директором мог бы стать Всеволод Иткин, который работал главным администратором в театре при Образцове и знает его как свои пять пальцев.
     — Вы обсуждали это с актерами театра? Возможно, они будут против.
     Ливанов:
— Мы не говорили с ними, потому что все это пришлось на время отпусков. Да и потом, что они скажут? Может быть, кому-то нравится жить в этом омуте с неподвижной водой. Труппа невероятно раздута, там более 40 человек. А за три года они сделали только один спектакль, при Образцове выходило в среднем три спектакля в год.
     Гладков: — Мы хотели, чтобы сначала все решили в министерстве, и только тогда мы пойдем общаться. Иначе получался бы какой-то заговор. “Интрига”, скажут.
     — Что связывает вас с театром Образцова?
     Ливанов:
— В свое время Образцов предложил мне идею “Дон Жуана”, я привлек Гарри Бардина, и мы с ним написали пьесу, а Гладков — музыку. Спектакль идет уже 26 лет — представляете, сколько за это время он поездил по миру и сколько дохода принес театру! Потом мы часто общались с Сергеем Владимировичем, я смотрел несколько раз с друзьями “Дон Жуана” и приводил детей на детские спектакли. Больше я ничего не писал, хотя у меня шли мои пьесы в других театрах.
     Гладков: — Мне жалко этот театр, и я хочу, чтобы мои внуки туда ходили и испытывали тот же восторг, что и я в детстве. Сами понимаете, что нам такая нагрузка не обязательна — у меня музыки хватает и так, но я думаю, что не страшно потерять время, чтобы что-то наладить в театре.
     — Вы считаете, что после реорганизации и реконструкции будет возможно вернуть зрителей в театр Образцова?
     Ливанов:
— Нет сомнений. Мы надеемся, что нам удастся повернуть театр к современности, как к взрослому зрителю, так и к ребенку.
    
     Р.S. Что и говорить, образцовский театр — на фоне своего былого величия — сегодня не более чем убогий приют комедиантов и кукол. Хотят того или нет федеральные власти, но им придется решать проблему: или действительно закрыть театр, или дать художникам шанс. Далее стыд прикрывать — просто позорно. Тем более что охотников взяться за возрождение умирающего монстра еще надо поискать.
    




Партнеры