Старые песни о главном

Фальшивые билеты приносят мошенникам доход в 6 миллионов рублей

22 августа 2002 в 00:00, просмотров: 376
  Если бы все транспортные “зайцы” по взмаху волшебной палочки превращались в зайцев настоящих, то Мосгортранс давно бы завалил рынок диетическим мясом. Очень их много, “зайцев” без билета. За один рабочий день московские контролеры ловят около полутора тысяч любителей прокатиться на халяву. Вообще 6 процентов пассажиров в московском общественном транспорте — “зайцы”, а в 2002 году произошло резкое увеличение “популяции” — до 8 процентов! И переловить всех контролеры не в состоянии. Корреспонденты “МК” побывали денек в шкуре профессионального “зайцелова”, поохотились в московских автобусах и потому ответственно могут сказать: “заячья охота”, как и любая другая, — дело очень трудное, а зачастую и опасное...
     Вместе с бригадой контролеров мы садимся в автобус около метро “Каширская”. Бригадир Галина Васильевна удрученно указывает на кондукторшу, копошащуюся возле передних дверей:
     — Набирают людей с бору по сосенке. В основном приезжих. А они поддельный льготный билет отличить от настоящего не могут. Хотя фальшивки такие бывают... Вот вы сами попробуйте билеты попроверять!
     И я пробую. Не мудрствуя лукаво, показываю пассажирам редакционное удостоверение:
     — Проездные документики предъявляем!..
     И сразу — улов. Двое пацанов, сидящих у дверей, показывают мне мятые, но ламинированные бумажки. Если им верить, то ребята учатся в 11-м классе в специальном коррекционном интернате.
     — Поздравляю, вот и первая туфта, — учит меня Галина Васильевна, проработавшая контролером 25 лет. — Еще и не такое увидите...
     Справки у ребят отбираем, а самих горе-безбилетников высаживаем: денег на штраф у них, как выяснилось, нет.
     Вообще-то умелые и находчивые фальшивобилетчики разоряют транспортников почти на 6 миллионов рублей. Некоторые ушлые горожане закупают на Черкизовском рынке фальшивые талончики — вдвое дешевле настоящих. Подделаны они качественно и привезены, по словам контролеров, из Украины. Подделывают уже и магнитные карты. Распознать их профессионалу довольно просто: и полоса магнитная легко отклеивается, и бумага не та.
     ...Подкатывает следующий автобус. Первая же пассажирка гордо показывает мне красивое удостоверение. Все в нем хорошо — и обложка, и фотография. Непонятно только одно: с каких это пор работники Министерства сельского хозяйства пользуются правом бесплатного проезда?
     Голь на выдумки хитра. Пытаются ездить и по бабушкиным пенсионным книжкам, и по... медицинским полисам. Мне показывают груду конфискованных удостоверений. Там есть и корочки “члена ЦК ВЛКСМ Узбекистана”, и “ФСБшная” “липа”. А вообще в России существует 66 официальных льготных категорий. Много каких документов можно подделать...
     А вот и бунт на корабле. Двое бритых молодцев упорно смотрят в окно и на просьбу контролера никак не реагируют. Галина Васильевна вежливо и терпеливо (что значит 25-летний опыт!) убеждает их:
     — Предъявите билетик или платите штраф. Если денег нет, то попрошу покинуть автобус!
     Наконец один из “зайцев” нехотя лезет в карман и показывает билет. У другого билета нет. Весь долгий спектакль был затеян с одной целью — проехать как можно дольше. Но приходится вылезать и “крутым”.
     — А бывает, и в драку лезут, — говорит Галина Васильевна, — Часто брызгают газом из баллончика. А самый страшный случай — когда в 98-м году одного нашего наркоман пырнул ножом в живот.
     ...Понемногу и я начинаю чувствовать себя своеобразным “зайцем”. Удостоверение-то у меня не контролерское! Но никто на него не смотрит. Молча лезут за билетами или за деньгами. Наконец не выдерживаю — интересуюсь у двоих пассажиров:
     — Ребят, вы всегда такие доверчивые? Вчитайтесь!
     — А, “МК”! Для вас никакого штрафа не жалко!..
     Меня так и не раскрыли, но, по словам начальника центрального отдела билетного контроля “Мосгортранса” Лидии Гавриловой, фальшивых контролеров москвичи разоблачают достаточно часто. За месяц поступает 6—7 звонков от пассажиров о “липовых” ревизорах на том или ином маршруте. Из-за них контролеры вооружились пластиковыми удостоверениями с голограммой. Подделать такой документ трудно, да и меняют его раз в квартал. Поддельные контролеры чаще всего происходят из бывших настоящих. Выгонят такого за пьянку, а он удостоверение не сдаст и халтурит “на себя”.
     Вообще билеты в Москве проверяют 700 контролеров. А одновременно их дежурит до 600 человек. Кроме того, билеты могут проверять все работники “Мосгортранса” — при наличии штрафных квитанций, разумеется. Получают контролеры около 3000 рублей в месяц. Это оклад и премия с выручки. За смену контролер штрафует в среднем 10—15 человек. Все, конечно, зависит от маршрута. “Золотым” считался ныне отмененный маршрут автобуса №607 от “Каширской”. Там без билета отчего-то катались все. Самые сложные маршруты — вблизи вокзалов: приезжим наплевать на правила приличия, вот и приходится там работать только мужчинам.
     Штрафуют в Москве много. Только за прошлый год собрано было 18,8 миллиона рублей . Стало быть, было оштрафовано 2 миллиона безбилетных пассажиров. Скольким “зайцам” удалось уйти — подсчитать невозможно. Но впереди у них трудные времена, ведь в скором времени городские власти хотят установить в общественном транспорте турникеты...
     — Не боитесь ли остаться без работы? — спрашиваю я у контролеров.
     — Еще и на пенсию выйти успеем, — отвечает один из них. — Пока эти турникеты приживутся, пока москвичи научатся пользоваться ими... На наш век “зайчатины” хватит!
    


Партнеры