Спорный Мяч

  “Насколько велика в футбольной команде роль капитана?” — тема, актуальная, как нам кажется, во все времена. “МКФ” решил вспомнить, что говорил об этом спартаковский патриарх Николай Старостин, и послушать заслуженного мастера спорта, “генерала из команды лейтенантов” Юрия Ныркова...
    
     Николай СТАРОСТИН — про Игоря НЕТТО:

     — В нашем деле очень сильно преувеличена роль тренера. Он — и царь, и Бог, и воинский начальник. Да, тренер может быть выдающимся, семи пядей во лбу, но все его, даже гениальные, идеи остаются в раздевалке. На поле творят футболисты. Они или способны, или не способны воплотить замысел тренера. А ведь еще могут добавить изящества, мысли... И вот тогда главное действующее лицо в футболе — капитан. Является ли он проводником идей тренера — вопрос дискуссионный, потому что игра каждый раз вносит свои изменения и поправки в первоначальный замысел.
     Игорь Александрович Нетто, например, игру понимал по-своему, а тренер Гуляев зачастую — по-своему. Но Нетто упрямо гнул свою линию... Авторитет капитана, его умение бросить по ходу игры нужную реплику — одного одернуть, другого подбодрить, третьему подсказать — это очень важно. В звездном составе “Спартака” и сборной Нетто был непререкаемым авторитетом, несмотря на то что большинство футболистов, как я считаю, не уступали ему в мастерстве. Но он был — вожак. Видел игру на два-три хода вперед. И пусть его указания не всегда совпадали с установкой тренера, главное, что игру они не портили.
     Вообще же я считаю, что капитаном нужно родиться, потому что на поле, в постоянной борьбе нужны особые человеческие достоинства. Эти достоинства игроки обязательно оценят и воспримут. И после игры все обидные замечания мгновенно исчезают... Да, очень сложный характер был у Нетто, но ведь и в “Спартаке”, и сборной у него на роль капитана не было конкурентов. Признаюсь: у меня на душе было спокойно, когда он на поле, во главе команды. Десять лет капитанствовать в звездных командах — “Спартаке” и сборной — нужно быть личностью, авторитетом и очень уважаемым человеком!
    
     Юрий НЫРКОВ —про Всеволода БОБРОВА:
     — На собрании олимпийской сборной в 1952 году по предложению Бориса Александровича Аркадьева капитаном команды был избран Всеволод Бобров. Конечно, мудрый Аркадьев — педагог, психолог, тренер — сто раз отмерил, прежде чем определиться с кандидатурой капитана. Вспомним, что в команде играли классные футболисты: Бесков, Трофимов, Башашкин, Николаев... Почему, спросите, именно Бобров? Его авторитет в мире футбола уже тогда был очень высок, и, случись на поле спорная ситуация, он спокойно подходил к судье. И тот воспринимал это как должное, в то время как других капитанов мог одернуть, поставить на место. Конечно, огромное значение имела его роль забивалы. Поэтому во время игры мы часто слышали от него: “Дай!” (мяч). Хотя он вообще-то был очень добрым. Если делал замечание партнерам, то корректно, без надрыва, без окрика. И отношение к Боброву всегда было уважительное и дружеское. За глаза его звали — Курносый. Он знал об этом и никогда не обижался...
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру