Очарование южных морей

Спецназ МВД тренируется на архипелаге Туамоту

  На островах архипелага Туамоту в Тихом океане под руководством известного во всем мире специалиста по проблемам выживания Яцека Палкевича завершился VI этап антитеррористического тренинга. Участие в нем принимали сотрудники подразделений специального назначения МВД России. Программа включала совершенствование профессиональных знаний и навыков в подводных спусках со специальными заданиями, выживание и деятельность в экстремальных условиях необитаемого острова на суше и в водной среде с целью подготовки группы для решения поставленных задач по борьбе с терроризмом.
     Организацию этих тренингов осуществляла Ассоциация ветеранов спецназа “Русь” совместно с МВД РФ.

    
     Лодка с трудом достигает “мота”, островка, являющегося частью атолла — кораллового рифа в форме разомкнутого кольца с изумрудной лагуной посредине. Бродя по пояс в воде, мы выгружаем наш скромный багаж на полоску земли длиной не более 200 метров, покрытую пальмовой рощей. Острые осколки и обломки кораллов затрудняют передвижение даже в армейских ботинках. Глаза режет ослепительно белый кальциевый коралловый песок.
     Кокосовые пальмы придают пейзажу особую прелесть. Их кроны и листья купаются в лучах тропического солнца, а корни погружены в насыщенную солью известковую почву. Полную тишину нарушает только тихий плеск разбивающихся о берег волн. С этого момента наш мир ограничится только водой, воздухом и небольшим участком суши.
     Мы намерены повторить то, что три века назад испытал Александр Селкирк, более известный как Робинзон Крузо. Шотландский моряк после ссоры с капитаном был высажен с сундучком, в котором были Библия, топор, нож и мука, на одном из необитаемых островов архипелага Хуан-Фернандес, удаленного на 600 километров от побережья Чили. Он сумел прожить там четыре года и четыре месяца, охотясь на диких коз, питаясь рыбой и растительностью. Его история, описанная Даниэлем Дефо, стала моделью философии приключений для многих поколений молодых людей.
     У нас с собой только ножи и спички, и согласно плану мы должны прожить три дня на необитаемом островке, расположенном на полпути между Калифорнией и Австралией. Хотя мы оказались тут на положении потерпевших крушение совершенно добровольно и на короткий срок, все-таки каждый из нас ощущает волнение.
     Моя задача состоит в том, чтобы познакомить с искусством выживания двенадцать российских офицеров подразделения по борьбе с терроризмом. Наш вояж является частью их тренинга по подготовке к борьбе со смертельным врагом всех бойцов спецподразделений — природой. В течение пяти лет десятки лучших коммандос проходили порой весьма жесткие уроки в крайне суровых условиях как в Сахаре, так и в джунглях Южной Америки, благодаря чему они теперь в состоянии не только выжить, располагая весьма скудными средствами, но также выполнять боевые задачи в любой точке Земли, избегая многочисленных опасностей.
     Программа родилась под эгидой Совета безопасности Российской Федерации при поддержке Министерства внутренних дел и Министерства обороны; руководит ею Леонид Петров, президент Ассоциации ветеранов спецназа “Русь”.
     На этот раз мы находимся на атолле Рангироа, одном из 130 островов Французской Полинезии, разбросанных по бескрайним водам на территории, почти равной Европе. До Москвы отсюда около 30 тысяч километров, а до Таити — неполных 300. Пока нам не дано наслаждаться прелестями Мекки богатых туристов: ее лагуной, переливающейся всеми цветами радуги, очаровательными заливами и чувственной музыкой, в ритм которой таитянки колышут бедрами.
     Человек, брошенный на произвол судьбы и природы, прежде всего должен защищаться от холода, дождя, солнца, насекомых. Сон и отдых имеют громадное значение в борьбе за выживание. Поэтому первое дело для нас — это забота о крыше над головой. Мы готовим укрытие, сооружая крышу из пальмовых листьев, и при этом следим за тем, чтобы тяжелый, весящий несколько килограммов кокос не упал на голову. Они созревают в разное время года, независимо от сезона, поэтому сложно предсказать, когда они упадут.
     Следующее место в иерархии факторов выживания занимает сигнализация. Следует ожидать, что жертв кораблекрушения или авиакатастрофы будут искать по истечении планового времени прибытия. Мы должны подготовиться к подаче сигналов. Я напоминаю, что годится любой способ призыва о помощи: огонь и дым, гелиограф, акустические и оптические сигналы.
     Наша ситуация парадоксальна. Хотя мы со всех сторон окружены водой, следует помнить, что пить ее мы не можем. Зато нас выручают кокосы, которые мы срываем, забираясь на пальмы. С помощью мачете надрезаем твердую как сталь скорлупу и проникаем в сердцевину, где находится более полулитра немного сладковатой, но очень бодрящей жидкости.
     К скорлупе кокосового ореха прилегает белая питательная ткань плода — она наряду с рыбой станет нашей постоянной пищей. Из высушенной питательной ткани ореха местные жители получают ценную копру, которая содержит до 70 процентов жиров, используемых в пищевой промышленности.
     Кокосовая пальма, которую местные жители называют деревом жизни, — это не только масло и строительный материал, но и волокно для изготовления матов, листья для кровли, кокосовое молоко. Пальма плодоносит круглый год, первые плоды родятся, когда дерево достигает 5—7 лет, а взрослая пальма дает 80—100 орехов в год.
     В последних лучах заходящего солнца горизонт загорается алым заревом. Вскоре на фоне ясного неба появляется круглое лицо луны. За кокосовыми пальмами слышен лишь ропот океана, кругом же царит ощущение глубокого одиночества и поразительная тишина, усиливающая экзотику и суровость пейзажа. С наступлением ночи появляются тучи мушек ноно; место, где ужалила такая мушка, потом очень сильно зудит. Перед сном проводим урок ориентации на местности: следует найти Южный Крест.
     Среди ночи нас будит тропический ливень, который за несколько минут заливает постели; одежда тоже промокает до нитки. К счастью, мы успели приготовиться к сбору дождевой воды; вместе с собранной росой, которая ночью стекает по листьям, ее вполне хватит, чтобы освежить рот.
     Утренний урок, а точнее, дискуссия или обмен мнениями, затрагивает тему силы воли, которая является главным козырем потерпевшего. Именно она позволяет обуздать эмоции, вступить в борьбу с такими безжалостными врагами, как одиночество, боль, холод, жажда или стресс.
     В 10 утра жара становится невыносимой, дышать нечем. У берега температура воды превышает 30°С, дальше она приятнее. С самодельными гарпунами мы идем ловить рыбу на обед. В изумрудных водах лагуны дремлют кажущиеся нереальными отмели, переливающиеся широкой гаммой разных оттенков голубого опала и зеленого. Это подводные коралловые рифы, среди которых замечаешь стайки не менее красочных рыб, морских звезд, морских ежей и других обитателей южных морей. Весь этот подлинный мир напоминает какие-то сказочные леса или легендарные райские сады.
     Возвращаемся в лагерь с вполне богатой добычей, которая позволяет нам успокоить аппетит. Кстати, пойманную рыбу мы выпотрошили, и над поверхностью воды появляются треугольные спинные плавники. Присутствие акул — большая неожиданность, потому что вода доходит только до колен. Это значит, что нам надо быть очень-очень осторожными.
     Поджаренная на раскаленных обломках рифа рыба оказывается вкуснее, чем в московской столовой. Режиссер Леонид Круглов, который снимает документальный фильм о нашем путешествии, добыл метровую мурену, чем должен очень гордиться.
     Запах остатков несъеденной рыбы привлекает тысячи назойливых мух, надо поскорее выбросить их в воду. Отныне рыба будет постоянным пунктом нашего меню: очищенную и нарезанную мелкими кусочками, мы ее жуем и используем столь ценную для потерпевшего жидкость. В следующий раз кусочки рыбы маринуются в течение часа в морской воде и употребляются в сыром виде. Роскошным блюдом будут и моллюски, собранные среди белой пены прибоя, разбивающегося на коралловом рифе.
     Райский мир коралловых рифов, привлекающий экзотикой, чрезвычайно опасен для судоходства не только потому, что эти образования не видны с поверхности воды, но также и потому, что в результате быстрого роста рифы меняют свои очертания за сравнительно короткое время. В связи с этим навигационным картам нельзя полностью доверять. Эту опасность почувствовали на себе великие мореплаватели. Джеймс Кук чуть не потерял свой корабль, а для француза Лаперуза знаменитое открытиями плавание закончилось в 1788 году гибелью его и всей команды.

* * *

     Наше пребывание на необитаемом острове подходит к концу. Вот уже подошла лодка, на которой мы эвакуируемся с затерянного уголка Земли. Последний взгляд на удаляющийся кусочек суши. Позади нас осталась глава жизни, о которой сегодня мечтают многие жители городских метрополий, утомленные современной промышленной цивилизацией.
     В этот же день мы прибываем в подводный центр “The Six Passengers” на атолле Рангироа, где под руководством Уго Маццавиллани и двух наших ныряльщиков — Алексея Максимова и Владимира Страковича — будем проходить тренинг совершенно иного характера.
     Успех спасательной операции зависит от соответствующей экипировки, меткой стрельбы и постоянной тренировки. На этот раз мы будем совершенствовать специальные навыки, необходимые для проведения операций под водой.
     Первое погружение производит необыкновенное впечатление. Никакая из стихий не действует на воображение столь сильно, как вода, а мы находимся в одном из наиболее экзотичных подводных мест на Земле, которое называют настоящим чудом природы. Вода идеально чиста, а скалистое дно покрыто сказочными кораллами затейливой формы, переливающимися всевозможными красками. Мы восторгаемся красотой и многообразием форм жизни, для которой они служат обычным фоном.
     На последующих занятиях уже нет времени восхищаться чудесами природы, мы должны сосредоточиться на конкретных задачах. Начинаем отрабатывать способы оказания помощи в аварийных ситуациях и технику помощи раненому товарищу.
     В другой раз учимся передвигаться без помощи компаса и осваиваем науку скрытного подхода к району проведения операции. На последней тренировке отрабатывается взаимодействие в группах, выполняющих разные задачи.
     Мы с сожалением покидаем Рангироа, хотя впереди у нас еще несколько дней, которые мы посвятим знакомству с жемчужинами южных морей, воспетыми Гогеном, Матиссом, Стивенсоном, Мелвилом, Моэмом, Куком и Хейердалом как рай на Земле. Общепризнанные “оазисы счастья”, вечно зеленые и цветущие вулканические острова: Таити, Хуанхине, Раятеа и Бора-Бора с их изумрудными лагунами, белыми пляжами и благоухающими садами, полными гардений, бугенвиллей и франгипаний, могут привести в изумление даже самого опытного путешественника.
    
     P.S. Более подробно об уникальной экспедиции Яцека Палкевича можно будет узнать из снятого Леонидом Кругловым документального фильма. Работа над ним уже почти закончена.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру