Вороны каркали: “И шубы”

ЦДХ – базар или вокзал?

27 августа 2002 в 00:00, просмотров: 270
  Пока иные известные галереи позволяют себе летний отдых с выездом на пленэр, Центральный Дом художника пашет как безостановочный конвейер. Единственное, что отличает летний ЦДХ, — это явное преобладание приезжих художников. Причем не только из российской провинции.
     Оставим пока в покое основной второй этаж выставочного дома. Сначала побываем на антресолях. Здесь — приятное открытие. Вологодский еще недавно и два года как москвич Сергей Радюк показывает свою пейзажную живопись последних лет. Картин много, они развешаны практически на протяжении всего балкона. Ощущение от живописи — воздушность и одновременно карнавал. Но сдержанный. Почти пастельные цвета, которые вдруг ярчают (но чуть-чуть) лишь в осенних пейзажах. А еще Сергей Радюк явно неравнодушен к женщинам. Они у него порхают по полотнам, как эльфы — почти прозрачные и в шляпах из Серебряного века. Романтично.
     После антресольной романтики следующий этаж сразу опускает нас на грешную землю. В центре второго этажа на этот раз меха. Идешь по анфиладе залов вокруг и ощущаешь полное раздвоение личности. Направо на стену посмотришь — живопись, налево взглянешь — Лужники. Под “Модерн Токинг”. Просто “О.С.П.-студия”: “И шубы, и шубы...” Эстетические чувства художественных зрителей словами не передать. Но если абстрагироваться от шубно-меховой начинки, и на втором этаже есть достойные экспозиции.
     Уже в холле нас встречают австрийцы из художественного объединения города Грац . Сразу вспоминается недавняя шутка из области черного юмора — в Швеции скончался последний живописец (говорят, кстати, что это совсем не шутка, а самая настоящая быль, и теперь шведы приглашают наших традиционных художников преподавать молодежи основы рисунка, композиции и т.д.). Австрийцы рушат стереотипы, что Европа забросила живописание и увлечена лишь фотографией, видеоартом и инсталляциями. По крайней мере в Австрии художники кисть держать умеют. И ею разбивают еще один стереотип об австрийском (почти немецком) педантизме и сухости. Взять хотя бы работы Эвы Нойнер или Фридруна Шустера — в них столько экспрессии, что дальше некуда.
     На третьем этаже ЦДХ — две большие экспозиции. Галерея “Лез Ореады” уже с мая выставляет в 16-м зале произведения своих художников. Выставка традиционно проходит под названием “Лето в Ореадах”, но это лето для галереи стало роковым. Буквально в разницей в несколько дней ушли из жизни сразу два художника. Петр Дик умер в начале августа, а за несколько дней до этого ушел один из старейших российских художников, мастер натюрморта Михаил Моторин . Ему было 97 лет, и последний раз галерея показывала его работы в 95-м, к юбилею Моторина. А сейчас — как чувствовали! 3 сентября, на сороковой день со дня смерти замечательного живописца, галерея проведет вечер памяти Михаила Моторина. Прямо среди его картин.
     И, наконец, самые дальние залы третьего этажа отданы под на самом деле знаковое событие. Впервые после 91-го года Украина показывает в Москву большую сборную выставку своих лучших художников. Мероприятие проходит под маркой межгосударственного проекта “Год Украины в России”. Украинский минкульт привез почти 300 произведений, в том числе огромные живописные полотна. Есть и скульптура, и декоративное искусство. Всего понемногу, в том числе и современного искусства. Ну что сказать. Если бы не знала, что выставка украинская, ни за что бы не догадалась. Все как у нас — те же тенденции, направления и течения. Чисто национальные сюжеты единичны. Вот пейзаж с Киево-Печерской лаврой в снегу. На фольклорном пасхальном пейзаже взгляд задерживается на мужских шляпах, нетрадиционных для нашей деревни, и на плетеной бутыли, видимо, с горилкой. Да, можно посовершенствоваться и в изучении украинского языка. До сих пор мы знали только один цвет — жовто-блакитный, то есть желто-голубой. Сбоку одной огромной работы с абсолютно абстрактным сюжетом выведено: “Туга червоного за яскраво-блакитным”. Переводится как “тоска красного по ярко-голубому”. Вот как! Не забыли и про многонациональность Украины — в экспозиции встретилась пара картин работы крымско-татарских художников. В общем, познавательно. Только непонятно, отчего украинские начальники тащили такое огромное количество немаленьких произведений всего на 10 дней: 22 августа выставка открылась и уже 1 сентября закроется.
     Но особо порадовал раздел украинского актуального искусства, представленный всего-то пятью объектами. Но там был один такой телевизор, в котором стояло дерево, а вокруг летали вороны и каркали. И пока я ходила по большой украинской экспозиции, они все каркали и каркали. Хотите верьте, хотите нет, мне все время в этом карканье слышалось: “И шубы, и шубы...”
    


Партнеры