Первое сентября начнется с песен

Календарь и Кезина подарили детям лишний день каникул

27 августа 2002 в 00:00, просмотров: 739
Вопрос о том, идти или нет 1 сентября в школу, стал хитом “горячей” линии, которую провела в “МК” председатель Московского комитета образования Любовь Петровна Кезина. Календарь распорядился так, что начало учебного года пришлось на воскресенье. Обеспокоенные родители оборвали телефоны, выясняя, вести ли детишек к звонку. Но в комитете решили: уроков в этот день не будет. Наконец-то первое сентября станет настоящим праздником — с песнями и танцами в каждом округе. Но учебный год, призналась Кезина, будет непростым. И самая главная сенсация — совсем скоро выпускники московских школ будут сдавать Единый госэкзамен...

1,5 миллиона московских детей через неделю сядут за парты. Можно представить, сколько вопросов накопилось у них и их родителей! “МК” попросил председателя Комитета образования правительства Москвы Любовь Петровну Кезину провести импровизированный классный час — “горячую линию” с читателями. Самая главная классная дама Москвы как всегда оказалась на высоте, сумев обстоятельно и компетентно ответить каждому дозвонившемуся.

Звонки цветов жизни

— Здравствуйте, Любовь Петровна! Меня зовут Даша. Я перехожу в 7-й класс. 1 сентября надо идти в школу или нет?
— Уроки, Даша, начнутся 2 сентября...
— Очень жалко!
— Зачем же в выходной день — в школу?
— Пообщаться...
— В воскресенье в округах и в школах пройдут праздники, посвященные Дню знаний и Дню города.Пообщаться можно на празднике.

— Говорит ученица 39-й школы города Москвы Рябова Аня!
— Очень приятно, Аня. Слушаю вас.
— Предполагается ли в этом учебном году сдача экзаменов по окончании 10-го класса?
— У нас в Москве переводные экзамены за 10-й класс официально отменены. Сдаются только за курс 9-го и 11-го классов. Но у школы в соответствии с тем, что записано в ее уставе, могут быть переводные экзамены, если такое решение принял совет школы, куда входят и ученики, и учителя, и родители.
— А скажите, пожалуйста, имеют ли право учащиеся 10-го класса по окончании учебного года сдать экзамены по тем предметам, изучение которых в дальнейшем не будет продолжено?
— Имеют. Мы предоставляем право сдать экстерном ряд экзаменов.
— Большое вам спасибо. До свидания.
— Не дети, а сказка, — заметила Любовь Петровна, закончив разговор с вежливой Аней. — А вы говорите, что у нас дети плохие. Лучше детей у нас никого нет!
(Видит бог, корреспонденты “МК” ничего плохого про молодежь не говорили.)

Каждому — по пособию...

— Звонит Ольга из Москвы. Я с красным дипломом закончила Московский педагогический государственный университет и пошла работать в школу. Скажите, пожалуйста, будут ли в этом году действовать надбавки учителям?
— Будут. Вы будете получать 50% надбавки к своей заработной плате в соответствии с разрядом.

— Вас беспокоит руководитель внеклассной работы 968-й школы Сергей Владимирович. К сожалению, крайне мало пособий, чтобы с ребятами заниматься...
— Как раз сейчас проходит несколько “круглых столов” по дополнительному образованию, там раздается методический и инструктивный материал. Вот я вчера была в городском Дворце творчества детей на Воробьевых горах — так привезла целую папку таких материалов! У нас в комитете создано Управление воспитания и дополнительного образования. Я дам указание, чтобы подготовили специально для общеобразовательных школ программу организации внеклассной работы.
— Спасибо большое. Это очень важно!

— Здравствуйте! Управа Бирюлево-Восточное, Брюханова Людмила Николаевна. Я специалист по работе с детьми, подростками и молодежью, бывший так называемый педагог-организатор.

— Очень приятно, Людмила Николаевна. Я вас слушаю.
— При управах организованы службы по работе с детьми. Я вас очень прошу: не забудьте про нас! Хочется, чтобы образование нам сказало: “Вы нам нужны!”
— Вы нам нужны! Я говорю вам это сегодня. Мы с вами найдем точки соприкосновения.

— Андрей Николаев беспокоит. Школьники обязаны пользоваться только литованными книгами Министерства образования? Ведь есть пособия, причем очень неплохие, без этого грифа...
— Министерство имеет более тысячи наименований учебников, по нескольку по каждому предмету, поэтому учитель всегда может вместе с учениками выбрать хороший учебник. А учебное пособие — это не учебник, это вспомогательная учебная литература, поэтому учебное пособие не литуется министерством.

— Добрый день, скажите, пожалуйста, бывает ли у Любови Петровны приемный день?
— Есть приемный день у меня.
— Ой, это вы сами?! Как приятно услышать ваш голос, Любовь Петровна! Я бы хотел проконсультироваться насчет арендного жилья для учителей Юго-Восточного округа...
— У вас сейчас новый начальник округа — Родионова Лариса Евгеньевна. Она и сама живет на арендуемой площади, так что ее проблемы и ваши проблемы — одинаковые. Попробуйте с ней это обсудить. А если вы не найдете решения, тогда или она, или вы ко мне придете — буду помогать.

— Александр Викторович из Зябликова. Школа №995. Я учителем физкультуры работаю. Хочется спросить: как насчет спортивного оборудования? Амортизация давно уже прошла, и по сути не на чем работать!
— Ваш округ должен был позаботиться, чтобы вашу школу внесли в перечень нуждающихся в оборудовании. Я думаю, мы решим эту проблему.
— Спасибо вам. С наступающим учебным годом!

Учительница нервная моя

— У нас такая ситуация. Учительница математики очень неадекватно к детям относится, даже толкается, выпихивает из класса... Мы вынуждены были подать в суд, потому что никакие уговоры не помогают.
— И что суд?
— А суд все откладывается и откладывается. Вот теперь будет в сентябре...
— Я поручу своему заместителю Пономареву Виктору Ивановичу, который ведает вопросами кадров, чтобы он разобрался, в чем дело.
— Говорят, она давно очень работает и у нее очень много заслуг. Но рукоприкладство...
— За рукоприкладство однозначно увольняют учителя.

— Мы живем в поселке Клязьма Пушкинского района. Дети учатся в разных школах, в 6-м классе и в 5-м. Очень хочется объединить их в одной школе — так мне проще будет ходить на собрания, например. Но директор противится и не хочет брать второго ребенка.
— Можно и нужно объединить детей в одной школе. Но область — не моя компетенция, тут я не могу вам помочь. Обратитесь к министру образования Московской области — Антоновой Лидии Николаевне.

Кто хочет стать миллионером?

— У меня в этом году ребенок идет в 1-й класс. Был на собрании, и школа вдруг озадачила: с каждого поступающего в 1-й класс потребовали три с половиной тысячи рублей — на обустройство класса и так далее. Правомерно ли это?
— А что за школа?
— Это “депутатская” школа на 1-й Останкинской улице. Но, Любовь Петровна, это же поборы колоссальные! Там два класса, по 25 малышей в каждом, и с каждой семьи просят по 3,5 тысячи. Товарищи дорогие, ну нельзя же так! Даже в застойные времена столько не брали!
— Я хочу вам сказать, что категорически запрещено брать с родителей деньги. Категорически!!! Мною издан не один приказ по этому поводу. Мы проведем ревизию в вашей школе и разберемся с нарушением.

— Это бабушка звонит вам, Раиса Яковлевна. Внучка идет в школу у отца в Митине. Спрашиваю у дочери: а почему не к тебе? Она мне отвечает: “Мама, у нас просят пять тысяч за то, чтобы девочка в первый класс пошла, а там — две тысячи”.
— Ни там, ни там не должны брать за ребенка ни копейки денег!
— Я вообще в шоке, Любовь Петровна! Мои-то выучились без всяких денег...
— Правильно, Раиса Яковлевна, и сейчас не надо ничего платить. Тем более в школах-новостройках, где все дают за счет средств бюджета города: и оборудование, и компьютеры, и мебель. Мы прямо сейчас разберемся с тем, что происходит в этой школе. Проблем не будет.

— Любовь Петровна, добрый день! Я отец. У меня ребенок в 3-м классе учится. Попечительский совет школы наглеет не по дням, а по часам: постоянно требуют какие-то баснословные суммы. Несколько раз предлагал оплатить через Сбербанк. Так ведь нет же! Просят лично в руки председателю совета передавать.
— Попечительский совет вправе решать финансовые вопросы и привлекать внебюджетные средства для школы. Но все деньги должны проходить — вы абсолютно правы! — через Сбербанк.

— Можно спросить про питание? В прошлом году завтраки были очень плохими...
— Всем ученикам начальных классов положены бесплатные завтраки. Стоимость завтрака составляет 12 рублей. У родителей есть право контроля за питанием: вы можете потребовать, чтобы либо изменили качество питания, либо расторгли договор с организацией, которая плохо кормит детей, и взяли другую. Реализуйте свои права! Вы же родители — участники образовательного процесса.

Слабое звено

— Скажите, пожалуйста, сколько раз ребенка вправе оставлять на второй год в школе?
— Мое мнение как педагога: ни разу!
— А если уже оставляли?..
— А почему ребенок не успевает? Либо он не ходит в школу, прогуливает, не занимается. Либо у ребенка есть какое-то заболевание, которое обязательно должны выявить психологи. Это может быть речевая задержка или задержка в умственном развитии. Нужно докопаться до причины: почему ребенок не успевает?
— Но ведь ни в одном законе не написано, сколько раз его могут оставлять на второй год?
— Не написано. Но мы считаем, что если можно — лучше не оставлять. Потому что толку от этого нет никакого: у ребенка, повторно оставленного в том же классе, просто не будет желания учиться.

— Меня зовут Марина. Я слышала, что родители, которые не отдадут ребенка в школу до восьми лет, понесут какое-то наказание. Что это за наказание и кто за это отвечает?
— А вы почему ребенка не хотите отдавать в школу?
— Я-то хочу, мне просто любопытно стало...
— Сейчас разрабатывается закон, по которому родителей будут наказывать в административном порядке, по линии прокуратуры, которая осуществляет надзор за исполнением закона. У нас, к сожалению, есть нерадивые родители (я чувствую, вы к таким не относитесь), которые считают необязательным обучать детей в школе. Бывает даже, что ребенок в 13 лет ни разу не был в школе! Чтобы не травмировать его психику и не сажать рядом с семилетками, приходится таких “недорослей” учить индивидуально.
— А как быть с беспризорниками? Я каждый день вижу около метро кучку детей, которые ничем не занимаются!
— Сейчас в Москве создана структура, которая занимается беспризорниками. Четко определены функции милиции: они должны этих детей брать, отправлять в больницы, где врачи детей обследуют и после этого отправляют в приюты (в Москве создано 8 приютов). В приютах разбираются, откуда ребенок, пытаются вернуть в семью. Комитет социальной защиты должен доставлять этих детей по месту жительства. Но беда в том, что привозят ребенка в регион, откуда он сбежал, а через какое-то время он опять появляется в Москве. 90—95 процентов детей, которые обитают у нас на вокзалах, на улицах, — приезжие.

— У меня такой вопрос к вам. Ребенок сдавал экзамены в колледж и не поступил. У нас по месту жительства две школы. Одна — в которой мы учились, но мы не хотим там больше учиться, нам не нравится она, а во вторую нас не берут. И не берут больше вообще ни в одну школу района.
— Так быть не может, потому что ребенок, который не сдал экзамены в колледж и хочет учиться в 10-м классе, при наличии мест — а мы разрешаем директорам открывать столько классов, сколько будет желающих учиться, — должен учиться. В каком округе вы живете?
— В Северном. Левобережный район. Я сегодня была в одной школе, и мне директор написала бумагу, что она не может принять ребенка, потому что в классах и так по 35 человек.
— Она вам отвечает правильно: у нее нет места, потому что в классе должно быть 25 человек. Значит, вам должны в окружном управлении предложить другую школу.

Я бы в гении пошел — пусть меня научат!

— Мой сын отучился уже в 1-м классе. Все учителя считают, что ребенок мой очень одаренный. Не подскажете, есть ли в Москве школа, которая целенаправленно занимается одаренными детьми?
— Мы как раз думаем над тем, чтобы на будущий год создать такую школу. Сейчас разрабатываем методики и диагностику, как определить, насколько ребенок одарен. Вообще одаренных детей в мире не более 2%. У нас есть дети, одаренные в музыке, в танцах... В таком случае надо искать учреждение дополнительного образования.

— Моя внучка учится в Северном Тушине, перешла во 2-й класс. Я нахожу, что подготовка первоклассников проходит по очень примитивной программе. Будьте любезны, посоветуйте, с какого класса лучше перевести девочку в более солидную школу?
— Я должна сказать вам, что начальная школа — это базовая школа. Ребенок должен проучиться у одного учителя. А потом уже можно устраивать в гимназию — туда принимают с 5-го класса.
— Скажите, а когда в каждом классе будет отдельный компьютер?
— Сейчас это абсолютно нереально для бюджета. Но ведь есть компьютерные классы. Ребенок проводит за школьным компьютером в среднем два часа в неделю.

— Беспокоит Кирилл. У меня супруга — темнокожая женщина. Наш сын тоже получился темненьким. Есть ли в Москве школа для детей смешанной расы?
— А почему вы не хотите его отдать в обыкновенную?
— Вы знаете, его не то чтобы притесняют... Но, может, все-таки есть какая-нибудь особенная школа?
— В Москве шестьдесят школ с этнокультурным компонентом, где учатся дети с одинаковыми культурными корнями. А вот по цвету кожи мы не разделяем детей.

Тихо, идет эксперимент!

— Вопрос о совмещенных экзаменах. У меня дочка в 9-м классе, скоро ей поступать в вуз, поэтому хотелось бы знать: будут ли практиковаться эти экзамены дальше?
— В этом году они останутся, а через год, думаю, в Москву уже войдет Единый государственный экзамен.
— А как вы относитесь к переходу на Единый госэкзамен?
— Независимая оценка качества знаний — положительное явление. Эксперимент прошел в 16 регионах России из 89. Пока существует очень много моментов, которые для Москвы не подходят. Должны быть продуманы новые технологии проведения экзамена, тесты, полностью изменены условия сдачи ЕГЭ — не по 15 человек в классе. Иначе сколько надо подобрать помещений для 76 тысяч выпускников?! Этот год мы используем для очень тщательной проработки всех вопросов вместе с Министерством образования.
— Я еще прочитал в газете, что в школе будут учиться двенадцать лет...
— До 2007 года ни в одном регионе России не будет вводиться двенадцатилетнее образование. Пока только идет эксперимент.
— А с 2007-го?
— К этому времени эксперимент закончится, и тогда станет ясно, нужно ли вводить 12-летку.



Партнеры