Другое кино

ФЕСТИВАЛЬ
     ДВЕРИ “ДОМА ДУРАКОВ” ОТКРОЮТСЯ В ВЕНЕЦИИ

     Сегодня, 29 августа, стартует 59-й Международный кинофестиваль в Венеции — самый арт-хаусный и старейший из главных фестивалей мира (был основан еще при Муссолини).
     Оставшийся не у дел бывший шеф “Берлинале” Мориц Де Хаделн принял предложение подхватить упавшее знамя третьего по значимости кинофестиваля планеты. Принимая несколько месяцев назад ключи от венецианского киносмотра, он предупредил, что модернизировать фестивальную машину за такой короткий срок просто невозможно. Но пообещал подготовить все для прорыва в 2003 году.
     Первым делом Де Хаделн отказался от прошлогодней идеи двух “Золотых львов”, но оставил два конкурса, придав им более четкое различие: в основной конкурс попадают фильмы тех, кто претендует на роль классиков, а во второй — кто может сойти за новаторов и экспериментаторов. Второй конкурс получил броское название “Против мейнстрима”. Главный приз Венеции получит фильм из основного конкурса, а победитель битвы с мейнстримом будет награжден премией Святого Марка.
     Стремление сделать фестиваль более деловым привело к отмене красной дорожки для звезд. Знаменитости будут высаживаться из лимузинов и безо всяких затей отправляться в кинозал. Сделано это для того, чтобы впредь не обижать менее известных людей, неинтересных папарацци. Кстати, на демократичном Берлинском фестивале дорожка сохранена. Видимо, там фотографы образованнее.
     Для России появление у руля венецианского смотра Де Хаделна — событие крайне позитивное: он всегда с вниманием и уважением относился к российскому кино. Учитывая, что в последние годы контакты между Министерством культуры России и дирекцией Венецианского кинофестиваля были более чем вялыми, представительность нашей страны в Лидо в этом году можно считать вполне убедительной.
     В главном конкурсе стоит новый фильм Андрея Кончаловского “Дом дураков”, снятый совместно с Францией и задуманный как “наш ответ” Милошу Форману с его “Пролетая над гнездом кукушки”. В потенциальные классики также записан Сергей Бодров-старший с “Поцелуем медведя” (правда, к России фильм не имеет отношения: его в складчину делали Германия, Франция, Италия, Испания и Швеция). В конкурсе короткометражных фильмов Россия представлена лентой Ирины Ефтеевой “Клоун”. В “Неделе критики” из наших — “Змей” Алексея Мурадова , об офицере МВД, зарабатывающем сыну на операцию приведением в исполнение смертных приговоров. Помимо конкурсных программ наше кино широко представлено в ретроспективе. Благодаря наличию в ближайшем окружении Де Хаделна больших знатоков российского Госфильмофонда список архивного советского кино весьма внушителен и открывается, как и положено, “Андреем Рублевым” и “Ивановым детством” Андрея Тарковского .
     Теперь — о наших конкурентах. В основном конкурсе значится долгожданный фильм “Фрида” с Сельмой Хайек в роли сюрреалистки Фриды Калло. Тони Маршалл , покорившая французскую и русскую публику дамской комедией “Салон красоты “Венера”, представила на конкурс фильм с названием, которое можно перевести как “Ближе всего к раю”. Довольно много итальянских фильмов, хотя, по официальным заявлениям, никакого национального прорыва заранее не планировалось — в расчет принималось только качество. Итак, от Италии в конкурсе: Микеле Плачидо с фильмом “Путешествие под названием любовь”, “Власть прошлого” Пьерджорджио Гая и “Предельная скорость” Даниеле Викари . Создатель “Красоты по-американски” Сэм Мендес привез “Проклятый путь”. Агнешка Холланд , любимая многими за “Полное затмение” с Лео Ди Каприо в роли Артюра Рембо, на этот раз показывает фильм “Джулия возвращается домой” — про женщину, которая ищет чудесное снадобье от рака для своего сына и находит любовь для себя. От немцев — картина с интригующим названием “Фюрер Экс” и фильм Дорис Дорри “Голый”. Заявленная было в конкурсе лента “Часы” по роману Майкла Каннингема, снятая Стивеном Долдри (“Билли Эллиот”), была отозвана якобы в связи с необходимостью технической доработки. Ее место заняла картина Тода Хейнса “Далеко от рая”, стоявшая раньше вне конкурса. (Эти замены никак не сказались на Джулианне Мур , которая играет и в “Часах”, и в “Далеко от рая”, поэтому в Венецию она все же поедет.)
     Конкурс “Против мейнстрима” тоже полон громких имен: Артуро Рипштейн (с его черной комедии “Кроваво-красный” когда-то началась видеосерия “Другое кино”), Клэр Дени, Ларри Кларк, Лукас Мудиссон . Даже романтическая комедия “Вид спереди на голого человека” Содерберга с Джулией Робертс угодила в борцы с мейнстримом.
     Вне конкурса — новый фильм Клинта Иствуда “Кровавая работа”, триллер Лины Вертмюллер “Игра Рипли”, события в котором разворачиваются спустя 20 лет после того, что мы видели в “Талантливом мистере Рипли”. Важное для светской хроники событие — премьера фильма “Между чужаками”, режиссерский дебют Эдоардо Понти, сына Софи Лорен.
     Возглавляет жюри 36-летняя китайская актриса Гун Ли , что для Венеции опять же неожиданность: представители актерской профессии председательствуют здесь крайне редко — все больше режиссеры. Еще в числе судей — оператор Ласло Ковач (“Беспечный ездок”, “Бумажная луна”), режиссер Жак Одияр (“Посмотри, как падают люди”), продюсер Ульрих Фельсберг, актриса Франческо Нери и турецкий режиссер Йесимом Устаоглу. От России в Венецию судить фильмы прибыл Евгений Евтушенко . Присутствие Евтушенко снижает шансы наших режиссеров, потому что вкусы поэта, если судить по его собственным киноработам, радикально арт-хаусные.
     Результаты будут объявлены 8 сентября.

СКАНДАЛ
     МОСКВА ЛИШИЛАСЬ “КИСКИ С ДВУМЯ ГОЛОВАМИ”

     Казалось, мировое кино уже ничем не может нас удивить. Вошло в привычку, что самые скандальные фильмы мирового кино можно без помех посмотреть в Москве. Ломающие все барьеры допустимого “Интим” и “Пианистка” были доступны всем желающим. И прошли по нашим экранам без особых возмущений, даже скучно как-то. Однако есть еще авторы, от которых всеядный столичный прокат приходит в ужас.
     Все московские кинотеатры, которым был предложен прокат фильма линии “МК-Другое кино” “Киска с двумя головами”, отказались от его демонстрации. Картина снята французским актером, режиссером и сценаристом Жаком Ноло, известным широкой публике по главной роли в комедии Пьера Ришара “Мечтать не вредно” (1990), а искушенным киноманам — по фильму Франсуа Озона “Под песком” и многолетнему соавторству с мэтром французского кино Андре Тешине. “Киска” — вторая работа Ноло-режиссера. Первый фильм, “Внутренняя территория”, объехал самые престижные фестивали мира (в Торонто попал в секцию “Открытие года”), получил призы в Венеции, Монреале и Каннах, был номинирован на “Сезара” за лучшую режиссуру. Мировая премьера “Киски” состоялась на последнем Каннском фестивале в программе “Особый взгляд”, причем финал показа был ознаменован зрительскими аплодисментами, что в Каннах далеко не норма. Значит, причина отказов в Москве — никак не в низком качестве фильма. Чего же испугались прокатчики?
     Тема фильма — порнография — не нова. Фильмы “Ночи в стиле буги” и “Народ против Ларри Флинта” крутились на самых престижных площадках Москвы. Но в “Киске” выбран неожиданный угол зрения. Впервые в центр внимания попадают не порнозвезды и магнаты, а зрители! Сюжет фильма можно охарактеризовать как “один день в парижском порнокинотеатре”. Автор не делает никаких скидок, трезво выявляя суть происходящего на порносеансах. Но перед нами не просто зарисовки с натуры: фильм подрывает связанные с порно предрассудки. После “Киски с двумя головами” больше нельзя рассуждать о порно так же безответственно, как раньше. Ноло дает понять, насколько сложна и разношерстна публика порнозалов: она не укладывается в обычные представления об извращенцах, потенциальных маньяках или инфантильных импотентах. Фильм говорит о той роли, которую играет порно в жизни реальных людей, а не в карьерах порномагнатов и звезд.
     Реакция лиц, ответственных за репертуарное планирование в столичных кинозалах, на подобное кино была более чем настороженной. Предложение было сделано для залов, где подобное кино охотно показывали ранее, но до скандала с Сорокиным. Странно, что наши борцы за нравственность активизировались только сейчас. То ли их юристы в кино не ходят, то ли еще не были открыты инвестиции на борьбу с моральным разложением общества. Теперь борьба объявлена. И реакция не заставила себя ждать. И хотя прямого обвинения в распространении порнографии “Киске” не грозит (фильм вообще вне категорий защиты или запрета — он дает точный диагноз, никого не осуждая и не оправдывая), залы пренебрегли возможностью эксклюзивных показов. Его испугались показывать даже в ночное время! Почему? В ответах директоров кинотеатров проявилось известное творчество — версии были весьма разнообразны: “Не хочу, чтобы наш зал превратился в такой же загаженный, как в фильме”, “Фильм несовместим с имиджем нашего кинотеатра”, “Это мрачное кино не будет интересно нашему зрителю”. И это при том, что в одном из этих залов когда-то долгое время шла корейская “Ложь” Янга Сун-ву, с исследованием пределов садомазохистских влечений, в другом — “Романс” Катрин Брейя, с откровенными сценами разных видов секса, в третьем — короткометражки Франсуа Озона с ярко выраженным гомоэротизмом... В итоге фильм показан в Москве не будет. Вообще. Российская премьера состоится в питерском Доме кино 26 сентября, а потом копия отправится по российским городам, куда еще не дошли те, кто предпочитает шагать исключительно вместе. Выходит, в Питере публика подготовленнее, рукоблудием во время сеансов любители продвинутых фильмов не занимаются... Что ж, директорам кинотеатров виднее, что мы хотим смотреть, а к чему пока не готовы. Будем и дальше хавать, что дадут.

ИНТЕРВЬЮ
     РЕВОЛЮЦИОНЕР, КОТОРЫЙ ТАНЦУЕТ ПО ЖИЗНИ

     29 августа линия “МК-Другое кино” выпускает на видео нашумевшую немецкую комедию “Виктор Фогель — король рекламы” с нашей Чулпан Хаматовой и их восходящей звездой Александром Шеером в главных ролях. Кураторы проекта решили сделать два оформления обложки: одно — традиционное в серии “МК-Другое кино”, для собирателей коллекции фильмов нашей линии, другое — в “коммерческом” исполнении — для тех, кто еще не распробовал вкус “другого кино” и реагирует пока на яркие краски и дизайнерские навороты.
     Интервью с Чулпан Хаматовой, где она рассказывала о съемках в “Викторе Фогеле”, мы давали накануне кинопремьеры. Сегодня — очередь Александра Шеера .
     Он родился в Восточном Берлине, после окончания школы работал официантом, затем барменом, но вскоре понял, что его настоящая страсть — театр. Дебютировал на подмостках берлинского TIK. Случайно попал на кастинг к Леандеру Хаусманну, готовившемуся к съемкам “Солнечной аллеи” (“Sonnenallee”). Фильм, выдержанный в модном стиле ГДР-ностальгии, стал хитом немецкого кинопроката, а Шеер — звездой немецкого кино нового поколения. Уже снялся в пяти фильмах. Последняя работа — “Мой брат вампир” (“Mein Bruder der Vampir”, 2001), удостоенная приза зрительских симпатий на фестивале в Роттердаме. Совмещает кино с работой в театре и игрой в рок-группе, которая постоянно меняет названия. Известен крайней экстравагантностью в поступках и выражениях.
     — Голливуд — не ваша мечта?
     — Нет. Большинство фильмов, которые показывают здесь, — это просто кровь и стрельба. Для меня это не искусство. “Виктор Фогель” — фильм как раз о том, как люди продают душу за деньги. Вы видели Потсдамскую площадь? Весь большой бизнес там. Там я не могу быть счастлив. Когда не стало Стены, нам было по четырнадцать лет. У нас появились все возможности. Один мой друг купил синтезатор, другой — компьютер, я выбрал видеокамеру. Мы до сих пор живем вместе, и каждый занимается своим искусством и становится профессионалом: один в рекламе, другой в музыке, я — в кино.
     — У вас есть лимузин, загородный дом, счет в банке?
     — Нам нужны деньги, чтобы играть музыку, устраивать пати, андерграунд, играть в театре...
     — То есть западные правила игры вам не по вкусу?
     — Нет. И у нас такой план: бери их деньги и беги! Занимайся своим делом! Возможностей — куча. Можно зарабатывать деньги и тем и этим. Но не забывай о своих корнях! Для меня “Виктор Фогель” — фильм об этом. Все эти люди в рекламном агентстве, большие и толстые, говорят: “Ты расслабься по поводу своих новых идей — и делай как мы”. Так вот: я буду делать “как я”. И когда мы разбогатеем, мы устроим революцию!
     — В фильме у тебя удивительная пластика. Ты учился танцам?
     — Нет, но я танцор... Да, я танцор! Я танцую по жизни!
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру