Паркинг юрского периода

Прокурорам надоело платить за постой

31 августа 2002 в 00:00, просмотров: 620
  Борьба с платными парковками вокруг Москвы перешла, по-видимому, в решающую стадию. Возмутившись положением в аэропортах, на тропу войны вышла Генпрокуратура. Она намерена в самое ближайшее время направить представления в суды на ряд фирм — организаторов злополучных паркингов.
    
Под колпаком оказались фирмы, пропускавшие автомобилистов на территории аэропортов “Шереметьево”, “Домодедово” и “Внуково” только за определенную мзду.
     Фирмы-парковщики вчера надежно затаились от прессы, но, как известно, они всегда любят прикидываться ветошью, как только речь заходит об их деятельности. По их мнению, люди платят не за проезд, а за услугу — за место на платной стоянке. Эта сумма на их взгляд — прекрасный способ регулирования потока автомобилей. К тому же, если все сделать быстренько, можно вообще не платить: организаторы отвели на все про все 15 бесплатных минут. Граждане ничего такого понимать не хотели и давно возмущались существующим порядком платного въезда, но повлиять на ситуацию ни у кого ни получилось.
     Понять недовольство москвичей нетрудно. Если мы платим за услугу, то почему в принудительном порядке и без всякой альтернативы? Если же это взнос за аренду клочка земли, то где соответствующий договор?
     Конфликт между автовладельцами и хозяевами стоянок зрел уже давно. Суды и прокуратуры буквально завалены исками и заявлениями с жалобами на незаконное взимание денег с водителей. К примеру, в июле нынешнего года неприятный инцидент произошел с московским адвокатом Александром Островским, который встречал жену в аэропорту “Шереметьево-2”. Адвокат припарковал свою машину рядом со зданием аэропорта, а когда выезжал со стоянки, с него потребовали 50 рублей. Юрист возмутился: ведь налицо нарушение Закона о защите прав потребителей и конституционного права человека на свободу перемещения.
     Островский обратился с жалобой сразу в две инстанции — в Московскую областную прокуратуру и Комитет по антимонопольной политике. В результате было вынесено постановление о том, что “Шереметьево” незаконно оккупировало всю территорию вокруг аэропорта, ограничив тем самым подъезд ко входу в здание. Руководство терминала обязали построить еще одну — бесплатную — стоянку для автомобилистов.
     Прокурорское постановление было исполнено: “Ш-2” начал строительство бесплатной парковки, но... в 200 метрах от входа в аэропорт, что проблемы в общем-то не решило.
     Теперь Генпрокуратура объявила, что сама намерена отстаивать интересы граждан в судах. Как пояснили там “МК”, прокуроры вовсе не против того, чтобы существовали платные парковки, однако при этом нельзя ущемлять права граждан. “Взимание платы за проезд на территорию, прилегающую к аэропортам Московского авиаузла, является необоснованным и нарушает конституционные права граждан на свободу перемещения”, — заявила начальник управления Генпрокуратуры РФ Тамара Пахоменко.
     Прокурорская проверка показала, что территории автомобильных стоянок, арендованные коммерческими организациями, расположены таким образом, что владельцы любых машин, вне зависимости от цели въезда на прилегающую к аэропорту территорию общего пользования, вынуждены платить. В противном случае непосредственный доступ к зданию аэропорта преграждается шлагбаумами. Подобная практика нарушает права граждан. По мнению прокуратуры, наряду с платными парковками должны быть организованы и бесплатные стоянки. А уж водители сами должны выбирать, куда ставить свой автомобиль.
Аэропорт не оставляет выбора
     Повернув с Ленинградского шоссе к аэропорту “Шереметьево”, всегда видишь на правой обочине массу автомобилей. Ни магазинов, ни кафе поблизости нет — пустырь. Что же делают там эти люди? Что заставляет их загорать в бездеятельности возле дороги?..
     На расстоянии нескольких километров от аэропорта встречающие экономят деньги за парковку. А переждать, если рейс задерживается, просто больше негде. Платить полтинник за каждый, даже не полный час стоянки в относительной близости от терминала “Шереметьево-2” по карману далеко не каждому. Да и состоятельный дяденька не горит желанием презентовать свои деньги шереметьевским или домодедовским и так совсем не голодным властям.
     Общее количество дорожных знаков, запрещающих парковку рядом с московскими аэропортами, сопоставимо с количеством аналогичных знаков в целом российском городе средней руки. Откуда же такое внимание к участникам движения? Все просто. Администрации аэропортов совместно с сотрудниками местных отделов ГИБДД решили отрезать пассажирам и встречающим все пути к отступлению и загнать всех скопом на многочисленные просто платные и архиплатные (в непосредственной близости от заветного входа — вдвое дороже) стоянки. И надо сказать, им это удалось. Вот уже несколько лет, негодуя по поводу незаконного навязывания платных услуг, мы исправно платим, так как деваться просто некуда.
     Что касается цен на почасовую парковку, то они вполне схожи с общемировыми (50 рублей в час; VIP-зона — 100 рублей в час). А того факта, что мы живем, отталкиваясь от иных минимальных размеров оплаты труда, как бы и не существует. Денег нет — катайся на автобусе... Но такой дискриминации по финансовому принципу должен когда-нибудь прийти конец.
     Во-первых, в цивилизованных странах всегда предусмотрена система выбора для автомобилистов, приезжающих в аэропорт. Хочешь остановиться поближе — плати, не хочешь платить — паркуйся чуть дальше. Нам такого выбора не оставили.
     Во-вторых, непонятно, куда идут наши деньги. И, наконец, неизвестно, кто несет ответственность за наши автомобили, доверчиво оставленные на площадке. Кому и на основании чего предъявлять претензии, если с машиной что-то случилось?
     И еще один любопытный момент. Получается так, что абсолютно для всех служб аэропорта становится невыгодно быстро и четко работать. Чем медленнее проходит таможенное оформление или паспортный контроль, тем полноводнее финансовый поток со стоянки. Рейс задержался на пару часов по техническим причинам — отлично, каждый встречающий выложит по стольничку за задержку. Неплохая арифметика получается!
А как на столичных улицах?
     9 декабря 1997 г. правительство Москвы подписало постановление “О мерах по развитию системы муниципальных парковок в Москве”. Таким образом стоянки в центре Москвы стали платными.
     14 июля 2000 г. в Москве был введен налог с продаж, и деятельность платных парковок оказалась незаконной: сбор за стоянку относится к числу местных налогов, и одновременно с налогом с продаж его взимать нельзя. После долгих препирательств с Генпрокуратурой городские власти подкорректировали свое постановление. Был запущен следующий механизм: юридическое лицо берет в аренду землю у ГУП “Государственная служба платных парковок”, а потом уже собирает деньги за услуги по паркованию. С точки зрения налогового законодательства придраться трудно.
     В последнем по времени постановлении правительства от 23 июля 2002 г. речь идет о “платных парковках” — участках автомобильных дорог, специально предназначенных под парковку и взятых в аренду юридическим лицом, а также о муниципальных парковках в ведении ГУП “ГСПП”.
     Несмотря на активную борьбу мэрии за платные парковки, положение остается аховым. Так, в ЦАО только одна организация официально зарегистрировала платную парковку. Остальные просто выставляют для “своих” машин цепочки и столбики, предпочитая платить за незаконную стоянку маленькие штрафы. Простые граждане ставят машину куда придется, благо что ГАИ не может пользоваться эвакуаторами: это запрещено новым Административным кодексом.
    


Партнеры