ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ АНГЛИЙСКОЙ ЛЕГЕНДЫ

Основатель Lotus умел конструировать даже самолеты

1 сентября 2002 в 00:00, просмотров: 566
  В начале лета мой близкий друг приобрел английскую легенду — Lotus Esprit цвета British Racing Green. Автомобиль для нашей страны весьма редкий, а потому заслуживающий интереса и отдельного рассказа о своей истории. Впрочем, и сама британская фирма заслуживает большого внимания. Кому неинтересно, может с чистой совестью перевернуть страницу. А те, кто даже еще не слышал такого названия, могут насладиться историей...
    
     Энтони Колин Брюс Чэпмен (далее просто Колин Чэпмен) родился 19 мая 1928 года в обыкновенной среднестатистической английской семье. Как и все, до 17 лет он ходил в школу, а после поступил в Лондонский университет на инженерный факультет. Перемещался он на небольшом 350-кубовом мотоцикле Panther. Мотоцикл этот прожил, к сожалению, недолго, ибо скоро Колин въехал на нем в такси...
     Оставшись без средства передвижения, наш друг крайне опечалился, так что вскоре, скинувшись, родственники подарили ему на Рождество коричневый Morris 8 Tourer 37-го года выпуска. (О компании “Morris” мы как-нибудь расскажем отдельно.)
     Расстояние от дома до университета было не таким уж и большим, но азартный Чэпмен, обожавший спорт, всегда превращал любую поездку в сумасшедшую гонку на время. Изо дня в день он стремился улучшить свой “рекорд”.
     В 1946 году Колин совместно со своим корешем-тезкой Колином Дэйром занялся торговлей подержанными машинами. Им удавалось продавать одну-две машины в неделю. Все заработанные деньги друзья вкладывали в бизнес. Вскоре тачки уже некуда было ставить. Тогда Колины решили заняться предпродажной подготовкой автомобилей, чтобы покупатели отдавали за них больше денег.
     Однако уже в следующем году молодых предпринимателей ожидал страшнейший удар. Правительство Соединенного Королевства приняло новый закон, значительно снижающий пошлины на новые авто — всему бизнесу подержанного автотранспорта пришел каюк. Все, что осталось у начинающих бизнесменов, — старенький Austin 7 37-го года.
     Этому автомобилю в будущем была уготована судьба стать звездой, только об этом пока никто не догадывался. Взяв шасси от Austin 7, Чэпмен собственными руками изготовил новый кузов и подвеску. Благо учился он на инженера, причем весьма неплохо. Обновленный автомобиль был предназначен для гонок по пересеченной местности — популярное в то время увлечение в Англии. Будучи страстным поклонником таких гонок, Колин добился своего в них участия и, несмотря на усмешки профессионалов, неожиданно занял... первое место!
     Выиграв таким образом немного денег, Чэпмен стал совершенствовать (тюнинговать) свою машину, получившую имя Mark 1. Он сделал независимую переднюю подвеску, установил колеса и резину большего диаметра. Однако не забывал наш герой и об учебе — в 1947 году он закончил университет, получив официальный диплом инженера, позволяющий заниматься разработками любой техники — от пылесосов до самолетов.
     Приступив к работе над второй машиной — Mark 2, — Колин был призван в армию, где попросился в Британский Королевский авиаотряд. Колин давно хотел научиться летать на военных самолетах. Конструировать их он уже умел.
     Mark 2 был закончен в конце 48-го. На машине был установлен фордовский мотор объемом 1172 см3, а фары поворачивались вместе с колесами в сторону поворота. В 1950 году Mark 2 выигрывает гонку за гонкой, а потом его покупает известный в то время гонщик Майк Лоусон (в будущем участник команды Lotus) и продолжает успешно выступать в следующем сезоне.
     В 1951 году новая машина — Lotus Mark 3 — выигрывает одну гонку за другой. Эта машина действительно самая быстрая в классе “Формула 750 см3”. Неудивительно, что в конце года Лоусон нарисовался у Колина с просьбой продать ему более быстрый Lotus. Все эти достижения привели к тому, что инвесторы стали предлагать бешеные бабки, дабы построить еще несколько копий модели Mark 3. Тачки были изготовлены, пришло время заняться Mark 4.
     1 января 1952 года является официальной датой образования “Lotus Engineering Company”, которая до сегодняшнего дня базируется в доме отца Колина Чэпмена в Хорнси.
     В 52-м году Майк Лоусон приобрел Mark 4 и начал завоевание Олимпа. Вскоре поступили заказы на запчасти для уже готовых машин. Начиная с модели Mark 5, Колин активно задумывался о производстве дополнительных комплектующих для своих автомобилей.
     Осознав, что первоначальное шасси Austin тяжеловато для спорткара, Чэпмен разработал свой собственный вариант шасси, легкого как перышко, — в сборе оно весило всего 90 фунтов (приблизительно 45 кг). Успех следующего Mark 6 был настолько велик, что целая толпа фанатов выстроилась в длинную очередь, горя желанием заполучить в коллекцию копию непобедимого Lotus.
     Следующие несколько лет были посвящены гонкам Ле Ман. Здесь успешно выступали Mark 9, Lotus Eleven, Lotus 14, Elite. В 1960 году сфера интересов Чэпмена начала активно расширяться. Он начал свое внедрение в классы Formula Junior, Indianapolis Cars, World Series и, наконец, Formula 1 — святая святых, где извечно лидерство всегда принадлежало таким зубрам, как Ferrari, Mercedes, Porsche, Cooper и BRM. Вплоть до 1981 года Lotus держался в фаворитах чемпионатов.
     Между прочим, именно благодаря усилиям Колина Чэпмена концерн Ford стал вкачивать средства в маленькую английскую фирму “Cosworth”, сейчас знакомую многим, а тогда имевшую в своем составе всего двух работников — Фрэнка Костина и Кита Дакуорта. С этого момента и начался новый виток спортивной истории, когда был построен двигатель Cosworth Ford DFV. В 1967 году суперлегкий Lotus 49 с этим мотором выиграл Гран-при Голландии. В 1978 году модель Lotus 78 весом всего в 1250 фунтов взял аж шесть Гран-при.
     Колин Чэпмен умер в 1982 году от сердечного приступа. Однако и сегодня любой автомобиль марки Lotus, будь то гоночная машина или автомобиль, предназначенный для дорог общего пользования, несет в себе частичку души своего создателя.
    


Партнеры