ФАН-ДИРЕКТОР

“Хозяину” Театра Сатиры стукнуло 50

4 сентября 2002 в 00:00, просмотров: 555
  Если бы Моцарт жил в наше время, то с полной уверенностью можно утверждать, что героя для своей знаменитой оперы “Директор театра” он бы нашел в московском Театре Сатиры. А Мамед Агаев мог бы исполнить в ней заглавную партию. Два года назад именно его “МК” назвал лучшим директором Москвы. Сегодня Мамеду Агаеву исполняется 50.
     В директорском корпусе столицы, пожалуй, нет человека с подобной анкетой: Мамед Агаев переиграл все служебные роли в театре. Был монтировщиком, реквизитором, бутафором, статистом в Нахичеваньском драматическом театре. Будущий лучший директор Москвы, не подозревавший о своих карьерных перспективах, даже изображал толпу в массовых сценах азербайджанского народного эпоса. В 1972 году приехал в Москву, пришел в Театр Сатиры: начал стажером — закончил директорским креслом. В общем, он знает о театре все, в том числе и театральные анекдоты. Например, такой.
     Театр в Баку. Из отпуска возвращается зав. реквизиторским цехом и рассказывает своим подчиненным:
     — Представляете, прихожу домой — вижу мужские ботинки. Начинай искать: искаю в столовой — никого нет, искаю на кухне — снова никого, я на балкон — там тоже пусто. Захожу в спальню — вах, на кровати моя жена с нашим директором. Вах, мы так хохотались...
     Но театральный фольклор — это коллекция, красиво оформляющая досуг директора и его застолье. В театре же — это профессионал высокого класса, который знает, как в наше непростое время удержать большой театр на плаву. Более того, он утверждает, что при минимуме государственной поддержки репертуарному театру не грозит закрытие.
     — Каким образом — вы сдаете в аренду немалые площади театра?
     — Нет, не сдаем. На нашей площадке не играют антрепризы: это невыгодно. Зачем я буду сдавать сцену даже за 5 тысяч долларов, если ежедневно с билетов мы получаем 10 тысяч? Театр силен артистами — я всегда это говорил и буду говорить.
     Эту тему можно не продолжать: в Сатире отлично знают, что артист для директора Агаева — святое.
     — Любовь к нашему брату у директора, я это знаю по другим театрам, может быть чисто функциональной, а может быть искренней, — говорит худрук “Сатиры” Александр Ширвиндт. — У Мамеда она настоящая. Может быть, потому, что он восточный человек, а может быть, потому, что сам по себе такой, но он носился до последнего с нашими стариками — Токарской, Тусузовым, Менглетом... Всем помогал, устраивал в больницы. И это не показуха.
     Но любовь любовью, а хозяйство, особенно театральное, — дело серьезное. С хозяйством у Мамеда Агаева — полный порядок, и ни для кого не секрет, что Сатира — самый чистый театр в Москве. Гримерки — всегда в порядке, сценическое оборудование — как часы. Вот и к новому сезону здесь полностью заменили вентиляционное оборудование, и можно сказать, что это единственный театр в Москве, на сцене которого поддерживается строго определенный температурный режим. Во всяком случае, о жарище под софитами, когда грим тает на лице, и о сквозняках артисты могут забыть.
     Но он не только крепкий хозяйственник. Нереализованность артистической натуры рвется из директорской души, ища утешения в творчестве. Вот тогда Мамед Агаев выступает в роли режиссера: он ставит дни рождения артистов и своих подчиненных. Москва помнит, как еще несколько лет назад Александра Ширвиндта прокатили на тройке по Тверской — так отметили его 60-летие. Николая Пенькова, когда у того тоже был юбилей, у театра встречали цыгане. А совсем недавно в театре “Эрмитаж” Мамед Агаев выступил в качестве ударника на дне рождения композитора Андрея Семенова.
     Свое 50-летие Мамед Агаев встречает в шахтерской каске под землей. И это не шутка: в данный момент труппа Сатиры гастролирует по городам Кузбасса. “МК” присоединяется к многочисленным поздравлениям и по восточному обычаю желает юбиляру долголетия, любви в доме – театральном и собственном.
    


    Партнеры