Без винта виноватые

Вертолетам нашли место в ВВС, а генералу Павлову — в госпитале

5 сентября 2002 в 00:00, просмотров: 291
  После разноса, устроенного министром обороны в Ханкале, отстраненный от должности командующий армейской авиации генерал-полковник Виталий Павлов лег в госпиталь имени Вишневского. Официальный диагноз — трещина в кости правой ноги. Однако ясно, что заслуженный летчик нуждается не столько в хирургическом вмешательстве, сколько в психологической помощи: слишком сильно он переживает и последние авиакатастрофы в Чечне, и незаслуженное наказание.
    
     В штабе армейской авиации отстранение Бати (это прозвище к Павлову приклеилось с Афганистана, где он, командуя полком, стал Героем Советского Союза) вызвало целую бурю эмоций: командующего здесь не просто уважают — любят. А тут еще генерал попал в госпиталь. Верно говорят: беда не приходит одна...
     — К нам звонят со всех концов страны, — рассказал корреспонденту “МК” полковник Николай Кузяков. — Сослуживцы командующего, его бывшие подчиненные и даже незнакомые люди стараются поддержать Виталия Егоровича. В его палате телефон тоже не умолкает...
     Как ни грустно говорить, но дальнейшая судьба генерала, по-видимому, предрешена. Вслух ее пока никто не озвучивал, но грозные обещания министра обороны Сергея Иванова “разобраться” с виновниками трагедии под Ханкалой, невзирая на чины и заслуги, для командующего армейской авиации скорее всего обернутся увольнением из армии. Именно он — первый в списке “стрелочников”.
     Отстранять подчиненных от должности входит в прерогативу главы военного ведомства. Чего не скажешь об озвучивании окончательных причин катастрофы и определении виновных в ней — это уже в компетенции госкомиссии. Но Иванов взял на себя и эти функции, во всеуслышание заявив: “вертушка” была сбита боевиками из переносного зенитно-ракетного комплекса типа “Игла”. Напомним, что возглавляет госкомиссию главком Сухопутных войск Николай Кормильцев — подчиненный министра и непосредственный начальник Павлова. Его попытки заступиться за генерала-вертолетчика ни к чему не привели. Потому легко предположить: после жестких оценок министра Кормильцев не станет дуть против ветра — виновных в катастрофе Сергеев уже назначил.
     В Ростове пребывает в тревожном ожидании экипаж злополучного “Ми-26”: все пятеро авиаторов остались живы — наверняка кому-то из них (скорее всего командиру майору Олегу Ботанову) тоже придется расплачиваться за гибель людей. Быть может, не только погонами, служебной карьерой, но и собственной судьбой: не зря министр упомянул, что виновные в трагедии могут понести и уголовную ответственность.
     — Как и в случае с “Курском”, катастрофа “Ми-26” вышла за рамки обычного ЧП, — говорят в штабе армейской авиации. — Вряд ли ответственным за трагедию под Ханкалой назовут одного бедолагу-майора. Поэтому жди громких отставок. За “Курск” полетели с постов командующий и начальник штаба Северного флота. За “26-й” подберут козла отпущения не меньшего масштаба...
     Аналогия с подлодкой в данном случае вряд ли уместна. “Курск” погиб во время учебного сбора-похода. “Вертушка” — в зоне вооруженного конфликта, на войне, ведущейся вопреки всем канонам военной науки. Скорее всего, именно в этом и таится причина огромных потерь в Чечне. Скажем откровенно: приказы вроде 225-го, запрещающего перевозку людей на “Ми-26” (именно его нарушение инкриминируют Павлову), хороши в мирное время и абсолютно бесполезны на войне — там действуют по обстановке. После трагедии в Ханкале, например, вертолет “Ми-8” шел в сопровождении боевых “Ми-24”, однако это не помешало очередному обстрелу.
     В нынешней ситуации больше всего выигрывают боевики. Пока в Москве занимаются словесными изысками, террористы продолжают делать бизнес на крови. Есть данные, что после катастрофы “Ми-26” боевикам поступил очередной транш — несколько миллионов долларов. Сразу возросли расценки на сбитые “вертушки”: от 30 до 60 тысяч “зеленых”. Значит, жди новой волны терактов...
     Подтверждается информация, что применяемые боевиками в Чечне переносные зенитно-ракетные комплексы, скорее всего, поступили из-за границы — через Грузию и Азербайджан. Состоящие на вооружении Российской армии ПЗРК давным-давно оснащаются системой опознавания “свой—чужой” — она исключает поражение своего летательного аппарата. На экспортных вариантах, в том числе поставляемых в государства арабского мира, она отсутствует.
     ...В Ростове-на-Дону главком Сухопутных войск Кормильцев сделал сенсационное заявление — армейская авиация вновь перейдет под крыло ВВС: “Небо должно находиться в одних руках”. Только найдется ли в этих “руках” место для генерала Павлова?
    


Партнеры