Бизнес по-голому

Как заработать на обычном лазере

5 сентября 2002 в 00:00, просмотров: 541
  На желании человека увековечить свое изображение зарабатывают многие, от фотографов до скульпторов и художников. Тем не менее единственная возможность создать “настоящее” изображение человека “в полном объеме” появилось лишь с изобретением лазера в середине ХХ века. Это — ныне позабытая художественная голография, сейчас больше встречающаяся на акцизных марках и водочных этикетках. Казалось бы — вот она, золотая жила, покупай оборудование и работай. Однако в Москве и Питере существует лишь по одной коммерческой студии голографии. Рынок открыт...
 
   
     Сергей Петрович Воробьев вот уже десять лет возглавляет собственную студию голографии в павильоне на ВВЦ, являясь пережитком былой славы ВДНХ, одним из ее прошлых научно-популярных достижений. Его продукция скромно разместилась в маленьком магазинчике между торговцами телевизорами и радиоуправляемыми игрушками.
     Лазерами Воробьев начал заниматься еще на второго курса Рязанского радиотехнического института, тогда же увлекся экспериментами с получением объемного изображения. Так что после армии он вполне естественным образом оказался в НИИ г. Фрязино, в лаборатории голографии. Но в начале 90-х серьезная наука дала трещину, финансирование практически прекратилось, и в 1992 г. Воробьеву предоставилась возможность организовать собственную голографическую студию на ВДНХ, которую тогда еще не захлестнула волна коммерции. Бывший директор “Центрального” Махоткин активно увлекался вещами, демонстрирующими непростые физические явления для простого обывателя — недаром павильон звучно именовался “Мир открытий”. Одним из этих “открытий”, по замыслу Махоткина, и должна была стать голография.
     Поначалу Воробьев создавал голограммы только для демонстрации в зале, экспериментировал в свое удовольствие, о коммерции не думал, но однажды попробовал вывесить ценник у объемных портретов животных. Когда в этот же день купили первый, сам удивился. Остальные также пошли не хуже, чем у соседей-индусов — телевизоры и видеокамеры.
     — Это вполне объяснимо, ведь голограмма является буквально идеальным подарком. Согласитесь, гораздо интереснее поставить на рабочий стол полностью реальное и объемное изображение всей семьи, любимой женщины, чем обычное фото. — говорит Воробьев. — Недаром с греческого “голография” переводится как “полная запись”.
     А уж если вы преподнесете на юбилей начальнику его портрет, где он “как живой” — повышения не избежать. Одно “но” — увеличить или уменьшить предмет нельзя, т.е. какой он “в жизни”, такого размера будет и его голограмма. Церетели отдыхает...
Объяснить? Невозможно...
     Несмотря на то что основоположником голографии считается лондонский профессор Денис Габор, лавры первооткрывателя достались советскому академику Юрию Денисюку, который первым в мире получил голограмму, видимую в обычном, белом свете. До Денисюка голограммы можно было видеть только в свете лазера, изобретенного, кстати, в 1960 г. также советскими учеными и нобелевскими лауреатами Басовым и Прохоровым.
     Если вы не ученый-физик и в свое время не закончили МИФИ или Бауманку, то до конца понять, как же происходит весь процесс превращения, вряд ли сможете. Объяснить принцип возникновения голограммы популярно, без углубления в научные термины, практически невозможно, даже Воробьев не смог, совсем “забил” меня трудновыговариваемыми словами. Если совсем упрощенно, то — лазер излучает необычный, так называемый когерентный свет (световые волны, согласованные в пространстве и во времени) исключительно чистого цвета, и этот свет, отраженный от предмета съемки (процесс напоминает принцип моментальной фотографии — также надо замереть, и лазер пройдется по вам, не причинив никакого вреда), попадает на специальную фотопластину, на которую направлен еще один лазерный пучок. Когда эти лазерные пучки накладываются друг на друга, возникает своеобразная “паутинка” из света и темноты, фиксирующаяся на фотослое. Проявленное изображение “паутинки” и есть не что иное, как голограмма.
     По мнению Воробьева, тем, кто решится организовать голографическую студию в России, крупно повезло — от импортных поставок они никак не будут зависимы, все расходные материалы и сами лазеры отлично делают у нас.
     — Мы же когда-то были впереди планеты всей, уж в лазерах точно, — Воробьев знает, что говорит. — Даже голографическую студию в Париже налаживал наш человек из ГОИ (Государственный оптический институт им. Вавилова)...
Меняю импульсы на деньги
     Лазеры бывают импульсными и непрерывными, красными и зелеными. Можно сэкономить и приобрести весьма недорогой лазер непрерывного действия. Например, американские компании Coherent и Spectro Phisics их предлагают за 2—3 тыс. долл., так что вся студия “в комплекте” вам обойдется в 4—5 тыс. долл. Только эта экономия сильно ограничит возможности студии: максимум, что вы сможете, это делать небольшие изображения неподвижных предметов, стоящие весьма дешево.
     Для полноценной студии придется потратиться на импульсный лазер — их предлагают сейчас за 40 тыс. долларов. В таком приборе короткий импульс позволяет отсканировать не только портрет человека, но даже падающие капли дождя или полет пули (кстати, стоимость аналогичных лазеров производства США составляет порядка 200—300 тыс. долл.)
     — Недавно мы обсчитывали цену полного комплекта студии голографии для одного московского заказчика. — рассказывает директор “ArtLaser” Александр Скрипченко, — Получилось 216 тыс. долл., включая красный и зеленый лазеры, лазеры для копирования, оптику, проявочные и расходные материалы, а также обучение персонала. Дорого, конечно... Но подобное оборудование позволяет делать даже цветные голограммы, которые кроме нас, в мире никто не делает.
     Голография обходится на порядок дороже, чем фото, но дело того стоит. Сейчас Воробьев берется сделать портрет человека размером 30x40 см за 100 долл. (стоимость каждой последующей копии всего 25 долл.), а “ArtLaser” — за почти 200 долл. При этом, если учесть стоимость расходных материалов (пластинок и химреактивов), себестоимость изделия не превысит 30 долл. Для сравнения: в Париже за свой голографический портрет придется отдать 500 долл., в Италии не меньше 600 долл.
     По подсчетам наших экспертов, полностью окупиться даже самая дорогая студия сможет уже через полтора года. Для ее обслуживания требуется не более трех работников: один специалист по лазерам, второй по копированию и третий — художник для составления композиции.
     — При некоторых вложениях возможно даже создать голографическое ателье по принципу моментальной фотографии. Мы даже посылали свои предложения по организации подобной “точки” во флоридский Диснейленд, так вот — по подсчетам американских маркетологов, если стоимость отпечатка не превысит 20 долл., выстроится длинная очередь из желающих. Но для этого требуются инвестиции не меньше 400—500 тыс. долл., а таких денег у нас, понятно, нет.
Каждому избирателю — по изображению
     Сейчас в коллекции лаборатории Воробьева — почти 80 стандартных сюжетов различных размеров, от 9x12 см до 30x40 см, и стоимостью от 3 до 50 долл. — портреты, животные, произведения искусства, художественные композиции, музейные экспонаты. До сих пор больше половины голограмм приходится на зверей, лучше всего идут собаки, каждый хозяин ищет, чтобы он (портрет) походил на его друга. Большинство клиентов покупает уже стандартные недорогие изображения, скопированные с уже отснятых ранее матриц, но некоторые специально приводят своих питомцев и просят их увековечить.
     — Недавно приходил один маг-экстрасенс, принес икону, попросил сделать ее прозрачную голограмму, так, чтобы через нее свет проходил, — рассказывает Воробьев. — По его словам, это должно было увеличить ее чудодейственность. Без торга дал сотню долларов — понятно, что он ее быстро вернет... Сказал: к магическим кристаллам клиенты уже все привыкли, а тут такое чудо!
     Размеры снимков ограничены только мощностью лазера и величиной пластины. Например, комплект оборудования от ArtLaser способен сделать снимок размером 1x1,5 м. В советское время в лаборатории ГОИ к юбилею Пушкина изготовили объемный бюст именно таких размеров.
     — Во время прошлой предвыборной кампании к нам обращались сотрудники разных штабов с просьбами сделать объемное, во всей красе, изображение их кандидатов. — говорит Скрипченко, — Предлагали очень большие деньги. Но, к сожалению, тогда мощности нашего лазера на необходимый объем не хватило.
     Однако сейчас вполне реально заказать “подарок” высотой полтора метра — обойдется это порядка 8—10 тыс. долл. И неудивительно, что не только российские нефть и газ, но и отечественная голография стала весьма конкурентным товаром на мировом рынке, от Европы до Арабских Эмиратов. К примеру, есть известный и очень дорогой отель в Дубае, в котором, если очень повезет, удастся переночевать “всего” за 2 тыс. долл. И вот этой зимой арабы решили почудить, — и удивить своих весьма непростых постояльцев. Пригласили Воробьева к себе в гости, попросив сделать голографическую копию... отеля. В общем, из России в ОАЭ уже отправились 50 копий здания высотой 24 см по смешной для арабов цене — 16 долл.
     Для индусов недавно были сделаны несколько сот копий одного из самых главных их божеств в виде слона. От колумбийских заказчиков у Воробьева остался сувенир — брелок с залитым в прозрачный пластик листиком конопли, почти национальным символом. Колумбийцы попросили сделать рекламные сюжеты своей местной водки (которая Воробьеву не понравилась — слабовата для настоящей водки), еще несколько статуэток Мадонны с голубем, Распятия Христа, рекламу пива, а для местной авиакомпании — модель самолета...
    
     Уважаемые читатели! Если у вас имеется предпринимательский опыт, если вы считаете, что он может быть интересен другим людям, рубрика “Свое дело” ждет ваших писем по адресу редакции (он указан на последней странице) с обязательной пометкой “Свое дело” или по электронной почте delo@mk.ru
     Также по этому адресу вы можете предложить свои темы для ближайших выпусков нашей рубрики.
    


Партнеры