Соб@ка Баскервилей

Москвичам угрожает интернет-рэкет

  Когда-то это должно было произойти. Мы только ждали — когда?
     Свободное распространение служебной информации, безнаказанно утекающей из баз данных практически всех столичных и федеральных служб, рано или поздно должно было обернуться большой аферой. И, похоже, час пробил.
     Этим летом ловкачи начали обкатывать новую, очень простую по сути и наглую по исполнению схему выуживания денег у населения. Точнее — у автовладельцев.
     Копнув чуть глубже, корреспондент “МК” выяснила: в ближайшем будущем Россию ждет вал информационных преступлений. От которых не защищен никто. Особенно — москвичи.

Письмо с интересным предложением

     На этот раз ловкачи использовали базу данных ГИБДД и, не таясь, сообщили об этом клиенту, которым оказался москвич Василий Коротков.
     Вернувшись после выходных в Москву, Коротков обнаружил в почтовом ящике письмо. В нем — длинный список якобы принадлежавших ему машин, платежка на сумму 4 тысячи рублей с реквизитами получателя денег, в качестве которого значилась... шатурская психбольница, и страничка текста.
     В письме, видимо, для пущей важности неизвестные, назвавшиеся группой “Бескорыстная благотворительность”, выделили черным шрифтом некоторые слова. Это очень напоминало шантаж. Коротков вчитался.
     “Согласно данным, представленным нам в ГИБДД г. Москвы, на Ваше имя зарегистрировано 19 автомобилей (список на обороте).
     Наша группа планирует в течение июля—августа 2002 года разместить информацию о зажиточных автовладельцах г. Москвы в Интернете, включая, по возможности, карты проезда к месту жительства, места работы, а также владение недвижимостью (цитата дословно с оригинала. — Авт.). Это даст возможность рекламным, коммунальным и прочим заинтересованным службам более адресно обращаться к Вам для исполнения своих прямых обязанностей. С образцом Интернет-страницы вы можете ознакомиться по адресу: www.geocities.com/blagotv.
     В дальнейшем по договору с Налоговой службой данная работа будет продолжена для более полного охвата зажиточных слоев населения города.
     У вас есть возможность в порядке исключения получить право на удаление своих данных из информационного массива Проекта”.
     Чтобы не стать жертвой Интернета, Коротков должен был добровольно оплатить приложенную к письму квитанцию — благотворительное пожертвование в размере 4 тыс. рублей. Внести деньги благотворители просили до 30 июля с.г. и сообщить им об этом по электронной почте или факсу...
     Если известий об оплате не будет до 5 августа с.г., “благотворители” обещали Короткову перевести информацию о нем из закрытого в открытый режим доступа, а о ее содержании уведомить заинтересованные органы.
     Первая мысль Короткова: влип. Вторая: а влип ли?
     Многое в письме настораживало: расплывчатость выражений, витиеватость фраз, международный, 14-значный номер факса. Как оказалось, факс был установлен в американском городе Грили (штат Колорадо).
     И таких людей информирует ГИБДД? А налоговики с ними, как подрядчики, работают по договору?..
     Коротков пробежал глазами по списку машин: “Жигули”, “Мицубиси”, “Опели”, “Мерседесы”, “Форды”... Все с датами выпуска и регистрационными номерами.
     — Вообще-то список мог быть и больше, — заметил Коротков корреспонденту “МК” и откровенно рассказал, что когда-то работал водителем, а теперь перегоняет машины. — Я немало машин перегнал. Законно. Плачу налоги.
     — Признаться, если бы не этот перечень машин, я бы на письмо и внимания не обратил, — говорит он. — Некоторые машины я помню.
     В душу старого водилы все-таки закрались сомнения: чем черт не шутит, может, это на самом деле очередная акция ГИБДД?
     Поэтому он и обратился в “МК”.

Кто стоит за “Бескорыстной благотворительностью”?

     На сайте группы “Бескорыстная благотворительность”, куда мы зашли, — призывно-жалостливая тирада незамысловатого содержания с опечатками.
     Тысячи людей не получают минимальной медицинской помощи. Дети не получают образования. Пенсионеры вынуждены побираться. Виновато в этом государство. И только “небольшая группа целеустремленных небедных людей” собирается всем помочь...
     “Мы обращаемся непосредственно к состоятельным гражданам нашего города с просьбой внести свой небольшой посильный вклад в дело благотворительности...
     Мы хотим дать возможность каждому нуждающемуся обратиться непосредственно к организациям и лицам, способным помочь им материально”.
     Вместо имен — коды, коды, коды... На 24 страницы.
     “Пробить” интернет-сайты, как и электронную почту “благотворителей”, оказалось нетрудно. Все сайты размещены на общедоступных и бесплатных серверах.
     — Открыть такой сайт (почтовый адрес) может любой. Причем не называя своего настоящего имени. Бесплатные сайты тем и интересны пользователям, что к этому не обязывают, — подтвердили корреспонденту “МК” опытные компьютерщики редакции. Заметив, что даже если такой сайт закрыть, то ничто не помешает ловкачам открыть сайт-двойник с почти таким же названием.
     На сайтах в принципе нет ничего запретного: ни призыва к нацизму, ни откровенной порнографии. Прятаться благотворителям вроде бы незачем.
     В ГИБДД России, как и в ГИБДД Москвы, о группе “Бескорыстная благотворительность” впервые слышали.
     — Самозванцев сейчас много, — сказал корреспонденту “МК” замначальника отдела пропаганды ГИБДД Москвы Анатолий Пивоваров, — я уже не в первый раз слышу, что кто-то с нами сотрудничает. Если бы это были честные люди, то действовали бы открыто, мы бы знали о них.
     — А много ли в Москве владельцев более 10 машин?
     — Много, — ответили в столичной ГИБДД. — Их даже не подсчитывают. Да и зачем? Все и так знают, что многие фирмы, чтобы уйти от налогов, специально регистрируют машины на своих сотрудников. Выгода налицо, ведь если авто регистрировать на фирму, нужно заплатить 40%-ный налог. Рекордсменом по числу зарегистрированных машин слывет лидер ЛДПР Владимир Жириновский, на чье имя когда-то (а может быть, и сейчас?) было оформлено более 200 автомобилей.

При чем тут шатурская психушка?

     Услышав о “группе благотворителей”, главврач Шатурской психиатрической больницы Алексей Крюков замахал руками:
     — Я в благотворительность не верю, — прямо заявил он. — Одно время была у нас в районе такая задумка: создать благотворительный фонд, который бы помогал больным и сирым. Но дальше разговоров дело не пошло. За все время моей работы (а я работаю с 87-го года) нам помог деньгами только один частный предприниматель: оплатил учебу врача. Крупные компании не помогали еще ни разу.
     — Но вы вроде бы неплохо живете? — робко поинтересовалась я, указывая взглядом на недостроенный трехэтажный корпус.
     — Что вы! Это нам район помогает, — отмахнулся Алексей Ильич. — Мы же бюджетная организация, за счет района живем. А были бы деньги, продуктов для больных побольше купили бы, шифер на крыше переложили, да и трубы тоже — старые они уже.
     По словам главврача, деньги от “Бескорыстных благотворителей” на счет больницы никогда не поступали.
     Впрочем, немудрено. По платежке, направленной Короткову, деньги перечислить просто нельзя. Реквизиты на ней старые (они недавно изменились). Компьютер в сберкассе на них не реагирует. В этом я убедилась лично, решив послать “в психушку” 10 рублей.
     Кассир трижды набирала банковские реквизиты психбольницы, прежде чем с сожалением заявила: такого получателя нет.
     Так зачем аферистам было нужно это устраивать? Какой смысл?
     Вот мнение специалистов.
     — Кто-то таким образом просто попытался “обкатать” схему. Расчет прост: 4 тысячи рублей — сумма небольшая. Зато тех, кто заплатит один раз, можно будет раскрутить на гораздо большие деньги.
     Возможно, в данном случае аферисты просто что-то перепутали, послали не ту бумажку, с устаревшими реквизитами.
     А в принципе их логика проста: если человек чего-то боится, например, налоговой, или того, что информацию о нем “пустят” в Интернет или открытую печать, то заплатит. О том, что взнос перечислен больнице, детдому или любому другому учреждению, узнать нетрудно. Это еще не афера. Это — проверка слабохарактерности. Сигнал о том, что клиент созрел. А такие люди для аферистов — находка. Деньги при разумном подходе из них можно выжимать бесконечно.
     И, кстати, очень может быть, что другие москвичи, получившие подобные письма, уже заплатили кому-то благотворительный взнос...
     Как защититься от таких ловкачей?
     По мнению нашего эксперта — адвоката с 20-летним стажем, надо просто не проявлять слабости. Не давать о себе знать и не платить.
     Бояться нечего. Если человек совершает сделки (а купля-продажа авто тоже сделка) на крупную сумму, информация о нем автоматически поступает в налоговую инспекцию, которая проверяет доходы и расходы граждан. Так что если кто-то и должен прийти, то только настоящие налоговики. Причем с бланком специальной декларации о доходах.
     Если человек получает доходы законно (а ввозить машины из-за рубежа не запрещено), налоговики оставят человека в покое. Если доход незаконен — привлекут к ответственности.

Откуда что берется?

     По мнению гаишников, для мошенников лично уговорить кого-то из их сотрудников регулярно поставлять информацию об автовладельцах куда труднее и хлопотнее, чем раздобыть саму информацию. Поскольку она свободно продается в Москве почти на каждом углу.
     Но почему конфиденциальная информация свободно разгуливает по городу? Почему она поступает к гражданам, не имеющим отношения к официальным органам? Почему сами официальные органы, в том числе ГИБДД, зная, что информация из их компьютерной базы данных просачивается, не предприняли никаких мер по пресечению беспредела?
     Да потому что нечего пресекать! Данные о том, кто чем владеет, в России секретными не считаются.
     — Вот, например, чем вы болеете или болели — это секретная информация, а кто чем владеет — нет. Во всем цивилизованном мире такие данные считаются открытыми, — разъяснил нам начальник первого отдела управления по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий ГУВД Москвы Александр Слуцкий.
     По его словам, сейчас готовится законопроект об информации персонального характера, но кардинально отношение к сведениям об автовладельцах он не изменит...
     События приняли неожиданный поворот. Мы рассчитывали услышать, что с нечистоплотными людьми, имеющими доступ к базе данных, активно борются, а оказалось — ничего предосудительного в их действиях нет.
     О том, что информация уплывает из ГИБДД, а диски с данными об автомобилистах продаются на каждом столичном перекрестке, все знают. Но это, оказывается, не преступная халатность сотрудников госучреждений или их коррумпированность с мошенниками, а лишнее доказательство нашей цивилизованности.
     А значит, раскручивать “богатеньких” москвичей (не только автовладельцев — то же самое можно делать с хозяевами квартир, земельных участков и т.д. и т.п.) — проще простого. Можно “сообщать миру” даже кодовые номера замков, адреса, паспортные данные, телефоны...
     У аферистов, которых в Москве и России тысячи, руки развязаны.
     В американском праве есть понятие “вмешательство в частную жизнь граждан”. Это наказуемо. У нас такого права нет. И наказания за вторжение в частную жизнь не предусмотрено. Исключение составляют те немногие люди, на чьих личных сведениях или на информации о которых есть гриф “совершенно секретно”. Среди этих счастливчиков, например, Президент России Владимир Путин. О нем — молчок. За действия, порочащие его честь и достоинство, можно здорово схлопотать.
     А простых граждан можно стращать, шантажировать, “раскручивать на бабки” сколько угодно. Информационный беспредел еще аукнется для многих москвичей неприятностями. Специалисты считают: попавшее нам в руки письмо от “благотворителей” — только начало эры информационных преступлений в России. К борьбе с которыми наши правоохранительные органы и законы пока никак не готовы.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру