ТОТ ЕЩЕ КАДР!

  Его задача — уговорить человека сделать то, чего он делать не хочет: найти корову, чтобы ее “утопить”, доставить самолет, чтобы его сжечь. Он был свидетелем землетрясений, пожаров, наводнений, революционных переворотов и даже убийства царя. Он искал летом снег, объездил весь мир, хорошо знал великих актеров: Леонова, Буркова, Милляра, Шукшина. Вы скажете, что такого не может быть? И ошибетесь. Потому что в кино может быть все.
     Борис Иосифович Криштул всю жизнь проработал на киностудии “Мосфильм”. Был директором 14 картин, еще в 13 принимал участие. А еще он — прекрасный рассказчик.
     — Ваша первая картина — “Ночь перед Рождеством” Александра Роу. В фильме много трюков, как их выполняли в те годы?
     — Что вам рассказать? Вот, допустим, сцена “полета”. Черта, которого изображал Милляр, прикрепили к тросу, подвесили и так снимали “полет”. Трос обмотали черным бархатом, чтобы не был заметен. По-моему, получилось убедительно для картины тех лет...
     Георгий Францевич был удивительным человеком, веселым, знал кучу баек. Ни один дубль не повторял, всегда что-то придумывал. Он и в жизни был таким же вертлявым, разговаривал тонким голосом. Ходили слухи о его нетрадиционной ориентации, но я думаю, это неправда.
     А галушки, которые сами прыгали в рот к актерам, — это обратная съемка. Ничего сверхсложного, как видите.
     Мой первый трюк был на фильме “Софья Перовская”, когда убивали царя. Как в жизни — в карету подбросили бомбу, так снимали и мы. Стржельчик играл царя, а кучера — каскадер Петя Тимофеев. Великий мастер. Взрывной волной его подбрасывало, он группировался и падал прямо под копыта лошадей. Это было очень опасно.
     Мне часто доставались фильмы с катастрофами или опасными трюками. Не всегда они оказывались удачными. Например, на съемках фильма “Если хочешь быть счастливым” режиссер Губенко, выполняя трюк, сильно обгорел.
     Во время съемок “Экипажа” снимали селевой поток. Пригласили каскадеров, сель приготовили из разбавленного комбикорма. Людей разместили на склоне горы и спустили на них поток. Каскадеров волокло по склону, и, несмотря на все предосторожности, они получили серьезные ранения. С некоторых даже стащило одежду...
     — До того как стать директором, вы работали шумовиком, озвучивали фильмы...
     — Это была интересная работа. Я познакомился со многими актерами, которые приходили на озвучку. Узнал, что дубляж очень полезен для кино, потому что помогает избежать скандалов.
     Например, в фильме “Бриллиантовая рука” управдом Мордюкова говорит фразу “Я не удивлюсь, если он тайно посещает любовницу”. На самом деле Нонна Викторовна произносит другие слова: “Я не удивлюсь, если он тайно посещает... синагогу”. Цензура этот вариант категорически отвергла, и на озвучании синагогу исправили на любовницу. Таким образом спасли сцену.
     P.S. Россыпь директорских баек ждет вас в новом цветном номере “МК-Воскресенье”, который уже поступил в продажу.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру