ПРИКИД ОТ САМУРАЕВ

Японские автомобили всегда в цене

8 сентября 2002 в 00:00, просмотров: 643
  Любой школьник знает, что массовое производство автомобилей началось 101 год назад — в 1901 году ушедшего столетия. Это произошло благодаря известному американскому конструктору Генри Форду, который, кто еще не в курсе, изобрел до сих пор активно использующийся конвейер. Именно тот год и является датой рождения не только всей автоиндустрии в целом, но и началом производства “массового автомобиля” — Ford. A вовсе не “жука”, как многие думают.
    
     Сто лет назад дружище Генри даже и не догадывался о том, что в конце XX века легендарный американский авторынок будет в массовом порядке вытеснен из своей же собственной страны, а править бал будут... японцы. Трудолюбивый народ из Страны восходящего солнца настолько резко и быстро “поднялся”, что теперь рынок США почти полностью заполонен японскими машинами — более экономичными, более дешевыми и более надежными. И если в городе-герое Нью-Йорке это еще не так заметно, то на западном побережье отыскать американское авто довольно сложно.
     Когда-то, в далеком и бородатом 1914 году, автомобили марки Nissan именовались по-другому — Datsun. По другую сторону Атлантики никто о них еще даже слыхом не слыхивал. Официально же компания Nissan Motor Co, Ltd была основана гораздо позже — аж в 1933 году в Японии. Учитывая восточный трудоголизм, история не способна однозначно утверждать, как звали того самого умного японца, которому и пришла в голову сия шальная мысль. Впрочем, это не так уж и важно, все равно сложные японские имена под силу запомнить разве что вундеркиндам.
     В 1937 году первый японский автомобиль массового производства получил имя Datsun Type 15. В тогдашнюю модельную гамму, если можно так выразиться, входили легковой седан, мини-пикап и коммерческий микроавтобус для доставки грузов населению. Понятное дело, что в те времена заводы не могли себе позволить обновлять модели каждые 5—7 лет, как это происходит сейчас, так что три вышеуказанные модели продержались на конвейере более двух десятилетий.
     Все перевернулось в 1958 году, когда руководство японского концерна приняло решение активно выходить на американский рынок. В том году Datsun стремительно ворвался на широкие хайвеи Америки. Как ни странно, но довольно быстро “японец” завоевал сердца янки, ибо дорогущие Cadillac в то время были по карману разве что Элвису Пресли и еще кучке избранных. Тяжелый (по восточным меркам) 1200 Sedan с мотором мощностью 48 л.с. был достаточно громоздким, однако это нравилось простым американцам, видевшим в машине некое подобие американской мечты.
     В следующем году на рынок уже поставлялся компактный пикап. Изначально он был оборудован литровым мотором (37 л.с), в дальнейшем на него стали устанавливать все тот же двигатель от отмеченного выше седана — ведь американцы любят машины помощнее. Маленький городской пикапчик, способный перевозить всего четверть тонны груза, пришелся по душе мелким заокеанским коммерсантам.
     За несколько лет Nissan создал себе сильную и уверенную репутацию на обоих рынках по обе стороны Атлантики. В 1960 году компания обосновывается в Калифорнии и начинается активное завоевывание так называемого солнечного рынка — производство кабриолетов. Модель SPL 210 с мягким верхом, оснащенная 85-сильным мотором, становится первым спортивным автомобилем японской фирмы.
     Серьезная заявка на успех происходит два года спустя. На основе грамотного маркетингового исследования американского авторынка на свет рождается Datsun Bluebird, а буквально через пару месяцев и первый внедорожник, Patrol (выпускаемый, кстати, и по сей день), с четырехлитровым шестицилиндровым двигателем (145 л.с.).
     Наконец, в 67-м появляется популярная даже сегодня в среде коллекционеров и ценителей модель 2000 Roadster с пятиступенчатой коробкой передач и 150-сильным мотором. Таких автомобилей было выпущено всего 1000 штук, и первые десять, созданные специально для гонок, побеждали в национальных чемпионатах 10 раз на протяжении последующих двух десятилетий. Лучшей рекламы на свете просто не может быть!
     В 68-м Nissan запускает в производство машину, стилизованную специально под США, — Datsun 510 Sedan, а годом позже дебютирует модель “Z”, ставшая самой продаваемой спортивной машиной в мире. “240 Z” превосходит по популярности даже легендарный Corvette! Таким образом, к началу семидесятых объемы продаж Nissan составляли уже четверть миллиона автомобилей в год. Мало какая фирма могла похвастаться такими результатами всего за 12 лет работы на чужом рынке.
     1971-й стал годом автоспорта для японцев. Гоночный BRE 510 выигрывает 15 серий чемпионатов из 21. Даже сегодня модель “510” имеет культовый статус и до сих пор принимает участие в клубных соревнованиях в Америке. Естественно, после таких успехов год спустя на рынок выскакивает уже гражданская версия “пятьсот десятой”. Четырехдверный пятиместный семейный седан экономичен и легок в управлении, так что совсем неудивительно, что эта модель поднимает планку продаж до 300 000 машин в год.
     Год 1973-й стал, возможно, самым запомнившимся для японцев. В США продан миллионный экземпляр Datsun! Таким образом, к середине семидесятых Datsun становится крупнейшим автомобильным импортером в Соединенных Штатах.
     В восьмидесятых Nissan продолжает активно развивать свой бизнес. Чтобы справиться с огромным спросом на свою продукцию, японцы принимают решение построить еще один завод по сборке автомобилей. В городе Смирна, штат Теннесси, появляется Nissan Motor Manufacturing Corporation. На территории Штатов начинается продвижение внедорожников. Для гонок по пустыне выпускается полноприводной 380-сильный джип с полностью независимой подвеской. С 1983 года навсегда кануло в Лету имя Datsun, теперь все автомобили стали называться Nissan. Два года спустя легендарный голливудский актер Пол Ньюмен, страстный, надо отметить, поклонник гонок, выступает два сезона подряд на Nissan 300 ZX, который позднее будет запущен в массовое производство.
     К 1988 году спортивные версии японского концерна способны разгоняться до 200 миль в час! Спорить с ними на треке становится все труднее... А к концу десятилетия компания начинает массовое производство “люксовой” линейки машин, получивших название Infinity (это как Lexus у Toyota). Тогда же японцы получают заказ американских властей на разработку и изготовление пикапов для нужд спасателей (эти машины можно видеть в сериале “Спасатели Малибу”).
     В девяностых “ниссановцы” начинают вкладывать деньги в расширение производственных мощностей, создание альтернативных видов топлива и борьбу за уменьшение токсичности автомобильных выбросов. На все эти ухищрения компания тратит свыше полумиллиарда долларов. Учитывая полученные впоследствии награды, можно смело говорить об удачной имиджевой рекламе.
     В 93-м Nissan Altima становится самым продаваемым автомобилем в США, а Nissan Maxima перескакивает миллионную планку. Через три года уходит на “заслуженный отдых” модель “Z” после 26-летнего периода производства. Новая серия с такой же литерой должна увидеть свет в этом году (премьера модели состоялась на прошлогоднем автосалоне в Женеве). Кстати, данный проект — совместная разработка с французским Renault.
     Продолжая успешно работать, Nissan не забывает о расширении модельного ряда и новых инвестициях в производство. По официальным данным, к 2001 году компания построила свыше 60 миллионов автомобилей. Разве это не есть идеальная модель японского бизнеса?!
    


Партнеры