100 ДНЕЙ ПО ПРИКАЗУ СЕРДЦА

Без невесты – поп без места

9 сентября 2002 в 00:00, просмотров: 658
  — Куда аналой красный дели? — интересуется один из семинаристов, беспокойно оглядываясь по сторонам. Все нервничают. Еще бы! Гости пожаловали нешуточные. Что и говорить, начало учебного года везде волнительно, даже в таком не слишком привычном образовательном учреждении, как семинария.
     Стрельчатые башни Богоявленского Старо-Голутвина монастыря, что в Коломне, взлетают к небу именно так, как замыслил их полет придворный архитектор Екатерины Великой Казаков. На шпиле одной из них трубит ангел, напоминая людям о Страшном суде. Коломенская духовная семинария и мужской монастырь — за оградой. Именно здесь начинал свое духовное образование митрополит Филарет (Василий Дроздов). Возрожденная семинария была открыта в 1990 году, и тогда курс обучения составлял два года, теперь — пять лет, то есть образование семинаристы получают высшее.
     Вступительные экзамены в этом году принимал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, под чьим покровительством и существует духовное учреждение. Говорят, спрашивал строго. Из полсотни абитуриентов семинаристами стали двадцать пять.
     Попасть сюда может каждый, кто действительно соответствует требованиям, предъявляемым к будущему священнослужителю. Вступительные экзамены с этого года были ужесточены, и выглядит это как собеседование, в ходе которого выясняется склонность к профессии, его духовность, церковность, а также общий уровень образования. Неоспоримым плюсом при поступлении является наличие слуха и музыкальность, это потому что все богослужение построено на пении. Ректор Николай Качанкин рассказал, что ежегодно в семинарии начинают образование 90—95 воспитанников, но в течение первого года обучения несколько человек отсеиваются из-за профнепригодности. Изучаемые предметы, конечно, прежде всего богословского содержания: Священное Писание (написание текста, история), история Христианства, Церкви, кроме того, изучается юридический аспект церковных отношений (право), церковное искусство, история религиозной философии, творения св. отцов и многое другое. Также семинаристы постигают и языки — церковно-славянский, латинский, греческий.
     Бывает, учащегося призывают на срочную службу, и он прерывает образование. Так что можно считать, что миф о том, что в семинарию люди идут для того, чтобы “откосить” от армии, тоже можно считать развеянным. Кстати, двое второкурсников сейчас служат и, как рассказал отец Николай, служба их подходит к концу, ребята уже ему писали и интересовались, быстро ли они будут восстановлены. Кстати, до посвящения в священный сан молодые люди должны определиться с выбором невесты. Жениться можно только до посвящения, после — запрещено правилами. Поэтому к концу учебного года последнего курса большинство выпускников обзаводятся дамами сердца. Кто-то после окончания семинарии отрекается от мира и стрижется в монахи. Если же выпускник не женился, но и в монахи стричься не желает, он не имеет права занимать пост священника. Впрочем, такие продолжают служить церкви, но занимают более низкие должности, а потом, что происходит часто, женятся и принимают сан.
     1 сентября здесь каждый год одинаково. По прочно устоявшейся традиции митрополит Ювеналий совершает молебен в соборном храме и благословляет семинаристов, потом — праздничный обед, а уж затем — торжественная часть.
     В этом году в семинарию пришло восемь новых преподавателей, и теперь таковых — 41, среди которых и духовные лица, и светские. Получается, что на одного преподавателя приходится чуть больше двух воспитанников. Где вы еще такое встретите? Наконец открылся здесь и компьютерный класс, капитально отремонтировано здание для проживания — все на высшем уровне (уютные комнаты, пластиковые окна и т.д.). Как пошутил отец Николай, там будут жить самые прилежные ученики, а остальным придется довольствоваться старыми кельями.
     Оказывается, сектанты настолько обнаглели, что приходят на православные праздники и пытаются распространять свою литературу даже на монастырских дворах.
     — Нас иногда называют воинами Божьими, — сказал владыка Ювеналий. — И вы должны быть к этому готовы.
     Впрочем, не все было серьезно и печально. Митрополит шутил, вспоминая как абитуриентов этого года, так и свое собственное обучение. Кроме того, он рекомендовал будущим священникам четко оценивать свое стремление служить Богу, потому что принятие такого решения прежде всего требует готовности сердца:
     — Вы можете наизусть знать весь катехизис, вас здесь научат, но это еще ничего не значит, если в сердце — пустота.
    


Партнеры