Нужен дождь? Не проблема!

Военные авиаторы готовы хоть завтра все залить

  Самолеты МЧС ежедневно выливают на полыхающие леса Подмосковья сотни тонн воды, но огненная стихия не сдается. Уже ясно, что без обильных дождей справиться с ней будет трудно, но по-настоящему “мокрых” дней синоптики пока не обещают.
     А ведь на подмосковном аэродроме “Чкаловский” ожидают приказа экипажи специально оборудованных армейских самолетов, которые готовы вызвать искусственные ливни. Дело за малым: на авиабазу надо доставить катализаторы дождя.

     — Компоненты для искусственных ливней находятся в ведении Росгидромета, — рассказал нам полковник Юрий Ресницкий. — Это достаточно дорогостоящие материалы, и их, по-видимому, не закупают до особо критических ситуаций.
     Полковник Ресницкий и его подчиненные служат в филиале Государственного летно-испытательного центра ВВС. В парке авиалабораторий — около десятка самолетов, оборудованных системой “Циклон”. Она способна как разгонять тучи, так и выжимать из них “слезы”. “Ан-12”, пара “Ил-18” и “Ан-72” полностью готовы к применению. Для переоборудования еще одного “Ил-76” требуется совсем чуть-чуть времени. Летчики в отряде подобрались опытные, хорошо знакомые с особенностями полетов в облаках, поэтому можно не сомневаться — организовать над Подмосковьем ливни для них не проблема.
     Из досье “МК”. В 1974 году Минавиапром приступил к созданию летающих метеолабораторий на базе “Ил-18”, “Ан-26” и “Ту-16”, а Госкомгидромет начал разработку спецоборудования для изучения атмосферных процессов. Двумя годами позже при филиале НИИ ВВС сформировали авиаотряд самолетов-метеолабораторий в составе двух “Ту-16”. Результаты исследований помогли, к примеру, предотвратить выпадение дождей в районе Чернобыля после катастрофы на ЧАЭС.
     — Мы используем только экологически чистые технологии и материалы, — рассказывает полковник Ресницкий. — Воздействие на облака сухого льда, жидкого азота или йодистого серебра не вызывает так называемых кислотных дождей и абсолютно безвредно для людей.
     Обычно к помощи авиаторов из филиала ГЛИЦ прибегают в праздничные дни. Причем не только в России. Скажем, дважды в год — в День Ташкента и мусульманский праздник Навруз — они перелетают в Узбекистан, где в случае необходимости рассеивают тучи над столицей республики. Такую же задачу не раз выполняли и в Москве. К примеру, в этом году накануне Дня города авиаторы сначала выполнили метеомониторинг, затем 5 самолетов на дальних подступах к столице разогнали грозовые облака.
     — С организацией искусственных дождей сложнее, — делится Ресницкий. — Если мне не изменяет память, последний раз этим занимались в мае—июне 1987-го, когда из-за сильнейшей засухи в Ставрополье на корню горел урожай. Еще раньше к помощи наших специалистов прибегали сирийцы.
     Если не вдаваться в технологические подробности “ливневой операции”, картина выглядит так: подбирая особую компоновку и концентрацию спецсоставов, ученые сначала вызывают в облаках кристаллизацию влаги (попросту говоря, образование льда). Затем эта влага в виде обильных осадков обрушивается на землю.
     Прольются ли в этом году над Подмосковьем искусственные дожди, авиаторы из филиала ГЛИЦ пока не знают. Во всяком случае, к ним за помощью местные власти не обращались. Может быть, ситуация с пожарами еще не достигла критической отметки?
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру