Нужен дождь? Не проблема!

Военные авиаторы готовы хоть завтра все залить

11 сентября 2002 в 00:00, просмотров: 283
  Самолеты МЧС ежедневно выливают на полыхающие леса Подмосковья сотни тонн воды, но огненная стихия не сдается. Уже ясно, что без обильных дождей справиться с ней будет трудно, но по-настоящему “мокрых” дней синоптики пока не обещают.
     А ведь на подмосковном аэродроме “Чкаловский” ожидают приказа экипажи специально оборудованных армейских самолетов, которые готовы вызвать искусственные ливни. Дело за малым: на авиабазу надо доставить катализаторы дождя.

     — Компоненты для искусственных ливней находятся в ведении Росгидромета, — рассказал нам полковник Юрий Ресницкий. — Это достаточно дорогостоящие материалы, и их, по-видимому, не закупают до особо критических ситуаций.
     Полковник Ресницкий и его подчиненные служат в филиале Государственного летно-испытательного центра ВВС. В парке авиалабораторий — около десятка самолетов, оборудованных системой “Циклон”. Она способна как разгонять тучи, так и выжимать из них “слезы”. “Ан-12”, пара “Ил-18” и “Ан-72” полностью готовы к применению. Для переоборудования еще одного “Ил-76” требуется совсем чуть-чуть времени. Летчики в отряде подобрались опытные, хорошо знакомые с особенностями полетов в облаках, поэтому можно не сомневаться — организовать над Подмосковьем ливни для них не проблема.
     Из досье “МК”. В 1974 году Минавиапром приступил к созданию летающих метеолабораторий на базе “Ил-18”, “Ан-26” и “Ту-16”, а Госкомгидромет начал разработку спецоборудования для изучения атмосферных процессов. Двумя годами позже при филиале НИИ ВВС сформировали авиаотряд самолетов-метеолабораторий в составе двух “Ту-16”. Результаты исследований помогли, к примеру, предотвратить выпадение дождей в районе Чернобыля после катастрофы на ЧАЭС.
     — Мы используем только экологически чистые технологии и материалы, — рассказывает полковник Ресницкий. — Воздействие на облака сухого льда, жидкого азота или йодистого серебра не вызывает так называемых кислотных дождей и абсолютно безвредно для людей.
     Обычно к помощи авиаторов из филиала ГЛИЦ прибегают в праздничные дни. Причем не только в России. Скажем, дважды в год — в День Ташкента и мусульманский праздник Навруз — они перелетают в Узбекистан, где в случае необходимости рассеивают тучи над столицей республики. Такую же задачу не раз выполняли и в Москве. К примеру, в этом году накануне Дня города авиаторы сначала выполнили метеомониторинг, затем 5 самолетов на дальних подступах к столице разогнали грозовые облака.
     — С организацией искусственных дождей сложнее, — делится Ресницкий. — Если мне не изменяет память, последний раз этим занимались в мае—июне 1987-го, когда из-за сильнейшей засухи в Ставрополье на корню горел урожай. Еще раньше к помощи наших специалистов прибегали сирийцы.
     Если не вдаваться в технологические подробности “ливневой операции”, картина выглядит так: подбирая особую компоновку и концентрацию спецсоставов, ученые сначала вызывают в облаках кристаллизацию влаги (попросту говоря, образование льда). Затем эта влага в виде обильных осадков обрушивается на землю.
     Прольются ли в этом году над Подмосковьем искусственные дожди, авиаторы из филиала ГЛИЦ пока не знают. Во всяком случае, к ним за помощью местные власти не обращались. Может быть, ситуация с пожарами еще не достигла критической отметки?
    


Партнеры