ПОВТОРЕНЬЕ — МАТЬ УЧЕНЬЯ

Российскому Минобразу стукнуло 200 лет

12 сентября 2002 в 00:00, просмотров: 398
  Раз в столетие в России обязательно случаются реформы. В начале XVIII века Петр I заменил боярские приказы на коллегии по европейскому образцу, а через 100 лет его праправнук Александр преобразовал их в министерства.
     Произошло это ровно 200 лет назад — в сентябре 1802 года. Одним из первых молодой царь учредил Министерство народного просвещения, задачей которого было воспитание юношества и развитие наук. В ведении министерства оказались все начальные, средние и высшие учебные заведения России, Академия наук, типография, а также цензура. Реформа образования не ограничилась одной только сменой вывески — по существу произошла полная перестройка отечественного просвещения.
     Страну впервые в истории разделили на 6 образовательных округов, и их центрами сделали университеты. В Московском, Дерптском и Виленском округах университеты к этому времени уже существовали, в остальных трех (Петербургском, Харьковском и Казанском) их открыли по специальному указу царя. Университеты получили самые широкие полномочия: они не только готовили молодых людей к служению Отечеству, но и надзирали за местными гимназиями, училищами и школами. Во главе образовательного округа стоял особый комитет из наиболее уважаемых профессоров, а возглавлял его высокопоставленный чиновник — попечитель округа.
     Российские университеты оказались на самой вершине образовательной пирамиды. Им подчинялись губернские училища и гимназии. Директора гимназий руководили уездными училищами. А смотрители уездных училищ, в свою очередь, осуществляли контроль за приходскими школами (их открывали при церковных приходах в селах). Таким образом, после александровской реформы все отечественные учебные заведения оказались связаны друг с другом. И перед каждым из них стояли две задачи: подготовить ученика к следующей, более высокой ступени обучения и дать знания тем, кто не хочет учиться дальше. (Эти главные цели образования сохранились без изменений и до нашего времени.) Университеты к тому же готовили преподавателей для гимназий, гимназии — учителей для уездных училищ, а те, в свою очередь, — учителей для приходских школ.
     Значение реформы образования 1802 года трудно переоценить. Университеты, гимназии, училища и школы оказались связаны в единую, прекрасно функционирующую систему образования. В таком виде она просуществовала более 100 лет — до октября 1917 года. Затем на смену ей пришли трудовые школы, ПТУ, техникумы и институты. Сейчас же, похоже, все снова возвращается на круги своя: появились гимназии и лицеи, студентам стали присваивать степени бакалавров и магистров (эти научные степени учредили тоже в ходе александровской реформы). Глядишь, и до приходских школ скоро дело дойдет.
    


    Партнеры