“КУКУШКА” С “ЛЮБОВНИКОМ” ВЗЯЛИ ТОРОНТО

В субботу стали известны итоги канадского кинофестиваля

16 сентября 2002 в 00:00, просмотров: 311
  Из-за годовщины трагических событий в США торжественная церемония его закрытия и праздничный банкет были отменены. И именно из-за терактов в Нью-Йорке в прошлом году в Торонто не доехали многие именитые кинематографисты. Но в этот раз фестиваль взял убедительный реванш: впору завистливо ахнуть даже Канну.
     Фильмов в нынешнем Торонто было около трехсот. Почти сплошь премьеры: несколько десятков мировых, остальные — североамериканские. Количество звезд тоже исчислялось десятками: как голливудских — вплоть до Пирса Броснана, Дастина Хофмана, Сьюзен Сарандон, Мишель Пфайфер и Сигурни Уивер, так и мегаевропейских — уровня Катрин Денев, Жульетт Бинош и Жана Рено.
     Почти все они приехали не только раскручивать свои новые картины, но просто посмотреть кино. Так, на показе незавершенного фильма Кертиса Хэнсона “Эйт Майл” (“8 Mile” по-русски — “место в Детройте”) с рэпером Эминемом в главной роли публика вдруг заметила Майкла Дугласа, Шарон Стоун, Стивена Дорффа, да и самого Эминема, прибывшего в Торонто инкогнито. “Светились” актеры в кинозалах неспроста: в Торонто начинается оскаровская гонка. В последние годы фильм, получивший главный приз зрительских симпатий, неизбежно становится оскаровским хитом, даже если до Торонто на него никто не ставил, как это было с “Красотой по-американски” и “Крадущимся тигром, невидимым драконом”.
     Главный приз кинофестиваля в Торонто достался фильму Жан-Пьера Жене “Амели”. Этот же фильм получил приз зрительских симпатий. Второй приз достался индийскому фильму “Майя” режиссера Дигвиджея Сингхо — о 12-летней девочке, которая внезапно попадает во взрослую жизнь.
     Российских фильмов не было в главной — для оскаровской раскрутки — программе “Гала”, и они не шли в самых крупных залах. Но там, где состоялись показы (а это залы на 400—500 мест), были всегда аншлаги, о чем в придирчивом Торонто не могут мечтать мэтры европейской или азиатской режиссуры. Так, стартующий в российском прокате “Олигарх” Лунгина вызвал ажиотаж, который разбавлял некоторый скепсис экс-советской аудитории. Она не поверила, что по-русски бесшабашный и безудержный олигарх, переписанный на экран из книги про Бориса Березовского, отчаянно противостоит продажному Кремлю, отстаивая интересы России и личности.
     Еще один, пока что незнакомый российской публике фильм — “Любовник” Валерия Тодоровского — вызвал меньше противоречий в среде публики, и одна из зрительниц даже назвала “Любовника” лучшим российским фильмом начала 90-х. Лучший не лучший, а необычный — в том числе для режиссера Тодоровского. Как ни странно, несколько меньший ажиотаж вызвала “Кукушка” Александра Рогожкина. Призы Московского фестиваля для Торонто пока не аргумент. “Кукушку” представляла ее саамская звезда Анни-Кристина Юусо, радостно сообщившая зрителям, что приехала именно она, поскольку другие создатели фильма, как все россияне (к россиянам она отнесла и финна Вилле Хаапсало), страшно не любят путешествовать. После сеанса, однако, была овация. И у “Кукушки” не то чтобы неплохие, но появились оскаровские шансы. Фильм куплен для проката в Америке компанией “Sony Pictures Classics” — одним из главных игроков в оскаровской гонке за лучший зарубежный фильм года.
     Показанный здесь же “Русский ковчег” Александра Сокурова все восприняли с серьезным, чуть скучноватым уважением, памятуя о том, что этот фильм об истории России XVIII—XX веков считается технологическим прорывом в кинематографе. Пятый российский фильм — “Змей” Алексея Мурадова — будет показан в последний день фестиваля. А впечатление русского нашествия призваны усилить “Медвежий поцелуй” — фильм формально немецкий, но сделанный Сергеем Бодровым-ст. с Сергеем Бодровым-мл. в главной роли — и “Лиля навсегда” новомодного шведа Лукаса Мудиссона. “Лиля” тоже снята на русском, со звездой фильма “Сестры” Оксаной Акиньшиной в главной роли, и повествует о трудной судьбе 16-летней девочки, которую сделали проституткой сначала в России, потом в Швеции. Если учесть, что актер Алексей Чадов только что получил приз за лучшую мужскую роль на фестивале в Монреале (фильм, понятно, “Война”), а “Дом дураков” Андрона Кончаловского взял второй по значению приз в Венеции, то, может, в России и впрямь начался киноподъем?
    




Партнеры