МегаХаус: Рок-пятница13-е

“Троллей” подставили на киевском фестивале

18 сентября 2002 в 00:00, просмотров: 812
  В принципе, так вроде не бывает (чтоб материализовывались байки-то из плоховатеньких подростковых “ужастиков”)! Но вот постарались как следует некоторые (участники культурно-музыкальных процессов), и минувшая пятница, 13-е (сентября), стала прямо-таки полноценным комично-драматичным шоубиз-триллером. Хоррором даже, “вскрывшим” мозги особо впечатлительной музобщественности в двух дружественных столицах.
    
     В Москве таможенники и гостиничные служащие, журналисты и устроители концертов, посетители “Макдоналдса”, а также видевшие виды клубные тусовщики “вскрывались” от жестких выкрутасов и злобных заявлений мистера Прайса (мрачной андеграундной лондонской звездищи по прозвищу Goldie, прибывшей в Первопрестольную с гастролью). А в это же самое время в гостеприимной (вроде бы, было дело) столице Украины творилась огромная подстава, ставилась подловатенькая подножка российской, понимаешь, рокапопс-элите, в полном составе прибывшей на юбилейный, пятый киевский фестиваль “Просто Рок”. Хотя укршоубизовцы теперь вот с дрожью в голосе уверяют, что не по злому умыслу чьему-то, а токмо из-за “пятницы, 13-го”, мол, сей сумрачный конфуз приключился — не выступила группа “Мумий Тролль”, да и другие мегазвезды почувствовали себя гостями не особо зваными!

    
     Атмосфера киевских фестивалей, по традиции заканчивавших в начале осени теплый, так сказать, рок-сезон, пять лет подряд умиляла московскую прессу, вагонами подваливавшую потусовать пару дней в золотистом украинском бабьем лете. Светло (в плане эмоций), дружелюбно, энергично всегда проходило рок-гулянье в киевском Дворце спорта. Единственный раз, впрочем, был скабрезный финал: когда милиция решила отключить рубильник (из-за перебора, мол, времени) на хэдлайнерском сэте Земфиры, а рок-принцесса с достоинством поправила съехавшую на уши фуражку полковнику, оголтело вырывавшему у девушки микрофон. И произнесла культово-сакраментальное, растиражированное впоследствии разновсяческой прессой: “Полицейским место в околотке, а не на сцене!” С тех пор, кстати, Земфира не приезжала на “Просто Рок”, но нынешний фестиваль все ж таки юбилейный! Как не уважить братьев-славян!
     Выражать респект пятилетнему рок-имениннику собрались все: не пересекавшиеся даже на родных, московских летних мега-фестах хэдлайнеры, рок-актуалы. “Тролли” и “Сплин”, “Танцы Минус” и “Би-2”, ну и, значит, главная мега-девушка. Перед началом действа резанул настораживающий слушок — национальные рок-стары “Океан Эльзы” вроде как закатывают истерику: мы в Малороссии самые раззвездистые звездени, нам и полагается хэдлайнерить под финальные фейерверки, а не каким-то там “троллям” иноземным! Кто ж думал, что “прима-балеринский” психоз обернется четким планом действий...
     “Мегахаус”, сгрузившись на перрон накануне пятницы, 13-го, передернул плечами от неожиданного первого впечатления: холодина в Киеве (плюс девять), серое, напряженно-мутное небо (ассоциации с былыми “Просто Роками” — солнечные лучи, пульсирующие на бесчисленных куполах древнерусских церквей). А фестиваль-то нынче — одиннадцатичасовой, размашистый стадионный экшн на открытом воздушке... Не задубеть бы... “Мы тучи разведем руками!” Уже проплачено, мол, не дрейфь — взбодрила энергичная вумэн Александра, директор феста. Ну ладно тогда, поехали...
     По городу развешаны афиши. В верхней их части — перечисление “героев вечерних”, внизу — новички “Просто Рока”, разогревающий, получается, состав: какие-то “Белки” местные, украиноговорящая “Талита Кум”, “Ночные снайперы” и... “Танцы Минус”. М-да, смотрится-то насмешечкой, тем паче когда из всех киевских ларьков фигачит душещипательная пропеткуновская “Belle” и занимает в нескольких здешних радио-хит-парадах первое, между прочим, место! Принципиальный Квазимодо, помнится, неслабо горячился пару месяцев назад: “Ноги моей не будет на Украине, пока там Кучма в президентах!” Типа: они наш самолет сбили ракетой и нас же попрекать принялись кровожадностью в Чечне...
     Пошто принципами, Славян, поступился, пошто, спрашивается, приехал? Мутноватенько стало прямо в пятницу, 13-го, с утреца, при виде унылых физиономий Петкуна и Мишани, “танцеминусовского” директора. “Нервы трепят!” — коротко буркнул Миша, подразумевая следующее: укршоубизовцы принялись оскорблять и гнуть пальцы, грозясь отобрать у “Танцев Минус” гастрольный автотранспорт и лишить талонов на питание. Поскольку Славяныч и К° окромя пригласившего рок-феста решили выступить еще где-то в киевском клубе... “Ну и пох... Не выйдем на сцену!” — тут уж набычились московские рок-звездени. Сумрачная пятница, стало быть, переваливала за полдень.
     Петкун:
     — Мне очень нравится посещать осенью Прибалтику, Белоруссию... Мне нравятся путешествия натуралиста эдакие, и на Украину так хотелось съездить, в хорошую погоду город посмотреть... А в результате — и погода говно, и фестиваль говно! Я был реально оскорблен поведением абсолютного по виду бутлегера (одного из организаторов), человека с запасом в 25 слов... Он все мелкие организационные разборки вдруг свел к такому широкому мессиджу: москали, приезжаете на Украину и все здесь выделываетесь! А чего тогда приглашаете? С другой стороны сцены стояли и ждали нас несколько тысяч человек. И был выбор — либо повестись на этого говнюка, либо выйти и сделать то, что должны, поскольку мы все-таки музыканты. А люди, пришедшие на киевский стадион, совершенно не виноваты в возникшем дерьме.
     Действительно, люди ждали большого рок-праздника, не подозревая о какой-то там двусмысленной изнанке. “Танцы Минус” их обламывать не стали, честно, хотя и с перекошенными от обиды лицами, отбарабанив (под по-киевски интеллигентно-умеренный писк девочек) все свои хиты (вот “Половинки” родненькой, кстати, не было).
    
     Дальше — хотелось бы уж писать о музыке, о неожиданностях и откровениях, об атмосфере, понимаешь, и энергетике. Но что-то совершенно странное повисло над киевским стадионом (“ЦСКА”, кстати) во второй части дня (пятницы, 13-го), заставляя напрягаться от звуков и нервно пытаться найти объяснение. Почему же все украинские музыканты смотрятся на юбилейном фесте прекрасными раскрасавцами в полном шоколаде, а у главных российских рок-звезд — сплошные неполадки, непонятки и ограничение децибелов?..
     Допустим, “Вопли Видоплясова” устраивают привычное, угарное, конечно, гопак-шоу с бодрым, сочненьким звуком, от которого прет всех. У выходящего следом “Сплина” саунд уже — как из бочки с остатками скиснувшей сельди. Ну может, конечно, “звезда рок-н-ролла должна умереть”, но не от технических же диверсий...
     Земфиру здесь ждали (как, впрочем, и на всех фестах) с минуты растворения стадионных ворот (то бишь — с полудня). Развернули плакаты, скандировали, ревели. Девушка вышла в отличной форме и прекрасном настроении... Которое убилось тут же, на второй песне. Вокала на “Трафике” (песне-прологе) слышно просто не было, микрофоны шипели, строчки проваливались, также, как партии гитар... Титаническими усилиями звукорежиссер группы Валера сумел на четвертом хите вывести дохлый звук из почти безнадежного пике. Народ, впрочем, не замечая непонятно откуда возникших технических проблем, хором допевал “Мачо” и “Бесконечность”. Земфира скрипела зубами в гримерке после, блин, “фестивального сэта”: “Почему? Все было ведь нормально на настройке! На “троечку”, да, смотрелись?” Но в общем — да (хотя ее “троечка” — это “пятерка с плюсом” для многих прочих мастеров рок-дел, но девушка-то максималистка до кончиков ногтей)... Странности и досадные недоразумения, меж тем, еще только начинались: на сцену вышагивал “Океан Эльзы”.
     Умалять достоинства единственной украинской супергруппы было бы нелепо. Да, отлично-мелодичные песни; да, всенародная любовь (в родном краю): и несмышленых тинейджеров из деревень, и высокопоставленных столичных казнокрадов; да, обнаженный нерв и сексуальный торс солиста... И коли этаких красавцев хэдлайнерами не назначить, они и сами себя в такую роль вписать сумеют. Кандидаты технических наук, как-никак, в хитроумности, дальновидности и пиар-расчете (за годы завоеваний укр-шоубиза) преуспевшие! В общем так: финал “Просто Рока” стал просто сагой об артистической порядочности и рокерской взаимовыручке (не говоря уж о “братско-славянской” взаимоподдержке). Группу “Мумий Тролль” целенаправленно пригласили закрывать фестиваль
     большой новой программой (“Меамуры”) и специальной, знаковой точкой-песней “Просто Рок” (другое название — “Слоненок”). Но “Океан Эльзы” тоже ведь хотел “посмеяться последним” (как самый-самый укр-герой). На выступление обоих “хэдлайнеров СНГ” оставался час и пятнадцать минут милицией регламентированного (как водится) времени. И “Океан” не стал по-братски делиться с иноземцами. Девочки под сценой скандировали: “Мумий Тролль!” Украинские звезды на это скрупулезно, полчаса втыкали в розетки инструменты... И играли после — хорошо, долго, бравируя аранжировками, неспешно наслаждаясь звуком отменным... За сценой бегали, вырывая волосы из всех частей тела, взмокшие “троллевские” менеджеры, пытаясь отключить микрофон вошедшему в раж вокалисту. Удалось это за... двенадцать минут до аута. “Тролли” пулей вылетели с гитарами наперевес и пулей же отыграли... три песни при включенном уже на стадионе прожекторном свете, при звуке — вновь (неожиданно?) как из задницы негра и... при невинной улыбке Вакарчука в закулисье: “Если что задержали, уж извините! Надеюсь, на сольном концерте в Киеве сможете сыграть, сколько хочете!”
     После мощного финала, кстати, был праздничный ужин для артистов и иже. На нем — в основном молчали насупленно и нервно. Лагутенко вот, в соответствии с бесстрастным имиджем, пытался улыбаться и махать на все рукой: подумаешь, сорвали выступление... Земфира продолжала зубами скрипеть, расстроившись и оскорбившись за обломанных “троллей” гораздо сильнее, чем за собственный звук, запоротый кем-то. Организаторы же, нависнув над артистами скорбной тенью, все повторяли осипшими голосами: не думайте, мол, это не диверсия; мы же — братья-славяне; но разве что Вакарчук слегонца очумел!
     Лидер “Океана Эльзы” герой фест-скандала Святослав Вакарчук меж тем, по прошествии фестивального пафоса-психоза, вступил в мобильную связь с “Мегахаусом”:
     — Я всю ночь не спал, а сегодня утром вообще почувствовал желание бросить занятие музыкой! Из-за того, что могли подумать обо мне такое! Мне моя репутация дороже, чем выступление на “Просто Роке”; я бы вообще не выступил, если б знал, чем обернется все это. Я уважаю Илью Лагутенко и здоровьем своим клянусь, что никаких демаршей против него не планировал. Просто сыграло какое-то общее раздражение... Мы действительно всегда долго настраиваемся, чтобы хорошо звучать. Но я уволил вчера своего “мониторного” (техника на сцене. — К.Д.) за затяжку времени. Я не собираюсь тебя, Капа, ни в чем убеждать, тем более в России у “Океана Эльзы” серьезных позиций нет. Но нельзя нагибать людей просто за то, что они выступили хорошо, а кто-то прозвучал плохо.
     — Не кто-то, Слава, а лучшие музыканты одной шестой: Земфира и “тролли”!
     — Думаешь, мы подкупили, что ли, компанию звукотехников? Мы, кстати, тоже вот на Дне независимости Украины недавно вместо семи песен сыграли три. Перед нами Кристина Орбакайте пела и сокращаться не хотела. Но мы из этого ничего не раздували. По-человечески неприятно мне...
     А уж нам-то всем — приятней некуда.
     Да, тяжеловатенькая выдалась командировочка в мутную пятницу, 13-е.
    


    Партнеры