Запах денег и крови

В деле Кукуры больше вопросов, чем ответов

  События вокруг похищения первого вице-президента НК “Лукойл” Сергея Кукуры все больше напоминают недорогой голливудский боевик. Все развивается в точности по законам киножанра: вооруженные автоматами киднеперы в масках тормозят машину финансиста, при этом профессиональный охранник почему-то не удосуживается сообщить о нештатной ситуации в центральный офис, а водитель высокопоставленного бизнесмена охотно подставляет спину незнакомцам.
     Далее сам Кукура исчезает, нефтяная компания объявляет о высоченной премии за сведения о его похитителях (ровно столько же президент США Буш назначил за голову “международного террориста №1” бен Ладена), а силовые ведомства России — о готовности бросить все текущие дела и подключиться к поискам.
     И вот два дня назад следствие якобы заполучило видеокассету, на которой Сергей Кукура сообщил о том, что за его освобождение требуют 6 миллионов: три — в долларах, три — в евро.
     Казалось, все встало на свои места. Есть заложник, есть его похитители, мечтающие сорвать с “Лукойла” крупный куш. Вот только почему от этой истории вновь запахло кино, состряпанным начинающим режиссером?
     Настораживает то, какими деталями было обставлено требование выкупа. Ну чистый же Голливуд: анонимный звонок, сообщение о спрятанном на кладбище (!) пакете с видеопосланием Кукуры, 6 миллионов — только в мелких купюрах...
     Вы себе примерно представляете, какой объем занимают эти 6 млн.? Не так давно наши журналисты попытались впихнуть в стандартный “дипломат” 1 млн. в стодолларовых купюрах. Не вышло — кейс наполнился с горкой, миллион из него не вываливался, но и крышка не закрывалась.
     Ну хорошо, допустим невероятное: выкуп получен — что дальше? Куда девать такую гору наверняка “меченой” наличности? Как часто в подобных ситуациях заложник возвращается живым и здоровым? И была ли кассета?
    
     Пыхтинское кладбище, что недалеко от аэропорта “Внуково”, в один день превратилось из рядового, по столичным меркам довольно небольшого погоста в место паломничества тех, кого интересует судьба похищенного вице-президента компании “Лукойл”. Именно здесь на одной из могил были обнаружены поляроидные снимки и видеокассета с записью обращения г-на Кукуры.
     — На наше кладбище официально проехать ночью нельзя, — делились с нами информацией местные рабочие. — Правда, имеются три дырки в ограде, через которые можно зайти практически днем и ночью. Могила, которая вас интересует, почти у входа. Кстати, цена места возле центральной аллеи — 1000 долларов.
     Видеокассета и снимки лежали прямо на цветнике, рядом с памятником. В могиле, как гласила надпись на камне, похоронена молодая женщина по фамилии Шепетова. С первого же взгляда было видно, что за могилой, которая волей обстоятельств получила печальную известность, очень тщательно ухаживали. Территория вокруг могильного холмика покрыта щебенкой, а саму могилу окружает дорогостоящая ограда.
     — Кассету подбросили еще в ночь с пятницы на субботу, — рассказывали нам завсегдатаи Пыхтинского кладбища. — Местная милиция охраняла ее сутки.
     Впрочем, рассказали “МК” и другую версию. Якобы видеозапись и поляроидные снимки были обнаружены не на самой могиле Шепетовой, а между ее могилой и соседней, совсем свежей, на которой лежат лишь венки. По этой версии, все материалы лежали в растущей между могилами траве.

* * *

     Возле желтого, недавно отреставрированного особняка стояли только черные “Мерседесы” и “БМВ” с мигалками. Над подъездом красовалась камера. На наш звонок из парадного вышел немолодой охранник в форме с надписью “Лукойл”. На все вопросы он отвечал заученную фразу: “Я не уполномочен давать какую-либо информацию”. Забрав наши документы, он на полчаса скрылся в дверях.
     Потом из подъезда появилась женщина, которая, впрочем, была столь же несловоохотливой.
     — После похищения все квартиры обошли охранники и просили никому ничего не рассказывать. Так что, извините, ничего вам сообщить не могу.
     Атака на молодого человека, входившего в подъезд, тоже не увенчалась успехом.
     — Камеру повесили недавно. И охраны теперь у нас больше стало. А интересующую вас семью, по-моему, отсюда вывезли, да и смешно было бы, если бы они продолжали жить, как раньше. Больше ничего не скажу.
     Наконец нам вернули документы и с теми же словами, что и раньше, вежливо попросили удалиться. Мы попытались “прорваться” с черного хода. Дверь открыл все тот же охранник.
     — Шли бы вы лучше отсюда по-хорошему...

* * *

     В попытке ответить на вопрос, что за человек Сергей Кукура, каков его характер, мы связались с сотрудниками Ивано-Франковского университета нефти и газа, где учился будущий первый вице-президент “Лукойла”.
     — Когда он заканчивал институт, мы еще были филиалом Львовского института, а не отдельным университетом, поэтому многие преподаватели, которые знали Сергея, у нас уже давно не работают, — рассказали нам на факультете автоматизации и электрификации. — Но те, кто остался, помнят: он был одним из лучших студентов, хотя никаких усилий для этого не прилагал — ему все давалось легко. Сам Сережа родом из Белоруссии, поэтому сильно выделялся среди студентов благодаря своему акценту. А еще он был массовиком-затейником, ни одно студенческое мероприятие не пропускал. Говорят, студентки его ох как любили! Но он выбрал в жены самую обыкновенную девочку из соседнего села.
     В университете Сергея Петровича вспоминают как общительного и щедрого человека. В последнее время он помогал родному вузу деньгами. Еще Кукура не пропустил ни одной встречи выпускников.
     — Этот курс был одним из самых сильных за прошедшие годы, — вспоминают преподаватели. — Практически все выпускники большими начальниками стали. Мы уж думали, Сережка нас вообще не вспомнит, после того как его на такую должность назначили. Ошибались. Он очень гостеприимный парень, некоторые преподаватели к нему частенько в Москву приезжают.
     Несмотря на то что в Ивано-Франковск московские новости доходят с большим опозданием, преподаватели университета нефти и газа пытаются отслеживать все события, связанные с их бывшим студентом.
     — Мы в Москву каждый день звоним, выясняем подробности, весь университет обеспокоен дальнейшей судьбой Сергея Петровича, — поделились с нами...

* * *

     Вчера руководство ГУВД Московской области заявило, что никакой видеокассеты с монологом Кукуры не было и в помине.
     Ряд информагентств, сославшись на заместителя начальника ГУВД Московской области Геннадия Дейнеко, сообщил, что в ОАО “Лукойл” поступило несколько звонков с требованиями выкупа за похищенного первого вице-президента этой нефтяной компании Сергея Кукуру. Каждый раз неизвестные требовали разные суммы. Но никаких доказательств, что Кукура находится именно у них, звонившие не представили. Геннадий Дейнеко также опроверг информацию некоторых СМИ о том, что сотрудники милиции нашли в указанном похитителями месте видеокассету с обращением Кукуры. “Никакой конкретной информации о местонахождении бизнесмена и доказательств того, что Кукура жив, мы пока не получали”, — подчеркнул зам. начальника ГУВД.

ПОХИТИТЕЛИ КУКУРЫ НЕДОВОЛЬНЫ ЖУРНАЛИСТАМИ

     По сведениям из самого “Лукойла”, в минувшую среду похитители вновь позвонили в компанию и довольно резко выразили свое недовольство освещением событий в СМИ. Как ни странно, в этом можно согласиться с бандитами. Более неудачную и глупую демонстрацию успехов наших правоохранительных органов трудно придумать. Особый шедевр — это “оперативные кадры” поездки на кладбище за видеокассетой и героические телодвижения сотрудников вокруг названной похитителями могилы. Не спецслужбы, а сплошные телезвезды...
     Если же отвлечься от неудачных постановок, то, как утверждают сами похитители, операция обмена Кукуры на деньги расстроилась из-за журналистов (читай — высоких чиновников, разрешивших освещать борьбу за жизнь второго лица “Лукойла”), сунувших нос не туда, куда следует. Однако, по нашим сведениям, произошло нечто другое, напоминающее банальный торг. После недолгих препирательств нефтяники согласились передать всю операцию в руки официальных спецслужб. Но при этом поставили твердое и ясное условие — похитителей надо взять любой ценой и выпотрошить их на предмет заказчика. Каким-то образом это стало известно бандитам, и операция закончилась, еще не начавшись.
     Вообще, степень информированности всех и вся о ходе “дела Кукуры” просто поражает. Например, похитители знали, что им вовремя не приготовили нужное число чемоданов с валютой, о чем не преминули сообщить: мол, мы все про вас знаем...
     Между тем в самом “Лукойле” после похищения срочно поменяли все коды к электронным замкам, идет огромная работа по смене ряда платежных реквизитов и паролей доступа в компьютерную систему. Говорят (правда, пока это не подтверждено официально), что сразу после исчезновения Кукуры было зафиксировано несколько попыток взлома внутренней сети компании. И вроде бы пропало несколько важных бухгалтерских файлов. Начато внутреннее расследование.
     Любопытно, но все нефтяные гиганты России более чем серьезно отнеслись к исчезновению одного из топ-менеджеров “Лукойла”. Резко ужесточена охрана зданий и первых лиц, а некоторые компании даже пересмотрели бюджеты своих спецслужб в сторону значительного увеличения.
    
     Как стало известно из неофициальных источников, в правительстве и близких к президенту кругах идут разговоры о проверке ряда внешнеэкспортных операций “Лукойла”. Называется даже фамилия определенного следователя по особо важным делам Генпрокуратуры, которому поручено формирование специальной следственной группы.
     Также правоохранительные органы начали отрабатывать еще одну — т.н. питерскую — версию похищения Сергея Кукуры. Сейчас компания занимает весьма скромные позиции на питерском топливном рынке. Лукойловцы уже неоднократно пытались расширить свой бизнес в Северо-Западном регионе, но местные конкуренты сводили их усилия на нет, оставляя им долю присутствия компании на рынке всего в 3—5 процентов. А в Санкт-Петербурге многие говорят о том, что петербургских топливных королей плотно контролирует тамбовская преступная группировка. Есть мнение, что именно “тамбовцы” никого не пускают на рынок, не гнушаясь никакими методами.
     Буквально пару месяцев назад “Лукойл” начал очередную массированную экспансию в Петербург, заручившись поддержкой представителей властных структур (например, нового начальника питерского ГУВД Ваничкина, назначенного в июле этого года). Некоторые аналитики предрекли скорую бойню, “назначив” ее на начало-середину сентября. Пока в Петербурге все тихо, зато в Москве — похищение лукойловского босса...
     “МК” продолжает следить за развитием ситуации.

ГРУЗИТЕ ДЕНЬГИ ВЕРТОЛЕТАМИ

     Прокомментировать ситуацию мы попросили известного “милицейского” врача-психиатра, руководителя первой в стране комплексной бригады по оказанию экстренной помощи при стихийных бедствиях и массовых катастрофах Михаила ВИНОГРАДОВА.
     — Михаил Викторович, как вы думаете, каким образом похитители собираются получить такой огромный выкуп?

     — Похитители либо очень умные и продумали все до мелочей, либо круглые дураки. Ведь так запросто получить огромные деньги обычным путем — нереально. Они должны понимать, что их наверняка задержат, как бы они ни страховались. Место передачи денег в любом случае будет оцеплено. Единственный возможный способ — это вертолет. Вероятно, они попросят сбросить мешки с деньгами в указанное место. Причем место это заранее оговорено не будет — его укажут по рации непосредственно летчику, чтобы таким образом отсечь оперативное вмешательство спецслужб. Где может быть это место? Вряд ли в Москве и области. Вероятнее всего, деньги попросят скинуть где-нибудь в глубинке, скорее даже на территории Чечни.
     Из досье “МК”: 26 мая 1994 г. — в Ставропольском крае банда Магомеда Бициева захватила автобус, шедший по маршруту Владикавказ—Ставрополь, со школьниками, их родителями и учителями (всего около 30 человек). Террористы требовали наркотики, вертолет, $10 млн. и оружие. 27 мая вертолет с террористами взял курс на Дагестан, но приземлился в Чечне. Но и в этом случае через час после посадки бандиты были обезврежены.
     — Есть вероятность, что Кукура вернется живым?
     — Вероятность есть, но небольшая. Были случаи, когда заложники возвращались. Но это были менее значимые случаи. Кукура — слишком большая, заметная фигура. Преступники, если они действительно такие умные, ни в коем случае не должны “светиться”. А оставлять в живых свидетеля — верный провал. Они могут его вернуть либо мертвым, либо в таком состоянии, что он просто не будет ничего помнить. Если исходить из того, что Кукуру уже накачали какими-то психотропными средствами (утверждают, что на видеокассете он как будто “обколотый”), то очень мало шансов, что он останется здоровым человеком. Реакция организма на такие сильнодействующие вещества может быть разной — от небольшого снижения уровня интеллекта до полной потери памяти. А в таком виде Кукура для компании ценности уже не представляет. Так что вполне возможно, что силовики предпримут попытку освобождения заложника даже ценой его жизни.
     — ?
     — Для спецслужб главное в подобных ситуациях — отбить охоту к последующим похищениям. Это значит, что надо любыми способами наказать преступников. Если вспомнить нашу историю: в деле Овечкиных при штурме самолета погибли несколько пассажиров и бортпроводница. Но об этом сейчас никто не помнит. Зато все знают — Овечкиных обезвредили. Таких лакомых кусков для похитителей, как Кукура, — много. И если каждому преступнику выплачивать миллионы долларов, никаких денег не хватит. Так что у спецслужб своя задача. И сохранение жизни заложникам стоит отнюдь не на первом месте. Это здоровый цинизм государства. Как у военных врачей, которые сначала оперируют легко раненных, а уже потом переходят к тяжелобольным, потому что если сначала оперировать “тяжелых”, то можно потерять и тех и других.
     — Ваши версии. Может быть, это инсценировка?
     — Мое безусловное мнение, что его сдали свои. К этому наверняка причастны водитель и охранник. А также тот, кто снял в тот день с маршрута машину сопровождения Кукуры. Это чисто криминальное дело.
     В любом случае организаторы этого преступления — люди умные, и до сих пор перевес на их стороне — ведь сколько времени прошло, а вычислить их не могут. Кстати, если бы это была инсценировка, то утечка информации уже наверняка бы произошла. А так все это похоже на хорошо спланированную армейскую акцию.
     Сомнения в особенном уме похитителей выражают, однако, финансисты. Наоборот, требование выкупа за похищенного вице-президента “Лукойла” наличными деньгами в размере трех миллионов долларов и трех миллионов евро в действительности доказывает полнейшую финансовую безграмотность похитителей и даже некоторый идиотизм.
     — Такое впечатление, что требование выдвинули не настоящие преступники, а подростки, насмотревшиеся боевиков, — в один голос твердили нам представители Центробанка и Гознака России. Сотрудники этих ведомств откровенно смеялись, пытаясь представить себе, как похитители понесут шесть миллионов в валюте.
     — Доллары и евро, вне зависимости от номинала, весят 1 грамм — купюра, — попытались дать представление об объеме и весе денежного выкупа в Банке России, — один миллион долларов стодолларовыми купюрами умещается в большом кейсе. Весит такой кейс соответственно 10 килограммов. Таким образом, миллион купюрами по 20 баксов влезет в пять кейсов, каждый из которых будет весить по 10 килограммов. Миллион однодолларовыми купюрами заполнит, в свою очередь, сто кейсов. Умножаем на три, это уже три тонны. И прибавляем еще 3 миллиона евро самыми мелкими купюрами номиналом в пять евро... Короче, самыми мелкими деньгами получается 3 тонны 600 килограммов.
     Конечно, можно все деньги сложить в один здоровый контейнер и поднять вертолетом. Но и здесь злоумышленников ждет засада — ведь вывезти чемодан валютной мелочи за рубеж, не вызывая подозрений, невозможно — у нас на папертях баксы не подают. А легализовать их на территории России будет крайне сложно. Даже если пометить не все купюры подряд, а только часть их, рано или поздно преступники попадутся. Таким образом, брать выкуп наличными деньгами, да еще в таких объемах — откровенная глупость.

* * *

     Охранник вице-президента компании “Лукойл”, 30-летний А.В.Шахов, работал в ЧОП “Луком-А”.
     Это мощное охранное предприятие, которое существует с 1992 г. Бойцы охраняют исключительно сотрудников “Лукойла” и некоторых его партнеров, а также объекты компании в России.
     Костяк службы безопасности состоит из воинов-афганцев. В свое время это было главным пожеланием нефтяных предпринимателей. В интервью один из руководителей ЧОПа как-то заметил, что афганцам проще охранять солидных персон, ведь “знание методов диверсии и контртеррора сильно помогает”.
     Служба безопасности такой серьезной компании — это, естественно, не только бодигарды с автоматом наперевес, это и информационно-аналитическая работа, которая включает в себя мониторинг, ситуационный анализ, прогнозирование и многое другое. Получить работу в “Луком-А” можно только по рекомендации. Каждый кандидат проходит через сито жестких испытаний. Помимо проверки физической подготовки и состояния здоровья все подвергаются психологическому тестированию на профпригодность.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру