Спиваков остался с “виртуозами”

Еще до скандала ему подыскали замену

20 сентября 2002 в 00:00, просмотров: 504
  Владимир Спиваков, художественный руководитель Российского национального оркестра, успел открыть сезон Московской консерватории и тут же объявил о том, что уходит из знаменитого оркестра. Только для непосвященных эта новость прогремела как выстрел. Знающие люди предрекали эту ситуацию с тех пор, как главный виртуоз страны согласился на должность главного дирижера РНО.
 
    РНО — первый частный оркестр в бывшем СССР, созданный Михаилом Плетневым и Татьяной Сухачевой на волне перестройки. Однако скандалы и смены руководства РНО сопровождали всегда. Так, в середине 90-х был конфликт между Татьяной Сухачевой и его нынешним директором — Сергеем Марковым. Последнего поддержал Михаил Плетнев, и Сухачеву вынудили уйти из оркестра. Фактически РНО руководил директор, которого характеризуют как очень опытного администратора с дипломатическим прошлым — несколько лет проработал в Мексике. Однако он практикует авторитарный метод руководства. Журналистов, музыковедов он держал за прислугу, а все финансовые и деловые переговоры по контрактам и гастролям держал в строгой тайне: все бумаги приходили только на его домашний факс.
     В такой коллектив в 1999 году пришел маэстро Спиваков, очевидно, расчитывая участвовать в жизни оркестра не только как наемная рабочая сила. Получить комментарий самого маэстро не удалось, поскольку он в четверг утром улетел в Базель. В узком кругу Спиваков говорил, что с легкостью расстается с РНО, где ему было трудно исполнять обязанности худрука. “Я не мог проявить себя именно как худрук: не имел возможности ни составить репертуар, ни провести репетиции”. Он подтвердил, что у него действительно много предложений, в частности от Чикагского симфонического оркестра.
     Мы связались с руководством оркестра. Судя по всему, резкое заявление маэстро Спивакова стало для него неожиданностью, и иначе как эмоциональным порывом это не называют.
     — Ничто не мешало Спивакову доработать до конца сезона, — прокомментировал ситуацию Марков. — Мы постоянно общались, и существенных разногласий между нами до последнего момента не было, во всяком случае, маэстро их мне не высказывал. Жаль, что Владимир Теодорович не захотел обойтись без пиаровских эффектов.
     Судя по всему, дирекция не испугана давлением Спивакова на общественное мнение собственным авторитетом и быстренько нашла ему подходящую замену. Еще до начала сезона за спиной Спивакова Марков договорился с Михаилом Плетневым и Кентом Нагано о том, что они войдут в художественное руководство РНО начиная с сезона 2003/04, причем Плетнев займет в нем ведущую позицию, а Кенту Нагано отводят роль советника. В РНО планируют создать дирижерскую коллегию из российских и зарубежных мастеров. Более того, здесь не исключают и сотрудничества со Спиваковым: он может дирижировать оркестром и не будучи его худруком.
     Итак, в среду вечером Спиваков объявил, что оставляет оркестр. Сделай он это двумя месяцами раньше, все уверены, что Спиваков возглавил бы ГАСО, которым теперь руководит Горенштейн. Ни Министерство культуры, ни другое госучреждение не могут позволить себе вмешиваться в конфликт, поскольку РНО — частное предприятие. Однако, как нам стало известно, для маэстро Спивакова у Минкульта есть несколько предложений. Вопрос в другом: сможет ли Владимир Теодорович с его опытом дирижера камерного оркестра взяться за симфонический? На сегодняшний день Спиваков вернулся в исходное положение — остался со своими “Виртуозами Москвы”.
    


Партнеры