Алло, справочная?

Службе “09” — семьдесят лет

25 сентября 2002 в 00:00, просмотров: 355
  — Девушка, мне нужен продовольственный магазин на улице Старого Гея!
     — Какой-какой улице? Может — Старый Гай?
     ...Это совсем не анекдот. Мы спрашиваем номер телефона профсоюза “кожаных рабочих”, просим номер организации, “которая вызывает тараканов на дом”, и координаты “озеленителей, которые вырубают деревья”... Да чего только мы не спрашиваем, звоня по знакомому с детства телефону! В самые сложные моменты жизни, когда, кажется, и собственную фамилию вспоминаешь с трудом, а не то что нужный семизначный номер, мы набираем “09”:
     — Алло, справочная? Помогите!..
     И как только выходили из положения москвичи, когда справочной телефонной службы еще не было?

    
     ...Городская телефонная сеть “общего пользования” появилась в Москве в 1882 году. Список первых абонентов, опубликованный в июльских “Московских ведомостях”, состоял из... 26 номеров. Несмотря на жуткую дороговизну, уже к концу года любителей пообщаться на расстоянии стало аж 246.
     — Барышня, соедините, пожалуйста, со Страховым обществом, — просил какой-нибудь господин Абрикосов. Девушка, принявшая вызов на своем коммутаторе, громко выкрикивала коллеге номер, с которым нужно соединить господина. Вторая барышня, в “ведомстве” которой была Страховая компания, услышав “свои” цифры, кидалась проверить, не занят ли данный телефон. “Свободен!” — кричала она первой барышне, стараясь перекрыть голоса других телефонисток. И та быстро вставляла штепсель в нужное сквозное отверстие на стенде: “Соединяю, говорите!”
     Разумеется, пока связь обеспечивали барышни, справочные были ни к чему...

* * *

     Справочную контору, родоначальницу службы “09”, при Центральном телефонном узле создали, когда в Москве появились АТС — в 1932 году. Тех, кто трудился тогда, расспросить не удалось. Но опытнейший начальник отдела бесплатных справочных служб Валентина Дмитриевна Алексеева тоже может вспомнить немало:
     — Я пришла работать телефонистом сорок четыре года назад. Вся информация располагалась в картотечных ящичках — по тематике. Карточки печатались в типографии, но обрабатывались вручную. Изменения происходили не так часто, как сегодня, когда ежедневно поступает до тысячи поправок. Но все равно корректорам приходилось подчищать записи на карточках по нескольку раз, порой до черноты дотрут. А поверх черноты — последние данные, записанные разными почерками. Попробуй разбери! Задают тебе вопрос, ты быстро соображаешь, в каком из четырнадцати разделов искать нужный номер. Многие номера мы помнили наизусть — я без запинки, никуда не заглядывая, до ста телефонов могла назвать. Чем больше город телефонизировался, тем сложнее становилось работать по-старому. Мы перешли на специальные аппараты — миноксы. Это был прогресс! Информация записывалась на пленках (вроде рентгеновских), и запрос, чтобы легче было прочесть, высвечивался на экране в увеличенном виде. Еще быстрее пошло дело, когда ввели видеотерминалы. Сегодня, конечно, все компьютеризировано. Часто абонент еще вопрос задает, а девочки уже ответ нашли.
     Да, хотя профессия называется “телефонист”, за столами с персональными компьютерами — одни “девушки”: мужчины не выдерживают психологических нагрузок. Представляете, как отреагирует мужчина, услышав, к примеру, такое:
     — Дайте мне срочно телефон мэрии в трех экземплярах. Ну что тут непонятного: телефон Лужкова, его зама и замзама!..
     Или:
     — Во сколько отходит поезд на Киев?
     — Могу предложить телефон справочной железной дороги: 266-93-33.
     — А пораньше нет ничего?

* * *

     Ежедневно, кроме праздничных и выходных дней, с 8 до 21 часа служба “09” выдает до ста тысяч справок. Бесплатно можно узнать обо всем, что охватывает жизненно необходимую социалку: в базе данных “09” — поликлиники, управы, милиция, коммунальное хозяйство, аварийные службы, детсады, школы, кассы железных дорог и авиалиний и т.п.
     Пик любознательности москвичей приходится часов на десять-одиннадцать утра и на конец рабочего дня — в это время телефонисты не успевают отключиться от одного абонента, как поступает новый вызов. В выходные вместо девушек вещает автоинформатор, называющий телефоны экстренных служб, работающих круглосуточно. Кроме того, в любое время можно набрать 00-гудок-9: здесь вам бесплатно сообщат коммерческую информацию, за которую заплатили сами рекламодатели. По этому же номеру – полный перечень дежурных аптек и очень многое о ветеринарных службах города. Бесплатный номер 00-3 просветит вас, где и как лечиться; 00-8 — выдаст информацию о справочных службах столицы и режиме их работы.
     Кстати, бесплатных справочных служб нет, пожалуй, ни в одной стране, кроме России. За рубежом люди привыкли пользоваться справочниками. У нас такие толстенные книги тоже издаются самым массовым тиражом и стоят чуть дороже одной платной справки. В последние годы москвичи уже не удивляются, видя эти самые талмуды в телефонных будках. И воруют справочники все реже, хотя страницы умудряются выдергивать буквально у всех на глазах. Но далеко не каждый справится с поиском нужного телефона самостоятельно. Поэтому работы телефонистам хватит еще надолго. Если найдутся деньги, то через пару лет, набрав “09”, москвичи смогут решить все свои телефонные проблемы. Не работает аппарат, непонятно, что со счетом, — позвонил — и все дела...

* * *

     — Добрый день, служба “09”. 10-12, слушаю вас!
     — Деточка, мне нужно оформить свою квартиру в собственность. Сказали, это где-то в Марьине. Но, может, я что-то напутала, вы не подскажете?
     — В каком районе живете? ...Ну, тогда назовите свой адрес... Так, понятно. Пишите. Это называется Москомрегистрация, телефон...
     — Это просто беда, — вздыхает Валентина Дмитриевна, с которой мы сидим в небольшой комнате производственного контроля. — Часто даже москвичи не знают, в каком муниципальном округе живут. У множества организаций практически одинаковые названия — как же тут найти, если район неизвестен? Звонят, но куда записать ответ — не приготовили, да и вопрос не умеют толком сформулировать. Теряется время, под угрозой выполнение нормы (норма одного телефониста — 545 ответов за смену! — Авт.), график-то у нас очень жесткий.
     Телефонисты знают, что разговоры с абонентом каждой из них прослушивают не реже шести раз в месяц. Как тут повысить голос — вдруг ты сейчас на проверке? Но дело не только в дисциплине. Опытные контролеры параллельно с телефонистами ищут ответы и проверяют их правильность. Бывает, абонент неправильно называет учреждение (хорошо, если он может назвать точный адрес). Иногда люди жалуются: вы мне дали неверный телефон. Тут же жалоба проверяется. Оказывается, номер правильный, да министерство в связи с отпусками заканчивает работу на час раньше. Тут же в базу данных вносятся поправки.
     Свою работу телефонисты любят. Недаром среди работниц — дочери и внучки ветеранов службы. Многие закончили базовое профессиональное училище №56 и теперь учатся заочно в институтах. Телефонистам нравится, что им зачастую приходится быть в роли юриста, психолога, москвоведа, диспетчера различных городских служб, вникать в проблемы каждого и по возможности помогать. Девушек обучают вести диалог, проявляя дипломатию. Это помогает и в личной жизни: разводы в этом женском коллективе — редкость.
     — “09” — камертон жизни города, — сказала мне одна из телефонисток. — Что бы ни случилось, радость или беда, мы всегда на “горячей линии”.
    



Партнеры