Бюджет по осени считают

Догонит ли Россия Португалию?

  Когда-то мы хотели догнать и перегнать Америку, а к 2000 году всю страну научить жить при коммунизме. Но это больше не актуально. Соревноваться с заокеанским соседом — то же, что бороться с ветряными мельницами. Теперь догоняем одну из самых скромных стран Европы, Португалию.
     Это неудивительно. У новой страны новые ориентиры...

Нефть становится национальным бедствием

     Уже больше десяти лет нет Советского Союза. Тем не менее Россия все еще старается привить сама себе рыночную экономику. Пока все тщетно. Если кто-то где-то и разглядел в нашей экономике рыночный статус, то лишь с большими оговорками. Достичь же заметного экономического роста и вовсе не вышло.
     Хотя многие соседи по соцлагерю приспособились к новым условиям куда быстрее. Например, Польша — в самом начале реформ по ней ударили шоковой терапией. По миру стали расползаться обездоленные граждане с польскими паспортами. Однако затем страна стала постепенно выкарабкиваться из кризиса. Сейчас даже их собственному автопрому на капиталистическом рынке место находится.
     Тем же путем пошли и многие соседи по СНГ. Самая ближняя к нам из среднеазиатских республик, Казахстан, в последнее время показывает очень впечатляющие экономические результаты. Хотя у них все как в России. Территория большая, полезных ископаемых тьма, населения много, а былые экономические связи разрушены. Если на мировом рынке цены падают, то и вся экономика страны сразу впадает в кризис. Многие экономисты вообще склонны усматривать в наших двух странах близнецов-братьев.
     Однако они растут, а мы — нет. После очередного обвала цен на нефть в 1998 году и российского дефолта их правительство задумалось о всестороннем развитии экономики, чтобы в будущем как можно меньше зависеть от стоимости энергоносителей. Теперь ВВП Казахстана прибавляет ежегодно в среднем по 10%. Россия же утопает в дискуссиях, куда правильно идти.
     Справедливости ради стоит отметить, что, бывало, и мы демонстрировали неплохие показатели — в 1997 году, в 2000-м. Однако довести до конца структурную реформу так и не смогли. Страна до сих пор сидит на нефтяной игле. На сегодняшний день 80% нашего экспорта — это сырье. А значит, любое снижение цен на мировом рынке в одночасье отбросит страну в самое начало кризиса.
     Для примера: самая быстроразвивающаяся европейская страна — Ирландия, экономический рост в которой составляет порядка 9% в год, — тоже опирается на экспорт. Однако там 80% экспорта — это продукция промышленного производства. Чтобы вырваться в европейские лидеры, Ирландия, к примеру, несколько лет занималась переучиванием собственных граждан, боролась с инфляцией и экономила, экономила…
     У нас привычки другие. Все доходы на людей потратить нельзя...

Всем миром на Пиренеи

     С недавнего времени, после позорного провала “аргентинского чуда по Кавальо”, главным ориентиром для России стала Португалия. Хотя сравнивать Россию и Португалию в абсолютных цифрах практически бессмысленно. Португалия все-таки небольшое государство на Пиренеях, с населением всего 10 миллионов человек. Мы — евразийский гигант. Слишком мы отличаемся. Однако присмотреться кое к чему все же можно.
     В последние годы тамошнее правительство лезет из кожи, чтобы повысить конкурентоспособность собственной страны. Дескать, мир стал слишком жестким: ничего так просто не продать. На одном только подножном корме, маслинах и портвейне не протянуть. А сырья им, как нам, Бог не дал — возможно, посчитал, что умным вся таблица Менделеева как-то ни к чему. Значит, необходимо всем сообща браться за развитие промышленности, искать, как государственный капитал прирастить. В общем, приходится крутиться.
     Надо сказать, кое-чего им добиться удалось. Кажется, еще вчера местные жители были полны предрассудков и плелись на задворках Европы. Теперь страна научилась планировать собственные финансы, и потому в 1998 году присоединилась к еврозоне — к остальной развитой десятке Европы. В результате Португалия превратилась в быстро развивающуюся капиталистическую страну. Рост их ВВП не такой, конечно, как в Ирландии, но тоже неплохой. По 3% в год.
     Потенциал наш несравненно выше. Кто же спорит. Да и проживает в России 147 млн. человек. Вот если все вместе да на работу… Однако в отличие от них десять лет наших изнурительных реформ дали стране те же 3% роста. Если припомнить, что теперь Португалия у нас ориентир, то наше соревнование с ними начинает напоминать старый анекдот: дескать, если коммунизм на горизонте, то чем мы к нему ближе, тем он от нас дальше. Не догнать никогда!
     Правда, если взять валовой внутренний продукт и доходную часть проекта бюджета будущего года, то отечественные чиновники смело могут закатывать банкет: то и другое у России уже выше португальского. Вот только российский ВВП и планируемые бюджетные доходы на две трети “вымазаны” в нефти и газе. Маленькой пиренейской стране нефти Бог не дал, потому и дефицит торгового баланса. Покупают много! Зато ВВП и доходы растут от производства, а не от разграбления подземных кладовых, как у стран “третьего мира”! Недаром на душу населения от ВВП у маленькой южной страны приходится в 8 раз больше, чем в России. Отмойте наш бюджет от нефти, газа и оружия — и что будет с нашей горделивой цифирью? Наш прирост ВВП приблизится к нулю. Что же касается экспорта с импортом, то Португалия ввозит в основном содержимое помянутых выше кладовых, а вывозит машинно-техническую и сельскохозяйственную продукцию. Тратят попусту тоже немного. Военные расходы — 2,458 миллиарда долларов.
     В общем, реформы нам не дали никакого результата. До сих пор дискуссии у нас так или иначе возвращаются к одному и тому же: платить ли по долгам, когда закончится нефть и газ, или нет?
     Для нас это не праздный вопрос. Все наше национальное богатство продолжает держаться на полезных ископаемых. Остальная же промышленность стоит в очереди к нефтяникам и металлургам с протянутой рукой. Перепадает, правда, им немного. Потому и приходится довольствоваться жалким существованием. Как только мировые цены на энергоносители падают — страна начинает хромать.

Что достанется старикам?

     В Португалии тоже проблем хватает. В 2000 году, как и во многих странах мира, экономический рост замедлился. Увеличилась инфляция, и выросла безработица. Стал сильнее чувствоваться традиционный для них значительный торговый дефицит. В Португалию больше ввозят товаров, чем вывозят. Однако пока Португалия справляется и с этим. Финансовая система продолжает работать. Более того, даже инфляция не зашкаливает за 3%. Мы же стараемся удержаться в рамках 12%, но не слишком удачно. По-нормальному, в нашей стране и экономический рост должен быть 12%, чтобы жилось хотя бы не хуже прежнего. Иначе бедность продолжит нарастать.
     Однако мы этого как бы не видим. У нас не за горами предвыборная пора. И нашим чиновникам пора позаботиться о продолжении публичной политики. Поэтому, несмотря на трудности, на первое место на бескрайних российских просторах и в кабинетах традиционно выходит не экономика, а предвыборная риторика.
     Популистские цифры начинают постепенно проникать в главный финансовый документ страны. Государство пытается выглядеть в глазах соотечественников солидным и ответственным. По крайней мере, старается уверить россиян, что никто из граждан не обойден вниманием. Все особо нуждающиеся получат прибавку. Аж на 54,2% вырастут социальные расходы. Милиционерам достанется на 45,9% больше. Прибавка ждет судебную систему (33%) и оборону (26%). На 22% вырастут расходы и на медицину, и на образование. В общем, на бумаге все хорошо. К тому же некоторые аналитики успокаивают, что цены на нефть вполне могут вырасти до $30 за баррель. Потому нашлось место и профициту. Его величина составит 0,6%. Доходы составят 18,5% ВВП, расходы — 17,9%. То есть, как и в этом году, у страны найдутся денежки для финансового резерва в размере 178 млрд. рублей.
     Найдутся средства и на выплату процентов по внешним долгам, и пенсионерам с бюджетниками перепадет. Ни дефолта, ни значительной девальвации рубля правительство не планирует. Судя по всему, ожидает страну настоящая предвыборная благодать.

Откуда взять деньги?

     На самом деле, если отвлечься от постепенно начинающейся предвыборной риторики, 2003 год может быть переполнен трудностями. Помимо выплаты рекордной суммы в 17,5 млрд. долларов по внешним долгам в экономике будут выбывать основные фонды. Проще говоря — начнут обвально выходить из строя станки, оборудование, дороги и мосты. И этот год вполне может стать поворотным в “отставании навсегда” России от прочих промышленно развитых стран. Недаром все естественные монополии хором требуют от правительства резкого повышения тарифов, чтобы пополнить инвестиционный резерв за счет населения! Ведь традиционно — то есть из прибыли раз в 5 лет — заменять оборудование у российских монополистов и немонополистов не получается. У денег находится “лучшее” применение.
     Даже Минэкономразвития в своем прогнозе на 2003 год “благословил” утечку капиталов в объеме 8—9 миллиардов долларов, а реально, несмотря на потуги “бороться с отмыванием”, в западные банки утечет раза в два больше. Вообще же вывезено за 10—11 лет из страны 250—300 миллиардов “зеленых”, что явно хватило бы на обновление не только ТЭК, но и автопрома и легпрома, вместе взятых. Солидная горка денег осталась бы на лизинг авиатехники и сельхозтехники.
     Уже в этом году профицит сократился в три раза. Естественно, уменьшится и финансовый резерв. От приватизации можно получить не более 1,5 миллиарда “зеленью”. Остаются акцизы, которые можно резко повысить, да еврооблигации, которые можно продать на миллиард баксов. На внутренний рынок надежды мало, из него можно выжать только $5 миллиардов. То есть в сумме никак не получается 17. Придется идти с протянутой рукой в Банк России. Судя по всему, в его закромах можно отыскать еще 7 миллиардов, а вот на доходы от производства (внутреннее и внешнее потребление продукции отечественного производителя) надеяться не следует. Промышленность не помощник. Ее как бы и нет.
     Вице-президент аналитического центра “Ренессанс-капитал” Алексей Моисеев полагает, что бюджет на следующий год “подрастянут” — слишком много на его плечах расходов. Мол, он рассчитан на любые варианты конъюнктуры, но не рассчитан на плохую!
     Это касается и финансового резерва, и всех социальных расходов. Если нефть будет стоить столько, сколько и сейчас, то с выплатой долгов будет все в порядке. Хватит и Западу, и пенсионерам с врачами. Финансовый резерв будет наполнен. Если нет, то придется стоять с протянутой рукой.
     Дефолта, конечно, в любом случае не будет. Даже политика не сможет вмешаться, считает Моисеев, но если цены на нефть окажутся, к примеру, на уровне $15 за баррель (159 литров), а это вполне возможно, то стране придется туго. Расходы будут сокращены. Придется занимать деньги на внешних рынках под более высокий процент. И придется забыть о пенсионерах и врачах, ибо на них денег взять негде...
     Пока Минфин планирует рассчитаться с долгами без посторонней помощи: покопаться в финансовом резерве, воспользоваться профицитом и получить средства от очередной приватизации госсобственности. Однако в реальности этих денег может и не хватить. Ведь страна продолжает ходить по сырьевой ниточке. Она может надорваться. Нефтедолларов не хватит на всех.

Что ждет Россию?

     Тем не менее все экономисты в один голос предрекают России продолжение экономического роста. В следующем году, дескать, обязательно будет больше 3%, а затем случится ускорение. Правда, все это скорее зависит от стечения обстоятельств, а может, даже от десницы божией и прочих чудес.
     Как и почему это случится, неизвестно: у нас все экономические прогнозы сродни гаданию на кофейных остатках. Найдут правители моральные силы на реформы в стране — будет экономический рост. Нет — и счастья нет! То есть если правительство разберется с естественными монополиями, займется административной реформой и банками, то страна будет постепенно набирать силу. Рост может дойти до 6—8%. Если с реформами не станут торопиться (выборы, например, помешают), то на пару процентов прирост окажется ниже.
     Если же все останется по-прежнему, то есть как сейчас, страна ограничится приростом в 4% максимум, то и Португалия, с 15 тысячами баксов ВВП на душу населения, скроется от нашего простого люда за горизонтом еще на два десятка лет.
     Понятно, что на помощь России могут, как обычно, прийти различные высшие силы. Например, цена нефти неожиданно перевалит за тридцать долларов за баррель. Или урожай созреет, виданный доселе только в сказках. Страна тогда аккурат под выборы заметно экономически подрастет. Однако манна небесная не бывает тенденцией даже в Библии. Все-таки это чудо! Исключительная вещь. Случись она, ее влияние будет краткосрочным.
     На самом деле даже от чудес не всегда народу бывает прибавка. Многие авторитетные эксперты утверждают, что наша нефть в 2003 году будет обязательно стоить около $28. Бюджету — хорошо. Остальным — плохо. В страну хлынет бурный валютный поток. Начнется рост инфляции. Банку же России будет трудно с ней совладать. Каждый доллар, ввезенный в страну, — это рост инфляции. Что делать с ней, если сознательность у сограждан станет коммунистической и все, кто накопил валюту за “бугром”, потянут ее обратно на Родину? Неизвестно. Ибо отечественная экономика не в силах “переварить” 5 миллиардов баксов прямых инвестиций, а уж сотня-полторы дадут “заворот кишок”: к этому не готова ни финансовая инфраструктура, ни директорат. И “переделать” инфляцию в рост...
     Пока правительство надеется, что в России будущий год без мистики не обойдется. Цена нефти обязательно почему-то останется на уровне $23. Тогда и какой-никакой экономический рост будет, и Россия сохранит благообразный вид. Даже сможет произвести впечатление на собственный народ. Дескать, глядите, сограждане, мы догоняем самые маленькие страны в мире. Да и ЦБ будет по силам удержать инфляцию на уровне 10—12%.
     В общем, без хлеба, без тепла выживать мы уже научились. Чувствуем себя уже почти комфортно. Осталось научиться достойно жить.
     Однако в этом вопросе государство, судя по всему, не помощник. Пока Россией правят монополии и немножко правительство (а не наоборот), мы будем отставать от очередной цели “обгона” все больше и больше — пока не отстанем навсегда, как отстали от не имеющей всей таблицы Менделеева под землей маленькой Японии в электронике и автопроме. И все потому, что португальская и тем более японская экономика ориентирована на внутреннего потребителя, а отечественная — на тотальный вывоз энергоресурсов и обогащение довольно маленькой кучки людей. Поэтому “первым 10 тысячам” жить на Руси хорошо. А вот остальным — трудно. И это еще мягко сказано...

 Россия

Годы 2002 2003*
ВВП, млрд. руб./долл. 10600/335,44 12980/381,76
На душу нас., тыс. руб./долл. от ВВП 73103,44/2313,37 89517,24/2632,86
Инфляция, % 12—14 10—12
Доходы бюджета, млрд. руб./долл. 2125/67,24 2330/68,52
Расходы бюджета, млрд. руб./долл. 1947/61,61 2400/70,58
Профицит, млрд. руб./долл 178/5,63 72,06/2,12
Импорт, млрд. долл. 58, 5 61—63
Экспорт, млрд. долл. 105, 9 103, 1
Курс доллара 32 34
Социальные расходы, млрд. руб./долл. 406,4/12,86 459,6/13,51
   
*Проектный правительственный, с учетом проектного курса доллара

Португалия

(расчеты приведены к долларам США для удобства сравнения, денежная единица Португалии — евро).*

Годы 2000 2002**
ВВП, млрд. долл. 159 166,95
На душу нас., тыс. долл. от ВВП 15800 16695
Инфляция, % в год 2.6 3
Доходы бюджета, млрд. долл. 48.6 50.1
Расходы бюджета, млрд. долл. 50.7 52.7
Дефицит, % от бюдж. 2.7 2.8
Импорт, млрд. долл. 41 44.69
Экспорт, млрд. долл. 26.1 27.8
Курс доллара В соотв. с рыночн. курсом евро-доллар В соотв. с рыночн. курсом евро-доллар
Социальные расходы, млрд. долл. 28,44 30,19

*Материалы сайта минфина Португалии и CIA ;
**По принятому парламентом Закону о бюджете

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру