Самоучитель игры на новом кодексе

(Продолжение. Начало в номерах от 30 августа, 6 и 20 сентября.)

 
Вам грозит15 суток...

     Отдадим должное авторам нового кодекса: они существенно сократили перечень правонарушений, за совершение которых каждому из нас грозит 15 суток административного ареста. И теперь уже невозможно оказаться на нарах из-за нежелания пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения или же из-за невыполнения требования сотрудника милиции об остановке. Отныне каждому сидящему за рулем пятнадцатисуточный арест грозит лишь по единственной статье 12.27 — за оставление места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он стал.
     Однако поводов для радости, увы, не прибавилось: по статистике, среди прочих деяний, влекущих административный арест, оставление места ДТП всегда было у водителей самым распространенным правонарушением. Таким образом, в условиях нового кодекса хотя и снизился риск попасть за решетку, но не настолько, чтобы зарекаться от сумы и от тюрьмы. Да и комментарии к кодексу не оставляют никаких надежд: они почему-то относят оставление места ДТП (даже при отсутствии пострадавших) к… наиболее общественно опасным (?!) административным правонарушениям.
     Лишь при строго определенных обстоятельствах (если не причинен вред здоровью и участники ДТП согласны в оценке виновности одного из них) водители не подлежат наказанию за оставление места аварии. Однако и при этом им не избежать общения с ГИБДД: пункт 2.5 Правил дорожного движения обязывает их самостоятельно составить схему аварии и проехать к ближайшему посту ДПС или отделу ГИБДД для оформления документов. (Благодаря этому, кстати, отпадает необходимость томиться в ожидании сотрудников ДПС.)
     Между тем не всегда оставление водителем места ДТП носит умышленный характер.
     В условиях больших городов, например, с началом зимы (которая для городских уборочных служб по обыкновению случается неожиданно), когда пропускная способность заснеженных дорог снижается до нуля, а количество ДТП пропорционально возрастает, сотрудникам ДПС порой приходится добираться к месту аварии по нескольку часов. По неофициальным данным, в наиболее урожайные “дни жестянщика”, когда на одного выездного дежурного по ДТП в смену приходится свыше 20 аварий, до 40 процентов из них и вовсе остаются без внимания сотрудников ГИБДД. В связи с тем, что законом не установлен обязательный минимальный срок ожидания сотрудника ДПС (а терпение участников аварии лопается, как правило, в дневное время — по истечении трех часов, а в ночное время — одного часа бесплодного ожидания), оставление места ДТП становится для них вынужденной мерой.
     В глухих же районах необъятной Родины, где от одного до другого пикета ДПС — заснеженная тайга, шансы встретиться с инспектором ДПС еще до полного своего вымерзания (особенно в ночное время) могут быть также ничтожно малы.
     Кроме того, чрезвычайно сложный бюрократический механизм рассмотрения в ГИБДД дел, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, получение справок о том, что вы уже не верблюд, нередко вынуждает участников ДТП разрешать дело на месте путем обмена денег за причиненный ущерб на расписку “претензий не имею…”.
     Увы, во всех трех случаях у сотрудников ДПС формально возникают достаточные основания привлечь беглеца (или беглецов) к ответственности. И хорошо, если только в виде штрафа размером в 15 МРОТ, который вправе наложить и сам отдел ГИБДД. Но ведь какой-нибудь обиженный богом сотрудник ГИБДД может “посчитать”, что водитель оставил место ДТП уж чересчур наглым образом. А, стало быть, заслуживает наказания в виде ареста на срок до пятнадцати суток. И потащит его в суд!
     Справедливости ради, впрочем, стоит заметить: несмотря на настойчивые требования сотрудников ГИБДД всем раздавать по полмесяца изоляции, судьи тем не менее кидают за решетку далеко не всех: как правило, они поголовно либо штрафуют на полторы тысячи рублей, либо наказывают уж совсем сурово — лишают права управления на срок до одного года.
     Но поскольку даже лишение права управления — ничуть не лучше (а для кого-то даже и хуже), чем 15 суток ареста, за право остаться на свободе и не покинуть место за рулем надо сражаться. А для этого необходимо вооружиться испытанными приемами самообороны.
     О совершенном ДТП, разумеется, целесообразно сообщить дежурному ОВД, ОГИБДД или на ближайший пост ДПС с помощью доступных средств связи. Но лучше всего позвонить по телефону 02 (номер бесплатно доступен с любого таксофона и мобильного телефона), представиться и сообщить о времени и месте аварии. В случае если в течение трех часов вас не навестят сотрудники ДПС, необходимо сделать повторный звонок, выразив в нем всю силу своего негодования. После этого можно смело покидать место аварии. Поскольку все телефонные обращения в службу “02” фиксируются на магнитную ленту, ваши переговоры будут являться железобетонным доказательством того, что вы не пытались оставить место ДТП.
     В дальнейшем благодаря этому вам будет проще защищать свои права. По аналогии со статьей 27.3 нового кодекса вы сможете утверждать, что требование ПДД оставаться на месте происшествия означает ограничение свободы передвижения (ибо содержит прямой запрет на оставление конкретного места) в связи с административным правонарушением, то есть фактически подпадает под административное задержание — и решетки нет, и уйти нельзя… А срок такого задержания в соответствии со статьей 27.5 нового кодекса не может превышать трех часов. Вы же покинули место ДТП аккурат по истечении такого срока.
     Не следует поддаваться на провокации противной стороны, призывающей по причине несущественного для нее ущерба (легкая царапина на бампере) разойтись без шума и пыли, без возмещения ущерба и без взаимных претензий. Нередко случается так, что противная сторона, обнаружив царапину не только на бампере, получасом спустя возвращается на место аварии и вызывает сотрудников ДПС. При этом, считая себя пострадавшей, она (в порядке мести) нередко заявляет придорожным милиционерам, что виновник ДТП с места происшествия скрылся.
     И вас объявляют в розыск…
     В случае если сотрудники милиции вычислят вас и доставят в ОВД, требуйте (чтобы не париться лишнее, сверхурочное время) немедленного составления протокола, в котором должно найти отражение главное обстоятельство: время вашего задержания. Помните, что срок административного задержания в соответствии со статьей 27.5 исчисляется не с того момента, когда за вами пришли, а с той минуты, когда вы переступили порог отдела внутренних дел. Имейте в виду, что при наличии перспективы загреметь на 15 суток срок задержания в соответствии с той же статьей может увеличиваться аж до 48 часов! Такая мера предусмотрена для тех, кто попал в милицейские сети в пятницу вечером, когда на здании суда до понедельника повис амбарный замок.
     Дабы этого не случилось, требуйте отдать себя на растерзание дежурному (несущему вахту и в праздничные, и в выходные дни) судье. Ведь не исключено, что суд наложит на вас штраф и отпустит с миром, избавив таким образом от необходимости двое суток вдыхать ароматы свежей бомжатины.
     Если ОВД откажет вам и продержит вас более двух суток, такой поворот событий поможет вам занять в суде наступательную позицию: необходимо будет потребовать у суда признания незаконными действий сотрудников ОВД, которые они совершили еще до признания вас виновным в суде. Можете произнести пылкую речь о том, что их действия унизили ваше человеческое достоинство, ибо вам — человеку, не представляющему социальной угрозы, еще до решения суда пришлось провести две ночи за решеткой; что вас истязали, ибо лишили возможности соблюдать личную гигиену и морили голодом, а также подвергли жизнь и здоровье опасности, ибо положили на одну койку с заразными бомжами. И лишили законного права привлечь с первых минут задержания своего защитника.
     Кроме того, необходимо будет напомнить судье, что в соответствии со статьей 3.9 нового кодекса административный арест назначается лишь в исключительных случаях, когда иные меры взыскания вряд ли произведут воспитательный эффект. На вас между тем достаточный эффект уже произвели два дня и две ночи, проведенные на нарах. Более того, арест применяется в целях предотвращения новых правонарушений, а вы уже твердо для себя решили в ДТП не попадать вообще. Весьма полезно будет корректно надавить на психику судьи смягчающими обстоятельствами — например, искренним раскаянием и обстоятельствами, вообще исключающими ваш арест: инвалидностью I и II групп, беременностью (независимо от месяца) и наличием у вас (если вы женского пола) ребенка в возрасте до четырнадцати лет.
     При отсутствии смягчающих и исключающих арест обстоятельств удар судьбы в виде административного ареста встречайте героически. Сразу же отнимите от назначенного вам срока количество дней, проведенных вами в обезьяннике, ибо в соответствии со статьей 32.8 кодекса срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.
     Сидя в “темнице сырой”, помните, что существуют нормы питания, утвержденные в 1997 году постановлением российского правительства №833. В соответствии с ними за решеткой вам ежедневно положены нехилые пайки, включающие в себя, в частности: полкило пшеничного хлеба и картошки, мясо и рыбу, сахар и масло, и даже четверть килограмма овощей.
     В неурожайный год — почти ресторанный ассортимент…

Вы передали руль

     Каждый десятый собственник автомобиля, лишенный права управления за провинности перед законом, расстается на годик с баранкой по весьма неожиданной для него причине — передаче управления автомобилем пьяному водителю. Вполне законопослушные владельцы автомобилей, таким образом, не имея ровным счетом никакого злого умысла, в соответствии со статьей 12.8 нового кодекса несут ответственность наравне с тестем, который с утра слегка накатил, скрыл сей факт и принял управление автомобилем на себя.
     Дабы избежать участи тестя, который скорее всего надолго будет отлучен судом от баранки, помните, что статьей 12.8 кодекса карается факт передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, если он имел место в режиме реального времени. Комментарии к кодексу (в основу которых положена многолетняя судебная практика) по этому поводу говорят: “…фактом передачи транспортного средства следует считать передачу рулевого управления в процессе вождения”. То есть если вы, сидя за рулем, вдруг решили самоустраниться от вождения (по причине, скажем, плохого самочувствия) и усадили за руль пьяного тестя. В этом случае, а также если вам доподлинно было известно, что тесть не слишком трезв, в соответствии с кодексом кара — от штрафа до лишения права управления — неотвратима.
     Таким образом, во избежание гильотины вам следует при рассмотрении вашего дела в ГИБДД или в суде (если дело будет передано в суд для принятия решения о лишении права управления) в письменном виде представить объяснение типа: “Перед тем как сесть за руль, тесть заявил мне, что не пил уже неделю и вообще “зашился”. И поэтому я не мог знать, что передаю руль нетрезвому родственнику”. Даже комментарии к кодексу гласят, что такое правонарушение характеризуется умышленной виной, то есть его совершение возможно лишь с прямым умыслом: вы знали, что тесть пьян, но специально посадили его за руль, дабы ненавистный родственник влип в историю…
     Это значит, что орган ГИБДД при вынесении решения обязан будет в соответствии со статьей 49 Конституции РФ и статьей 1.5 кодекса полно и всесторонне доказать, что вы знали о состоянии тестя, осознавали и предвидели возможные негативные последствия передачи ему управления.
     Но доказать такое вряд ли возможно. Во-первых, не каждый собственник автомобиля — дипломированный врач-нарколог, умеющий достоверно определять, имеются ли у водителя, которому он намерен передать руль, признаки алкогольного опьянения (если они не ярко выражены) или же только остаточные явления употребления алкоголя. Во-вторых, не станете же вы признаваться, что, посадив пьяного тестя за руль, возжелали ему крепко насолить.
     К тому же закон не обязывает вас перед тем, как посадить за руль своего автомобиля кого-либо, убедиться в адекватном состоянии вашего “сменщика”. И уж тем более ни один кодекс не вменяет собственнику в обязанность везти тестя (друга, брата, свата — нужное подчеркнуть) на медицинское освидетельствование прежде, чем передать ему ключи от автомобиля.
    
     Продолжение в следующих выпусках “Автосалуна”.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру