В Пушкинском снова очередь

Белградская коллекция — сладкий сон специалистов

10 октября 2002 в 00:00, просмотров: 225
  Музей изобразительных искусств имени Пушкина сделал нашей публике очередной подарок. На этот раз он показывает сто шедевров из собрания Национального музея Белграда. Но чтобы увидеть великолепную подборку картин самых известных художников мира, нужно поспешить — выставка “У истоков современного искусства: от барбизонской школы до классического авангарда” продлится всего лишь по 18 октября.
     Они похожи — две коллекции Пушкинского музея и Белградского. Буквально с разницей в 10—20 лет их собиратели шли одной и той же тропой. У нас — Щукин с Морозовым, положившие основу коллекций импрессионизма Пушкинского и Эрмитажа. В Югославии же бум на западное искусство начался в 20-х годах прошлого века благодаря члену царствующей тогда династии Карагеоргиевичей — князю Павлу, который засылал своих агентов в парижские галереи и мастерские художников. В результате в Национальном музее Белграда сложилась уникальная коллекция, состоящая из отборных произведений самых известных художников барбизонской, парижской, немецкой школ. Последние же десять лет коллекция белградского музея не показывалась вовсе. И можно смело утверждать, что московская публика в подобном формате видит белградские шедевры впервые.
     На первой же странице шикарного каталога — перечень имен художников. Возьмите только букву “м”, и вы сразу все поймете. Перечисляю подряд: Матисс, Модильяни, Мондриан, Моне, Моро... В этом списке представлены: Ренуар, Ван Гог, Дега, Тулуз-Лотрек, Пикассо. Открывают экспозицию пейзажи лидеров барбизонской школы — Камиля Коро и Франсуа Добиньи. Среди узнаваемых работ — один из знаменитых “Руанских соборов” Клода Моне. И буквально следом — узнаваемые “толстушки” Ренуара. Причем живописные полотна знаменитых художников дополняют их же графические опыты. Как, например, “Пишущий за столом” Винсента Ван Гога — один из ярчайших образцов так называемого гаагского периода в жизни самого дорогого аукционного художника, когда он увлекался графикой.
     Есть на выставке несколько работ и наших художников. Судя по всему, они попали в белградский музей благодаря югославскому коллекционеру Мичичу, который собирал все, что имело отношение к знаменитой школе Баухауз в Веймаре. Великолепный рельеф “Две женщины” Александра Архипенко вывешен в самом центре белградской экспозиции. Здесь же конструктивистские эскизы костюмов Эля Лисицкого к опере “Победа над солнцем” Крученых и Хлебникова. И, конечно, Кандинский. Две литографии — “Оранжевый” и “Фиолетовый” — как раз и попали в коллекцию благодаря Мичичу, который вел с Кандинским переписку. И тут же — совсем не типичный основатель экспрессионизма. Редкая пленэрная зарисовка “Камыши на острове Рюген”, сделанная Василием Кандинским в самом начале ХХ века, в ту пору, когда он был создателем и участником художественного объединения “Фаланга”.
    


Партнеры