ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДОМ БЕЗ ХУДОЖНИКОВ

На Крымском открылась ВДНХ

15 октября 2002 в 00:00, просмотров: 189
     Сначала в редакции раздался звонок. “Мы возмущены. Нас не пускают в ЦДХ”. — “Кого вас?” — “Художников. Мы продаем картины рядом, на вернисаже. Многие из нас члены союзов художников, а нам говорят — берите билеты. В наш же дом, можно сказать. А кофе хотя бы попить, с холоду-то? Да и, пардон, по нужде. Ну и в галереи знакомые зайти”.
 
    На следующий день подобная история случилась уже с вашим корреспондентом, который ходит в Центральный Дом художника как на работу — по крайней мере раз в неделю. Привычно развернув удостоверение, вдруг слышу один к одному: “Берите билет”. Денег не жалко, но такого действительно раньше не было. На мой вопрос получила вопрос от администраторши, с трудом оторвавшейся от задушевного разговора по телефону, видимо, с подругой: “А что вы собираетесь здесь смотреть?”. С трудом скрывая изумление, объясняю, что делаю обзоры выставок и совершенно бескорыстно доношу до читателей информацию о происходящем в храме искусства. “Нам не требуется”, — администраторша даже произнесла это с заметным удовлетворением. Но в вестибюль пустила. И тут я поняла, в чем дело. Прямо у лестницы, ведущей в выставочные залы, находилась еще одна преграда в лице крепких ребят, мимо которых не то что журналист — мышь не проскочит. А там, наверху, вместо картин на этот раз давали товары народного потребления. По полной программе. Под завязку. От и до. Входной билет — 100 рублей, почти в три раза больше, чем в соседней Третьяковке.
     Любители живописи толклись в недоумении у входа. Куда, собственно, они пришли? Товарищи могут быть спокойны — их место уверенно и все чаще занимают любители дорогих авто, норковых шуб, зубопротезного оборудования, недвижимости, эксклюзивной мебели. И так далее, и так далее.
     Есть такое понятие — “культурный шок”. Недавно я испытала его, продираясь к нужной мне экспозиции через прилавки с шубами. Это было чувство почти омерзения от дешевого и очень, как можно догадаться, дорогого спектакля. Что происходит с Центральным Домом художника? Уже месяца здесь не проходит без огромных ярмарок, очень далеких от художественной направленности. Помнится, после распада СССР, когда ЦДХ перешел по наследству к Международной конфедерации союзов художников стран СНГ, были одни сплошные благие намерения. Пришедшая команда “Экспо-парк — выставочные проекты” во главе с Василием Бычковым начинала с помощи молодым художникам, с ярмарок современного искусства, эстетских проектов. А закончилось все шубами под соусом идеи о показе нашим гражданам, как надо красиво жить. Мечтали о московском “центре Помпиду”, но разве в парижском храме искусств подобное можно себе представить?
     Ясно, что искусство из ЦДХ вытесняется. Галеристы, арендующие здесь площади, каждый день идут на работу со страхом — что повысят плату за аренду. И она, насколько известно, растет катастрофически. Непомерна плата за проведение выставок. Что говорить — на последней художественной ярмарке стены продавались даже не по квадратным метрам — буквально по сантиметрам. Зрелище было умопомрачительное — картины соприкасались рамами, сплошная рябь. Минимум эстетики, зато море денег организаторам. Но последняя ярмарка в ЦДХ поставила жирную точку — картин в Доме художника в дни ее работы не было вовсе.
     Так, может, настало время Центральный Дом художника переименовать? Назвать его ВВЦ-2. Или, к примеру, ВДНХ — Выставка Достижений Не Художеств. А любителям изобразительного искусства можно порекомендовать одну примету. Если у ЦДХ скопище дорогих машин — значит, “кина” (то есть выставок) не будет. Или к любимым картинам придется пробираться через ворохи нафталиненного шмотья.
     


    Партнеры