ТРУБА НЕ ДУРА

Корреспонденты “МК” побывали внутри уникального Лефортовского тоннеля

17 октября 2002 в 00:00, просмотров: 579
     Кто-то однажды назвал Третье транспортное кольцо “буквой С”. И правда — оно обрывается в районе Лефортовского парка, и даже стройки там никакой не видно. Но дорожники как раз этим-то обстоятельством и гордятся. Тоннель глубокого залегания, что пройдет под Лефортовом, сейчас делают “без шума и без пыли”. Люди, гуляющие по парку, даже не подозревают, что творится у них под ногами.
     — Какая же это стройка? Ни куч песка, ни бетона, ни грязи вокруг, — недоуменно переглядываемся мы. Тишина и порядок царят на стройплощадке Лефортовского тоннеля в районе площади Проломной заставы. Только осеннее солнце блестит на стенах металлических строительных домиков. В одном из них маленькая проходная. И двери аккуратного подъемника. Это и есть вход в тоннель.
     Помещение внизу напоминает небольшой заводской цех. Только очень аккуратный. Трубы на стенах, рельсы на полу и маленький дизель-локомотив с вагончиком. На нем мы и въезжаем в тоннель, протянувшийся под землей уже на полтора километра. Или, как здесь говорят, на 685 колец.
     Из этих бетонных колец шириной в 2 метра и диаметром в 14 метров сделаны стенки тоннеля. Монтируют каждое кольцо из отдельных плит тут же, внизу, причем поднимают тяжелые плиты без всяких крюков и тросов — вакуумным, “присасывающим” подъемным краном. Когда очередное кольцо собрано, отталкиваясь от него домкратами, движется вперед главное чудо стройки — гигантский проходческий щит. Движется со скоростью три кольца (то есть 6 метров) в сутки. Всего колец в тоннеле будет 1111 (2222 погонных метра). Больше половины тоннеля уже проложено.
     Тут вообще много удивительного. Породу, например, вывозят без вагонеток. Гигантский ротор перемалывает ее, смешивает с глиной, и образовавшееся “тесто” подается на поверхность по трубам. Там смесь попадает на маленький сепараторный завод, где глину отделяют от твердой породы и снова подают в тоннель — смешивать с новой порцией разворошенного грунта.
     ...Наш мини-поезд громыхает по рельсам освещенного прожекторами тоннеля. Подъезжаем к щиту. Он напоминает корабль — трапы, мостки, маленькие кабинки, где блестят несколько компьютерных мониторов (все происходящее в тоннеле отражается на них). Работает вентиляция. Для полного комфорта не хватает тишины — грохочет щит угрожающе.
     — Для этого щита работа уже на годы расписана, — говорит комплексный бригадир стройки Иван Колчугин, — когда закончим работу здесь, щит будет демонтирован и перевезен к Серебряному Бору. Там новая трасса пройдет от Крылатской улицы до Новорижского шоссе. Прямо под лесом и дачным поселком...
     Вслед за проходчиками в тоннель придут дорожники. Сама трехполосная трасса разделит тоннельную трубу пополам по горизонтали. В нижней части пройдут коммуникации. И уже в 2004 году машины будут мчаться на глубине 22—28 метров, чтобы выехать в районе Спартаковской площади. Там, “в точке А” (так официально называется этот участок), тоже начались работы.
     В общем, с глубоким тоннелем все ясно. Остается добавить, что машины по нему пойдут в одном направлении: со стороны шоссе Энтузиастов к Русаковской эстакаде. И если уж спустился в тоннель, то ехать придется до конца — ни одного пандуса для выезда наверх не построят.
     Сооружение, по которому будет идти движение в обратную сторону, напоминает огромные американские горки: сплошные эстакады и тоннели. Сначала, после Русаковской эстакады, трасса уйдет в мелкий тоннель. Из него можно будет выехать на поверхность в районе Почтовых улиц. Потом магистраль пойдет вдоль Яузы, параллельно Лефортовской набережной (движение по ней сохранится). На Красноказарменной набережной кольцо снова спрячется под землю, а на 2-м Проломном проезде (эта улица находится на территории завода “Серп и молот”) соединится с глубоким тоннелем. И дальше — эстакада до шоссе Энтузиастов.
     Конечно, без накладок строительство не обходится. Строить мелкие тоннели начали на несколько месяцев позже графика, к тому же у транспортников появились проблемы с отселением людей, которые живут на месте Третьего кольца. Тем не менее строители держат марку — клятвенно обещают закончить строительство в декабре 2003 года. Поживем — поездим.
     


Партнеры