САМОУЧИТЕЛЬ ИГРЫ НА НОВОМ КОДЕКСЕ

(Продолжение. Начало в номерах от 30 августа, 6 ,20 сентября и 4 октября.)

Вы жалуетесь на сотрудника ГИБДД
     Поскольку нашим соотечественникам не дано права заниматься рукоприкладством в спорах с органами власти, единственным оружием защиты своих интересов и прав остается бумага, в цивилизованном мире называемая жалобой, в блатном — малявой.
     Каждому сидящему за рулем жаловаться приходится, как правило, по двум причинам. Во-первых: инспектор ДПС грубил, хамил, отказался вписать в протокол свидетелей, не дал ознакомиться с протоколом и т.п., то есть дал весомый повод обжаловать лишь его действия. Во-вторых: начальник ГАИ, не вникнув в обстоятельства дела, не пригласив вас на его рассмотрение, механически подмахнул постановление о наказании вас полуторатысячным штрафом. То есть дал достаточный повод обжаловать вынесенный им вердикт.
     Не следует отказывать себе в удовольствии призвать ваших обидчиков к ответственности. Ведь разрешив свою проблему, вы заодно выполните благородную миссию: научите инспектора ГИБДД и его начальника думать.
     Важно лишь помнить, что и действия, и постановление лучше всего обжаловать в суде, ибо извращенное представление о чести мундира, как правило, не позволяет руководителю подразделения ГАИ публично выпороть своего нерадивого подчиненного. Не случайно же почти на 90 процентов наших жалоб гаишные начальники выдают универсальный ответ: “Факты не подтвердились”. И лишь судебные органы находят обоснованными эти самые 90 процентов.
     Однако подавать жалобу все же целесообразно в два органа — гаишный и судебный, ибо в первом она (если не сработает по сути), не исключено, ляжет в кучу аналогичных жалоб от других заявителей и когда-нибудь (при очередной аттестации, повышении в должности или звании) наравне с другими кляузами сыграет с сотрудником ГИБДД злую шутку. А уже во втором почти наверняка будет рассмотрена объективно и по существу.
     Имея твердое намерение разобраться с обидчиками, следует быть готовым к тому, что новый кодекс предусмотрел весьма коварный порядок обжалования. Несмотря на то что Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР статьей 237 позволяет нам подавать жалобу на ГИБДД либо в суд по месту жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика, статья 30.1. нового кодекса ограничила такое право по географическому признаку. Отныне выяснять отношения с провинившимися инспекторами и их начальниками можно исключительно по месту совершения правонарушения. То есть, если во время командировки у вас случился конфликт с придорожным милиционером в деревне Нижние Конечности Вологодской губернии, то настучать на него можно будет только в местный, вологодский суд. Авторы этого нововведения, таким образом, попытались ограничить поток жалоб. Ведь ни у одного водителя (скажем, жителя Москвы или Красноярска), пребывающего в здравом уме, не нагноится мысль лететь самолетом под Вологду, дабы оспаривать штраф размером в 50 рублей. Однако проигашное лобби забыло, что административные дела рассматриваются в соответствии с гражданско-процессуальными (а не уголовно-процессуальными) нормами. Стало быть, статья 237 ГПК РСФСР является руководящей и направляющей. Что, кстати, подтверждает и статья 47 российской Конституции.
     Таким образом, никто не может лишить вас права топать в суд по месту вашего жительства.
     Для подачи жалобы в суд необязательно томиться в очереди к судье, ибо в соответствии со статьей 30.2 кодекса телегу можно принести в отдел ГИБДД (наложивший на вас взыскание), сотрудники которого будут обязаны в течение трех суток доставить кляузу на самих себя в суд. Не следует опасаться финансовых затрат: в соответствии с пунктом 5 той же статьи жалоба на постановление по делу об административном правонарушении госпошлиной не облагается.
     Чрезвычайно важно не пропустить сроки обжалования. Помните, что в соответствии со статьей 30.3 кодекса жалобу можно подать в течение десяти суток со дня получения копии постановления. В противном случае вам придется доказывать, что пропустили срок по весьма уважительной причине, и предъявлять больничный лист, командировочное удостоверение или справку из ЖЭКа о том, что вы два дня просидели в застрявшем лифте.
     Статья 30.5 кодекса отпустила судьям и начальникам ГИБДД всего 10 дней на рассмотрение вашей жалобы. Однако в связи с перегруженностью судов и повышенной занятостью начальников ГИБДД лишь два процента жалоб рассматривается вовремя. Иногда бывает весьма полезно указать на это в очередной жалобе в вышестоящую инстанцию: во-первых, сверху взбодрят и заставят низы работать веселее (что, собственно, и необходимо для скорейшего разрешения дела), а во-вторых, низы поймут, что имеют дело уже с профессиональным скандалистом, от которого можно избавиться, лишь удовлетворив его требования.
     Помните, что в соответствии со статьей 30.7 кодекса по вашей жалобе могут быть приняты только два решения: “отказать” или “изменить меру взыскания”. Скажем: заменить лишение на штраф, штраф — на предупреждение (если такая минимальная санкция предусмотрена кодексом), а предупреждение — на установку бронзового бюста на вашей родине. Сделать наоборот и ухудшить тем самым ваше положение (например, заменить штраф на лишение) не вправе ни один суд.
Ваш автомобиль проходит техосмотр
     Понимая, сколь ничтожна заработная плата сотрудников ГИБДД и сколь невелик шанс пройти техосмотр официально, значительная часть имеющих автомобиль избавляет себя от прозябания в очереди за талончиком. По неофициальным расценкам, проведение ГТО без предоставления автомобиля сегодня стоит около двух тысяч рублей, с предоставлением и отпущением всех имеющихся грехов — около тысячи. С проведением инструментального контроля — от 100 американских долларов.
     Покупатели талонов ГТО со стажем, имеющие убитый временем и дорогами тарантас, утверждают, что вход в МРЭО “со двора” куда выгоднее, чем бесконечные штрафы по 50 рублей и предусмотренное новым кодексом запрещение эксплуатации автомобиля, не прошедшего техосмотр.
     Те же, кто привык к очередям и повторным (после устранения неисправностей) явкам в МРЭО, должны посмотреть правде в глаза: победа над инструментальным контролем оказалась пирровой! Государственная дума в примечаниях к статье 12.1 нового кодекса запретила “проводить инструментальную проверку в организации независимо от форм собственности”, в то время как постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 года №880 “О порядке проведения государственного технического осмотра ТС” вводило (почувствуйте разницу!) проверку технического состояния с использованием средств технического диагностирования. Таким образом, авторы кодекса со всей депутатской решимостью запретили то, чего и не было.
     Стало быть, для законопослушных граждан остался прежний набор процедур.
     Однако следует помнить, что и в новом кодексе не существует статьи “непредоставление транспортного средства на технический осмотр” и, соответственно, — санкций. Таким образом, если вы, вернувшись из долгого кругосветного путешествия, предоставите автомобиль на техосмотр и не сможете предъявить талоны ГТО за период вашего трехлетнего отсутствия, знайте, что инспектор ГИБДД (вопреки своему яростному желанию) будет не вправе оштрафовать вас за не пройденный техосмотр. А чтобы лишний раз не щекотать его нервы, не показывайте ему последний (трехлетней давности) талон, ибо ни один закон не обязывает вас предъявлять коллекцию талонов ГТО за последние 10 лет.
     А вот налог с владельцев транспортных средств, именуемый в народе дорожным налогом, в соответствии с Законом РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации” от 18.10.91 №1759-1 и инструкцией Госналогслужбы №30 “О порядке исчисления уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды” вам придется заплатить за каждый год владения вашим автомобилем независимо от того, пользовались вы им или держали разобранным в гараже. Кроме того, вам, не исключено, придется заплатить и пени за несвоевременную уплату налогов.
     Если вы представите на техосмотр автомобиль и предъявите просроченный талон ГТО, у сотрудника МРЭО будет повод обвинить вас в управлении транспортным средством, не прошедшим техосмотр (ведь вы ж приехали на этом автомобиле в ГАИ!). Поддаваться на провокацию в этом случае не стоит: вы можете (выбрав любой правдоподобный вариант) заявить, что автомобиль был доставлен на эвакуаторе, что стоит он здесь еще со вчерашнего вечера (когда срок действия талона еще не истек), что на автомобиле в ГАИ рано утром по вашей просьбе приехал ваш “сосед” (стало быть, наказывать надо его) и т.п. Но даже если фокус не удастся, не отчаивайтесь: чтобы оштрафовать вас за управление автомобилем, не прошедшим техосмотр, инспектор будет обязан сначала составить протокол, а затем полно и всесторонне доказать, что именно вы в момент совершения правонарушения сидели за рулем.
     Будьте готовы к тому, что при техосмотре вам будет предъявлено требование оплатить все ранее наложенные на вас (и неисполненные) штрафы за нарушение ПДД. Напомните инспектору, что постановление правительства №880, регламентирующее порядок проведения техосмотра, не ставит обязательным условием оплату штрафов. Стало быть, такое требование суд будет трактовать как превышение инспектором служебных полномочий и самоуправство.
     Получив заветный талончик, помните, что вы стали владельцем самой настоящей охранной грамоты, и в соответствии с приказом МВД №329 от 1 июля 1998 года и примечаниями к статье 12.1 никто не имеет права в промежутках между плановыми техосмотрами направлять автомобиль на повторный техосмотр, проверять техническое состояние вашего автомобиля, равно как срок годности валидола в аптечке. Исключение составит лишь наличие очевидных (видимых невооруженным глазом) неисправностей — колеса набекрень и руля под мышкой.
     Если еще пару лет назад можно было поспорить (и весьма успешно!) по поводу привязки сроков прохождения техосмотра к последней цифре в госномере автомобиля, то с 1 апреля 2001 года, то есть со дня вступления в силу изменений и дополнений к ПДД, утвержденных постановлением Правительства РФ №67, спорить не о чем: привязка к последней цифре не предусмотрена, но установлены конкретные сроки прохождения ТО. Для автомобилей возрастом свыше пяти лет — один раз в 12 месяцев, до пяти лет — один раз в 24 месяца, грузовых автомобилей (независимо от возраста) — один раз в 6 месяцев.
     Не питайте иллюзий: наложенный на вас штраф за управление автомобилем, не прошедшим техосмотр, не избавит от повторного (пятого... десятого) наложения штрафа по той же причине. Ведь в соответствии со статьей 12.1 нового кодекса санкция налагается за сам факт управления автомобилем. А это значит, что каждый инспектор ДПС на пути вашего следования из Петербурга в Москву будет иметь формальное право штрафовать вас по тому же основанию.
     Избежать такой экзекуции можно, лишь выражая несогласие с обвинением: “Техосмотр пройден, а талон утерян”. В этом случае (если такие же нарушения будут совершены вами в одном городе и в разумные сроки) все протоколы придут в ваше ГАИ по месту жительства. Благодаря этому наказанию в соответствии со статьей 4.4 нового кодекса вы будете подлежать только по одному составленному на вас протоколу. И в случае поражения вам придется расстаться лишь с суммой штрафа в 50 рублей.
     Продолжение в следующих выпусках “Автосалуна”.
     

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру