БЮДЖЕТНЫЙ ПИРОГ С ИЗЮМИНКОЙ

Кому достались лакомые кусочки?

19 октября 2002 в 00:00, просмотров: 651
     Вчера в Госдуме делили казенные деньги. Много денег — целых 2,3 триллиона рублей. Процесс шел лихо, без накладок и истерик. Чувствовалось, что к событию хорошо подготовились, и через второе чтение законопроект о бюджете на следующий год должен пойти как по маслу.
     При обсуждении главного финансового плана страны, как ни крути, возникают конфликты интересов. Депутаты изо всех сил стараются продемонстрировать своим спонсорам и избирателям отеческую заботу и способности в выбивании федеральных денег. У правительства задачи совершенно другие: постараться сегодня отдать регионам как можно меньше, а завтра, получив дополнительные доходы, распорядиться ими так, как потребует текущая ситуация, при этом уйдя от контроля.
     Чтобы избежать неприятных сюрпризов, в этом году правительство решило действовать по схеме, опробованной в прошлом году. Все поделили заранее, во время так называемого “нулевого” чтения, то есть даже до внесения проекта бюджета в Думу. Переговоры шли по известному рыночному принципу “баш на баш”: центристы обязались проголосовать за бюджет, а правительство обещало при распределении денег по конкретным статьям и объектам (это происходит в третьем чтении) максимально учесть запросы центристов. В результате такого метода работы парламента депутаты из других, не центристских фракций (а значит, и их регионы) оказались обиженными при дележке бюджетного пирога.
     Например, Иван Никитчук (КПРФ) еще перед первым чтением обнаружил, что его родной Нижегородской области выделено на разного рода объекты всего 80 миллионов рублей, зато Саратовской — в 10 раз больше. (Напомним, что родом из Саратова и лидер ОВР Вячеслав Володин, и первый вице-спикер Любовь Слиска.)
     Ко второму чтению больших изменений в суммах, выделенных на отдельные разделы бюджета, не произошло. “Пощипали” на 5,3 млрд. рублей лишь раздел “Международная деятельность”. Чтобы еще активнее простимулировать центристов, эти 5,3 миллиарда поделили между милицией, спецслужбами, аграриями, МЧС и регионами. Образованию и науке дополнительно не дали ничего. Все попытки левых, “Яблока” и СПС исправить положение оказались безуспешными.
     Чтобы заручиться поддержкой фракции СПС, правительство пообещало раскрыть хотя бы некоторые статьи расходов на оборону. Наконец эти цифры из военного ведомства выдавили. Из письма, пришедшего в Думу за подписью вице-премьера Кудрина, можно сделать вывод, что откроют расходы на текущее содержание армии, МВД и все расходы на службу Налоговой полиции. Но конкретное обсуждение обоснованности расходов на строительство жилья, содержание центрального аппарата Минобороны и т.д. и т.п. состоится лишь перед третьим чтением бюджета.
     Если говорить о том, на что государство тратит деньги с особенной охотой, — это, безусловно, фонд поддержки регионов (713 млрд. рублей), национальная оборона (345,7 млрд. рублей), правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства (245 млрд. рублей). И, конечно, обслуживание госдолга, в основном внешнего: мы отдадим кредиторам в следующим году примерно 278 миллиардов.
     Успешное прохождение бюджета в Думе вовсе не гарантирует спокойной жизни в будущем году. Возможное падение нефтяных цен, рост курса евро (по расчетам замминистра финансов Сергея Колотухина, из-за этого вырастут на 150 млн. долларов расходы на погашение и обслуживание госдолга), проблемы с новыми займами могут привести к появлению многомиллиардных бюджетных дыр. Поэтому уже сегодня правительство подстраховывается и на всякий случай предупреждает о возможном сокращении расходов в 2003-м.
     


Партнеры