СУМО СШЕДШИЙ ДОМ

Есть ли в России сумо? Многие до сих пор уверены, что нет. Но поспешу вас разочаровать или, наоборот, порадовать — есть. Да еще какое! На последнем чемпионате Европы в копилке сборной России оказалось шесть золотых медалей. Так что теперь мы по праву считаемся законодателями европейского сумо. В подтверждение своих слов скажу, что очередной чемпионат мира по этому все еще экзотическому виду спорта пройдет в декабре в Москве.

А теперь представляю вам лучшего борца прошедшего чемпионата Европы, а по совместительству еще и трехкратного чемпиона мира по самбо, мастера спорта по дзюдо, а также директора спортивной школы “Борец” Игоря Куринного. Который наверняка завоюет на предстоящем чемпионате мира очередную золотую медаль.


— Игорь, итак, ты сегодня тренер, директор спортивной школы, борец... А как же семья? Не обижается, что мало времени проводишь дома?

— Наоборот, рады, что есть еще порох в пороховницах. Есть за кого поболеть. Порадоваться. На чемпионате за меня болели жена с ребенком, родители, родственники и 450 учеников моей школы. Проиграть, сам понимаешь, было невозможно.

— Чемпионат Европы удивил многих. Разрушился миф об огромных толстяках — все претенденты на победу оказались подтянутыми людьми. Да и тебя язык не повернется назвать толстячком...

— У нас свое видение сумо. Во-первых, я борюсь в легкой весовой категории — до 85 кг. Здесь обычным толстякам многое не светит. Выходят ребята более чем атлетичные, в народе говорят, подкачанные. Да и в тяжелом весе не так все просто. Они же не плюшевые. И тренировки проходят не на диване. Все очень серьезно. Вся твоя масса работает на победу. Причем правильно работает. Кстати, в Японии в высших дивизионах проходных парней, то есть просто толстяков, нет. Ребята в сумо растянуты, эластичны, быстрые, даже ноги у них очень сильные. И те, кого ты называешь толстячками, прыгают — мама, не горюй. Там не такой жир. Если поставить рядом крупного сумотори и просто толстого человека, то различия сразу будут бросаться в глаза.

— Как в Японии относятся к европейским сумотори?

— С интересом. Подходили. Щупали руки. Но что радует, так это уважение.

— Почему не японские борцы сумо так отличаются от жителей Страны восходящего солнца?

— Полагаю, что дело в строении тела. Я ни разу не видел, чтобы представители азиатской расы участвовали в турнирах по бодибилдингу. У них мышцы не такие рельефные, как у нас. Но при этом нельзя сказать, что они слабее. К тому же у нас в сумо люди приходят из других видов спорта. В основном из борьбы. А в германской сборной, я знаю, есть один ядротолкатель. В Японии же борцов с детских лет учат именно сумо. Вот эти моменты и разнят борцов разных стран. Да и сама борьба не похожа. В Японии эти самые люди-горы выигрывают 80% схваток моментально. Помнишь известную стойку борца сумо, когда он встает в низкий присед? Это как у бегуна-спринтера — чтобы стартовать быстрее. У нас тоже так встают, но смысл стойки потерялся. Все дело в борцовском прошлом европейцев, которые делают ставку непосредственно на борьбу. Японцы же, если не смогли сразу же снести соперника, надеются больше на авось. Интересно, но смотря на европейцев, сразу можно понять, кто из какой борьбы пришел. Чувствуется почерк.

— Тебе сложно было перестроиться на сумо?

— С возрастом чем дальше — тем сложнее. Хотя я быстро перестроился. Базовая техника очень схожа с самбо или дзюдо. 72 канонических приема ничего нового не представляют. Те же самые зацепы, подножки, подкаты, которые все борцы знают. Намного большая проблема — психология. У меня за три года — с 98-го, когда я стал чемпионом России, — не было международного результата. Причем проигрывал ребятам намного слабее меня. Где-то путался в правилах. К примеру, однажды бросил соперника чисто — в дзюдо это заслуживает высшей оценки ипон, в самбо четыре балла, то есть везде победа, а здесь мизинцем заступил за черту или коленом коснулся соперника, что делать категорически нельзя. Я уже победоносно вскидываю руки, а судья показывает: проиграл. Было жутко обидно, но потом мне разъясняли мои ошибки. Оставалось лишь локти кусать. Даже хотел бросить это занятие. Потому что в первое время с этим видом спорта у меня были только отрицательные эмоции. А теперь летом выиграл открытый чемпионат Венгрии, сейчас Европу.

— С другими видами спорта завязал?

— Меньше года назад стал чемпионом мира по самбо. Прошлый сезон выступал за свой родной клуб “Самбо-70” в Кубке европейских чемпионов уже в дзюдо. Может, и на следующий год опять сменю профиль. Посмотрим...

— Век борца долог?

— Очень индивидуальный вопрос. Но могу сказать, что в сумо больше долгожителей. Кстати, штангисты тоже пытаются продлить свое спортивное долголетие — там для этого есть троеборье. За счет скоротечности схваток сумотори борются дольше. И при этом могут позволить себе пить пиво ежедневно. Без страха потерять форму. А может, это часть их диеты?..

— Успел выучить историю сумо?

— Честно говоря, не ставил себе такой цели и не копался в архивах. Но многое знаю. Для меня даже специально книги о сумо переводили. Это было необходимо для побед. Изучение правил и т.д. Главное для меня было понять стартовые ритуалы, которые занимают больше времени, чем сама схватка. Кто-то выполняет все эти непонятные разведения рук просто так, а мне было важно, что и зачем. Ведь все это имеет смысл. Например, перед матчем борцы хлопают в ладоши, чтобы отряхнуть песок (место схватки сделано из песка и глины. — Н.З.) и не поцарапать соперника. Затем разводят руки, чтобы показать, что ничем не намазан и у него нет ни оружия, ни щитков.

Да и история сумо достаточно интересная. Буквально 100 лет назад сумотори весили порядка 60 кг. Это сейчас появились гиганты по полтора центнера и больше, а тогда в Японии не было хлеба, да и в целом с питанием дела обстояли неважно. Если брать историю зарождения борьбы, то у нас много общего. Знаешь, как в Азии на любом празднике, будь то хорошая погода или сбор урожая, всевозможные виды борьбы украшали народные гулянья. Так же и сумо в Японии. Из-за простоты и доступности сумо быстро завоевало популярность в японском народе. А к нам этот вид спорта пришел уже как готовый и развитый вид борьбы. Кстати, японцы долго оберегали сумо, используя это исключительно в своей стране как национальную изюминку. И только сейчас желание участвовать в Олимпиаде заставило их пропагандировать сумо по всему миру. Причем ради этого японцы лишились многих традиций. К примеру, к дохе (место схватки. — Н.З.) стали допускать женщин, о чем раньше и мечтать было нельзя. Разрешили заменить песочно-глиняную площадку на пластиковое покрытие — тоже ради Олимпийских игр. Какие-то изменения мне по душе, а что-то не очень нравится. К примеру, на песке менее удобно бороться.

— Лично у меня сумо ассоциируется с диетой...

— У каждого спортсмена своя диета. Но в Японии все сумотори едят одно и то же, причем вместе. Мы жили на базе японского клуба и делали все совместно. Спали на полу на циновках в одной комнате, где был жуткий сквозняк. Особо заслуженные борцы жили в отдельных комнатах, но иностранцев туда не пускали. Что интересно, в нашей комнате не было ни столов, ни кроватей. Поспали, циновки убрали — вот мы и в столовой. Кстати, на завтрак они практически ничего не едят. Небольшой обед и очень плотный ужин. В их рационе все то, что принято называть японской кухней. Ставят общий котел. В него бросают все, что съедобно. Съели первое — в этот же котел бросают водоросли. Помешали. Поварили. Съели. Побросали туда же мясо. Вот так изо дня в день. Мы ели много, но я после их трапез был всегда голодным и ходил во французское кафе. Все смеются, но я похудел на их харчах на 3 кг. Может, секрета кухни не разгадал. Кстати, я заметил, что все бывшие спортсмены не очень-то и большие. Разговорились с заслуженным чемпионом, так он, когда боролся, весил сто пятьдесят кг, а сейчас в нем максимум девяносто. Тонкостей похудания я не знаю, но убежден, что это специальная программа. Такая же традиционная и древняя, как и сама борьба на песке.

— Говорят, в сумо очень развита субординация.

— Правильно говорят. Все молодые сумотори прислуживают старшим безоговорочно. Если старший заходит в раздевалку, все ловят его движения. Он молча протягивает руку — ему дают перевязочный бинт, протягивает другую — полотенце. Обтерся, выбросил в сторону — его тут же поймали. Если чуть-чуть развязалась мамаваси (набедренная повязка. — Н.З.), к нему сразу же подбегут и перевяжут. В общем, у нас это называют дедовщиной. Кстати, мы наблюдали за тренировками, так тренер молча сидит все занятие — наблюдает. На наши вопросы ответ был коротким: “Если что-то будет не так — он скажет. Раз молчит, значит, все идет хорошо”. Однажды мы видели, как наказывали борца. Весь клуб, а это человек сорок, по очереди с ним боролся. И когда у него уже ноги не стояли, поднимали, фиксировали в вертикальном положении и продолжали валить.

— За что ж его так?!

— Почти как у нас. Сказали, в самоволку ходил. У них с этим строго. Если попал в систему — значит, подчинил себя клубу на несколько лет...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру