У НАШИХ ЛЕТЧИКОВ НЕ БЫЛО ВЫБОРА

Экипаж российского самолета спасли американцы

24 октября 2002 в 00:00, просмотров: 158
     Катастрофа, которая произошла в киргизском международном аэропорту с самолетом “Ил-62” российской авиакомпании “Третьяково”, могла закончиться большей трагедией. “МК” стало известно, что за пять минут до инцидента из аэропорта “Манас” в Москву с пассажирами на борту вылетел самолет авиакомпании “Аэрофлот”. Если бы этот лайнер задержался на несколько минут, столкновение двух машин стало бы неизбежным.
     По предварительной версии, катастрофа произошла из-за неисправности тормозной системы самолета. “Ил-62” (бортовой номер 86452) вылетел из московского аэропорта “Домодедово” во вторник в 23.08 по московскому времени. ЧП произошло в среду в 2.57 (в 4.57 по местному времени). На борту были только члены экипажа — 9 человек. Самолет должен был забрать в Бишкеке некий коммерческий груз и вернуться в Москву. В тот момент, когда самолет стал снижаться, летчики сообщили в диспетчерскую службу аэропорта о каких-то неисправностях и попытались увести машину на второй круг, не коснувшись взлетно-посадочной полосы. Таким образом лайнер ушел за пределы полосы в сторону аэропортовского бетонного ограждения. При ударе он развалился на части и загорелся. Через два часа от самолета остался только хвост. Неподалеку от аэропорта находятся дачные участки. Если бы летчики не увели “Ил-62” в сторону, то он мог бы рухнуть прямо на дачников.
     В свою очередь эксперты говорят, что экипаж российского лайнера родился в рубашке, поскольку рядом с местом падения находился контрольный пункт антитеррористической коалиции. Военнослужащие коалиции — американские спецназовцы, участники боевых действий в Афганистане, — фактически вытащили всех пилотов до того момента, как самолет был полностью охвачен пламенем.
     Уже несколько месяцев на летном поле стоят американские военные самолеты, а контрольные пункты, расположенные по всему периметру “Манаса”, осуществляют их охрану. При каждом таком пункте есть пожарная машина — на тот самый “пожарный случай”. Именно этот факт и спас российских летчиков. Когда представители МЧС Киргизии прибыли к месту трагедии — спасать было уже некого. Вероятно, именно поэтому американцы не пропустили их к месту крушения российского самолета.
     Весь экипаж был спасен. Семь человек практически сразу вывезли в российское посольство в Бишкеке, а оттуда их отправили в столичную больницу. Еще два человека — командир экипажа и летчик — были эвакуированы через несколько часов. Командир экипажа Хафис Сафиюлин пострадал сильнее всех. Он руководил спасением экипажа и оставался возле самолета до самой последней минуты.
     В истории международного аэропорта “Манас” подобный инцидент — первый. По свидетельству очевидцев, службы аэропорта были физически не готовы к такому происшествию. Несмотря на тот факт, что взлетно-посадочная полоса и другие самолеты не пострадали, после инцидента с российским самолетом аэропорт временно закрыт.

* * *

     В офисе московской авиационной компании “Третьяково” дать комментарий случившемуся отказались, ссылаясь на то, что все руководство находится на месте аварии. Однако репортерам “МК” удалось узнать некоторые подробности. Так, нам стало известно, что по габаритам на борту этого самолета должно было находиться не девять человек экипажа, а пять. У авиаторов это называется “полуторный состав”: в одну сторону самолет ведут одни люди, а в другую — смена.
     Кроме того, нам стало известно, что наши летчики заправились сразу на прямой и обратный путь, чтобы не тратить деньги на дозаправку. Это обстоятельство и вызвало в результате столь сильный пожар. При разломе самолета пилоты не успели выключить двигатель, искры брызнули на топливо, которого оставалось еще порядка 20 тонн, и лайнер запылал.
     Наш эксперт по расследованию авиационных происшествий Валентин Николаев считает, что причиной самой аварии явилось сочетание сразу нескольких факторов. Во-первых, это могли быть атмосферные явления, во-вторых, неисправность самолета, а в-третьих, ошибка или не слишком оперативные действия пилотов, но скорее всего — все сразу. На первое место наш эксперт поставил возможный бросок ветра. Это явление часто наблюдается в нижних слоях атмосферы, и его очень трудно прогнозировать. Бросок ветра мог развернуть нос самолета не вдоль оси взлетно-посадочной полосы, а вбок. А пилоты в свою очередь не успели “убрать угол”, что и привело к аварии. Не исключено, что у лайнера отказали тормоза. Однако наш эксперт обращает внимание на то обстоятельство, что если бы все тормоза отказали сразу, самолет бы не вылетел вбок. Правда, вполне возможно, сбой произошел лишь в тех тормозах, которые расположены по одну сторону “Ила”. В результате судно развернуло.
     И, наконец, третье обстоятельство — это ошибка пилотов, которые не смогли “дорулить” самолет уже после приземления.
     Какой груз везли наши пилоты, по-прежнему остается неизвестным. Вполне возможно, что это были какие-то металлы или запчасти. В любом случае маловероятно, что лайнер был перегружен, поскольку аварии по этой причине чаще случаются при взлете, чем при посадке.
     Самолет “Ил-62” — весьма старая модель: ей почти 40 лет. На самолетах такого типа летали еще Брежнев и Хрущев. Однако эти самолеты допускаются в эксплуатацию, хотя требуют постоянных капитальных ремонтов и индивидуального обслуживания.
     Маловероятно, что удастся в ближайшее время достоверно узнать, что же произошло. Хотя “черные ящики” уже обнаружены, но, по некоторым данным, находятся в руках американцев.
     



Партнеры