АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ: ЩА СВИНГАНУ

25 октября 2002 в 00:00, просмотров: 815
     Над рок-легендами в последнее время принято слегка иронизировать. Мол, раздули щеки от пафоса, хотя выглядят карикатурой на самих себя, исписались: на один гитарный рифф фантазии — и той не хватает, и все в таком духе. Большинство упреков (и в большинстве случаев), стоит заметить, абсолютно справедливы, но если кто-то из рок-олигархов, при всем нажитом пафосе и наработанной карикатурности, до сих пор ходит на концерты и в состоянии дослушать до конца сочинение какой-нибудь молодой команды, то любые грехи сразу хочется простить. Потому как извергать звуки десятилетиями и не относиться к этому как к рутине может только романтик или гениальный притворщик. И то и другое — большая редкость.
   
  
     Несколько месяцев назад на вечеринке у Валерия Сюткина к пианисту из выступавшей там группы подошел человек, передал кассету с демо-записью и попросил “посмотреть, что из этого можно сделать”. Казалось бы, обычная индустриальная ситуация. Но только за фортепиано сидел мало кому известный музыкант из Казани, а подходил к нему сам Андрей Макаревич. Объяснить столь странное поведение рок-авторитета можно было лишь тем, что он (рок-авторитет) находился в усерднейшем творческом поиске и посему был готов на весьма неожиданные по звездным меркам поступки.
     — Примерно год назад накопился материал на очередной сольный альбом, — вспоминает г-н Макаревич в беседе с “ЗД”. — И я совершенно не знал, что с ним делать. Петь просто под гитару в виде авторской песни не хотелось категорически, с группой “Папоротник” работа уже была, а для “Машины Времени” этот материал совсем не подходил. И тут эти казанские ребята... Когда их вариант одной песни был готов и пианист с контрабасистом заиграли, я поймал такой кайф, что забыл слова и не мог петь. Дальше мне стало все ясно...
     Помимо вышеозначенных казанских самородков Андрей Макаревич рекрутировал музыкантов из оркестра Игоря Бутмана, а также групп “Папоротник” и “Игорь Бойко Бэнд”. Таким образом лидер рок-группы обзавелся весьма завидным джазовым обрамлением и, наверное, впервые за всю свою карьеру приступил к воплощению давней любви к джазу.
     
     “Меня все время тянуло в сторону традиционного джаза, музыки, которую я обычно слушаю в машине, — говорит Андрей. — При этом я отчетливо осознавал, что играть это не умею, потому что в детстве не научился и поезд вроде как уехал. И тут такая возможность”. Реализация этой возможности заняла ровно неделю — именно столько продолжалась запись. Сроки почти рекордные, особенно на фоне работы над последним альбомом “Машины Времени”. “Там мы сидели над компьютером, прописывали каждую партию отдельно, — морщится Андрей Вадимович. — Здесь же все наоборот, я попытался создать концертную атмосферу, и мы играли все на одном дыхании. Причем никакого электричества. Было, конечно, опасение, что джазмены как люди упертые в свой жанр категорически не захотят слышать ничего смежного. Ни фига подобного! Они очень внимательно слушали слова и быстро предлагали варианты”.
     Спустя неделю появился альбом под названием “И Т.Д.”. Можно расшифровать “И Так Далее”, можно “Индивидуальная трудовая деятельность”. Получилось 11 композиций, 10 из которых сочинил Сам, а одиннадцатой стала кавер-версия песни Булата Окуджавы “Музыкант”.
     Назвать “И Т.Д.” чистокровным джазом было бы, конечно, слишком, потому как прежде всего это песни Андрея Макаревича. Однако “какую бы музыку ни играли джазовые музыканты, свинг у них внутри все равно сидит, — уверен автор идеи. — А так все разное: есть песни совсем свинговые, одна получилась кадрилью абсолютной, еще есть регги”.
     После завершения работы, естественно, встал вопрос: “Что дальше?” На оглушительный коммерческий успех, конечно, никто не рассчитывает, но разбегаться по завершении работы музыканты все равно не собираются. Они окрестили свой коллектив “Оркестром Креольского Танго” и намерены время от времени концертировать, несмотря на жуткую занятость каждого “оркестранта”. Еще сняли клип на песню “Тем, Кто Ушел”. “По-моему, красивый (клип) получился, — доволен Андрей. — Но на MTV его не взяли, сказали, что для них это сложновато. Хотел я им ответить, что они дебилов растят, но сдержался. Хотя в глубине души именно так и думаю”.
     Подобные высказывания можно, наверное, расценить и как типичное стариковское ворчание, однако ворчит Вадимыч, безусловно, со знанием дела. “Это ерунда, примитивно и неинтересно, — отрезает рок-авторитет, созерцая клип “Кирпичей” по телевизору в своем респектабельном BMW. — А сейчас я поставлю примерно то же самое, только гораздо лучше”. Демо-диск загружается в плеер, и через мгновение мощная стереосистема выдает смесь регги и хип-хопа. Два голоса, одна акустическая гитара, чем-то на Михея смахивает, только звучит страстно и восхитительно сыро. “Группа называется “Пятница”, — довольно замечает г-н Макаревич. — Попомни мое слово — они через годик здесь всем задницу надерут”.
     Не исключено, что, наслушавшись такого, А.М. на какой-нибудь вечеринке подойдет к типу с ритм-боксом и предложит совместную работу. “Запросто! — уверенно предполагает рок-легенда. — Играет же не машина, а человек. Меня меньше всего интересует, в каком стиле это сделано. Но я очень хорошо чувствую драйв и сразу узнаю живое и настоящее. Это потом мне уже объяснят про рэп или регги. Да и какая разница? У меня, кстати, была идея. Я очень хотел соединить свои авторские песни с какими-нибудь этническими лупами, но просто не нашел человека, который это хорошо делает. Попробовали с Державиным, как-то не покатило. Может, еще покатит?”
     Что же касается самой “Машины Времени”, то она покатит точно. Музыканты собирают the best of the best, оживляют совсем старые хиты, которые даже не были толком записаны, и к зиме обнародуют программу под названием “Просто “Машина”.
     


Партнеры