КУДА УХОДЯТ ЗВЕЗДЫ

Их знают и любят миллионы. Судьба уготовила им неслыханный подарок — известность. Мы привыкли видеть их в лучах славы. Блистательных, красивых, молодых, полных сил и здоровья. И никак не можем смириться с тем, что наши кумиры в один ужасный день становятся слабыми и беспомощными. Они — наши боги, а боги не имеют права на болезнь.

Борислав БРОНДУКОВ

Замечательный актер Борислав Брондуков, снявшийся в фильмах “Табор уходит в небо”, “Афоня”, “Вас ожидает гражданка Никанорова”, “Приключения Шерлока Холмса” и других, вот уже девять лет не может говорить и самостоятельно передвигаться.

— Начались все несчастья в 1985 году, — рассказывает супруга актера Екатерина Петровна. — Врачи обнаружили у Брони что-то в глазном яблоке и посоветовали подлечиться. Но он уехал на съемки. А через две недели с ним случился инсульт.

Брондуков все равно продолжал работать, правда, речь у него стала хуже, поэтому в “Приключениях Шерлока Холмса” его озвучивал приглашенный актер из Санкт-Петербурга. А в 1993-м у Брондукова случился второй инсульт. Актер три дня был в коме. И все три дня жена молилась: “Господи, оставь его живым, я буду ему служить”.

Так оно и вышло. Екатерина Петровна стала мужу единственной опорой и его спасительницей. После второго инсульта у Борислава Николаевича перестал видеть левый глаз. В свои 64 года Брондуков перенес три инсульта, удаление гематомы мозга, приступы эпилепсии. Здоровье актера подкосили профессиональная невостребованность и нищета. Бывали дни, когда его семье нечего было есть. Тогда жене приходилось подрабатывать шитьем.

То, что Брондуков выжил после трех инсультов, — настоящее чудо. Когда в семье не было денег на лекарства, откуда-то появлялись люди и привозили нужные медикаменты. Но это не первое чудо в жизни известного актера. Когда ему было 6 лет, он заболел коклюшем. Врачи сказали родителям, что ребенок не выживет. Тогда отец понес мальчика к местной знахарке, и та посоветовала до зари носить его на болото. Каждое утро отец носил Борю к йодистому болоту, и мальчик выжил.

— У режиссеров принято иметь актеров-талисманов. Брондукова называли своим талисманом Данелия, Мережко, Рязанов... — рассказывает Екатерина Петровна. — С Рязановым Броня познакомился на фильме “О бедном гусаре замолвите слово”. Сначала они страшно не понравились друг другу, а потом подружились. Режиссеры любили приглашать Брондукова, знали, что он украсит любую картину. Борислав Николаевич любил эпизодические роли, но после “Афони” ему предлагали только алкоголиков, а он просил: “Дайте мне маленькую, но интересную роль”.

В жизни проблем с алкоголем у Бронечки не было. Для него в работе главное — дисциплина. А уж алкоголь на съемках — табу. Его к этому приучил покойный Евгений Леонов. Когда снимали “Зеленый фургон”, Борислав Николаевич даже ругался с Дмитрием Харатьяном, приходившим на работу после бессонных загульных ночей.

Броня очень любил готовить, по дому все делал сам. Из всех командировок привозил то посуду, то какие-то инструменты. Собирал кулинарные рецепты и по возвращении испытывал их на нас.

Семья Брондуковых, жена и двое сыновей, живут на окраине Киева, в доме, построенном когда-то еще родителями Екатерины Петровны. Вот уже несколько лет в доме идет капитальный ремонт.

— Новый год планируем отметить в отремонтированной комнате. Сейчас Борислав Николаевич находится в стабильном положении. Тьфу-тьфу-тьфу, ухудшений нет, — говорит Екатерина Петровна. — Мы даже гуляем, когда погода хорошая. Ходим вокруг дома, подальше от людских глаз. Не хочу, чтобы кто-то наблюдал за его беспомощностью. Воздух у нас здесь отличный, вокруг сосновый лес. Лекарств тоже хватает. Нам разные фирмы предлагают свои биодобавки, но мы отказываемся, придерживаемся своего курса лечения. Уколы теперь мы не делаем, только во время приступов. Последний приступ был у нас 18 сентября, а до этого — в прошлом году 6 сентября. После этих осенних обострений Бориславу Николаевичу лучше становится.

Что касается денег, то недавно правительство прибавило нам пенсию. Была 45 долларов, а теперь 115. Так что живем мы неплохо.

Спасибо всем, кто нам помогает. Гильдия киноактеров России каждый месяц высылает пособие. Из Пятигорска какой-то человек, летчик, писатель, прислал свою книжку и деньги. А недавно приезжала менеджер группы “Би-2”, сказала, что они желают Бориславу Николаевичу скорейшего выздоровления...

Наталья ГУНДАРЕВА

19 июля 2001 года народную артистку РФ Наталью Гундареву в бессознательном состоянии доставили в Институт имени Склифосовского. Диагноз — обширный инсульт мозга. Больная в коме. Включен аппарат искусственного дыхания. Вероятность пожизненного паралича — 99,9 процента. Никто не ожидал, что это может случиться с энергичной, бодрой, с каждым годом хорошеющей актрисой.

Наталья Гундарева родилась в Москве. После школы собиралась поступать в МИСИ — хотела стать строителем и даже сдала два экзамена. Но друзья ее отговорили, и Наталья решила попробовать поступить в Театральное училище им. Щукина. “Конопатое чудо” — одно из прозвищ выпускницы “Щуки”. После его окончания Гундарева пришла в Театр им. Маяковского, где и работает в настоящее время. Снялась в более чем 60 фильмах. Среди них: “Вас ожидает гражданка Никанорова”, “Осенний марафон”, “Дульсинея Тобосская”, “О бедном гусаре замолвите слово”, “Виват, гардемарины!”, “Небеса обетованные” и др.

С детства она всегда выглядела намного старше своих лет. Например, в Театре юных москвичей школьница Наташа играла сугубо взрослые роли. Хрипловатый голос помогал в роли мамы из “Дикой собаки динго” и Смеральдины в сказке Гоцци “Король-олень”.

В тот роковой июльский день Наталья Георгиевна была на даче. Обычно все лето актриса и ее супруг проводят там. Погода выдалась жаркая. Гундарева долго загорала, потом купалась в холодной Истре, а после пошла заниматься на тренажерах. Вечером муж нашел ее лежащей на кухне. Накануне Наталья Гундарева играла в спектакле “Любовный напиток” и все твердила: “Так хочу отдохнуть, сойду с ума, если не отдохну!”.

Конец июля: к Гундаревой начало возвращаться сознание. В первых числах августа врачи порекомендовали близким некоторое время не посещать больную. Лучшие медики России утверждали, что состояние актрисы крайне нестабильное. Никто из них не брался предсказать последствия инсульта у Гундаревой. Ее лечащие врачи не делают этого и сейчас. Практика показывает: большинство пациентов справиться с такой болезнью обычно не могут, поэтому надеяться оставалось только на чудо. Чтобы увеличить шансы на выздоровление, Наталью Гундареву на специальном реанимобиле перевезли из Склифа в НИИ нейрохирургии им. Бурденко, который считается одним из лучших медицинских центров в мире.

Февраль 2002 г.: Наталья Гундарева, уже в реабилитационном центре, возвращается к благотворительной деятельности и в рамках программы “Во имя здоровья” помогает известнейшим деятелям кино пройти курс лечения.

Лето 2002 г.: Гундарева все настойчивей говорит о возвращении на сцену. И даже штудирует в больнице Достоевского, которого собираются ставить в ее родном театре...

В интервью незадолго до болезни актриса сказала такие слова: “Жить вообще страшно... есть тихая такая надежда, что Бог не оставит своей милостью; может быть, все это произойдет в одночасье и ты не будешь висеть тяжким грузом на тех, кто останется рядом с тобой. А уйдешь, оттолкнувшись одной ногой от земли”.

Несколько лет назад Наталья Георгиевна попала в страшную автокатастрофу. Долгое время актриса боялась сесть за руль. Тем не менее она преодолела этот страх и снова стала водить машину. Теперь Наталья Георгиевна мечтает пожить жизнью, какой жила раньше. Сесть за руль, войти в квартиру, самой открыть дверь...

— Я благодарна всем, с кем встретилась в больницах, потому что на моем пути были потрясающие профессионалы, — говорит Наталья Георгиевна. — Спасибо говорить еще рано. Я всем заявила: “Знаете, когда я скажу вам всем спасибо? Вот если я выйду на сцену, считайте, что это и есть моя благодарность — безмерная, огромная, всем сразу!”.

Сейчас в Театре Маяковского репетируют “Братьев Карамазовых”, где роль Мити Карамазова отведена супругу Натальи Гундаревой Михаилу Филиппову. Говорят, что для Гундаревой в нем тоже есть роль.

— Сейчас Наталья Георгиевна медленно, но верно идет на поправку, — заявили нам в Театре им. Маяковского. — Мы пока можем сказать только одно: в ближайший месяц она на сцену не выйдет. Когда это произойдет — сложно сказать. Давать какие-то прогнозы мы не будем, ведь никто не знает, что будет завтра...

Семен ФАРАДА

20 июня 2000 года, на следующий день после похорон своего близкого друга — писателя и сценариста Григория Горина, Семен Фарада попал в больницу с диагнозом инсульт.

Семен Фарада известен всей стране как обаятельный исполнитель песни “Уно моменто” в фильме “Формула любви”. И хотя популярность пришла к актеру в довольно зрелом возрасте, количество сыгранных им ролей огромно — более 150 кинофильмов. Среди них “Чародеи”, “Убить дракона”, “Миллион в брачной корзине”, “Мой друг Иван Лапшин”, “Тот самый Мюнхгаузен”, “Гараж”, “Дуэнья”, “Человек с бульвара Капуцинов” и многие другие.

— Сначала у него были полностью парализованы правые рука и нога, нарушена речь, — рассказывает его жена Марина Полицеймако. — Но сейчас он понемножечку ходит, двигает пальцами правой руки. И речь потихоньку восстанавливается. Все врачи были очень внимательны к Сене. Они просто поставили его на ноги. Если привезти инсультника в Институт неврологии в первые полчаса, его можно практически полностью восстановить. Но мы, к сожалению, не смогли этого сделать...

Семен Львович пролежал в Институте неврологии РАМН четыре недели в блоке интенсивной терапии, потом около шести недель — в отделении реабилитации. Палаты в институте стандартные — в каждой из них размещаются пять человек. В одной из таких и лежал Семен Фарада.

— Каждому больному необходимо непрерывное наблюдение. Из-за специфики болезни недопустимо нахождение больных в одиночестве, — рассказала нам Зинаида Суслина, заместитель директора Института неврологии РАМН, руководитель отделения острых нарушений мозгового кровообращения. — Семен Фарада был очень благодарным пациентом, он никогда не капризничал, ни на что не жаловался. Для него важнее всего были не условия, в которых он содержался, а качество терапии.

Одно время актер находился дома, но потом снова был доставлен в больницу. Его супруга дежурит у постели Семена Львовича сутками напролет.

После перенесенного инсульта, операции по установке искусственного клапана на сердце артист сломал шейку бедра во время неудачного падения. Семен Львович с трудом стал говорить, последние полгода прикован к инвалидной коляске.

Врачи пытались сделать все возможное. Но ни лечебный массаж, ни физкультура не дали должного результата, не помогли актеру встать на ноги самостоятельно. Собрав консилиум, медики приняли решение перевести Семена Фараду в Институт нейрохирургии.

— Мне звонили многие наши актеры, предлагали помощь, прийти сюда не решались: боялись увидеть больным, беспомощным — ведь все его помнят веселым, жизнерадостным, полным сил, — говорит супруга актера. Тем не менее посетителей у него достаточно. Коллеги, друзья, журналисты и просто поклонники.

— На сегодня состояние Семена Львовича удовлетворительное, температура нормальная, но о возвращении в кино пока говорить рано, — сообщила нам заведующая 8-м неврологическим отделением больницы №23.

Фарада всегда отличался своим веселым и легким характером, доброй душой, любовью пошутить. Даже его день рождения, который приходится на 31 декабря, всегда служил поводом для шуток Семена Львовича. Например, он любил говорить, что вся страна отмечает его день рождения, только не знает об этом. Надеемся, что к нынешнему декабрю наш любимый актер поправится.

Михай ВОЛОНТИР

О Михае Волонтире страна не вспоминает вот уже больше десяти лет. Национального героя середины 80-х, по сути дела, “списали”. Он оказался невостребованным современными режиссерами по одной простой причине — “немодный типаж”, так считает сам Михай Ермолаевич. Несмотря на мизерную заработную плату, Волонтир не любит жаловаться и плакаться в жилетку. Именно по этой причине он отказывается не только от интервью, но даже от телефонных комментариев. “На сегодняшний момент мне нечего сказать народу, — объясняет он. — Все, что я мог озвучить, есть в моих фильмах. Сейчас я больной немощный старик...”

Вот уже более тринадцати лет молдавскому актеру не поступало ни одного серьезного предложения от российских кинокомпаний. Лишь в прошлом году его пригласили на роль бандита, а совсем недавно предложили сыграть старика-развратника. Волонтир отказался.

— Зарплата у мужа маленькая, можно сказать, живем впроголодь, — поделилась с нами жена Михая Ермолаевича Ефросинья Алексеевна. — Какое-то время он вынужден был подрабатывать концертами и творческими вечерами. Это нас как-то спасало. Однако из-за тяжелой болезни Михай вынужден был отказаться и от этого заработка.

Михай Волонтир болеет больше пятнадцати лет. Тяжелая форма диабета дала осложнения на глаза. Сначала актер не придал этому значения. “С возрастом все теряют зрение”, — думал он. Однако болезнь прогрессировала с каждым днем. В какой-то момент актер понял, что может ослепнуть совсем.

— Однажды он проходил мимо нашего дома и чуть не упал, — рассказывает соседка актера. — Я думала, мало ли что, споткнулся случайно. Вышла на улицу, а он спрашивает: “Где дом мой?”. Тут я поняла, что Михай-то совсем ничего не видит.

Полгода назад Республика Молдова выделила деньги на лечение Волонтиру. Больше месяца он провел в Санкт-Петербургской специализированной клинике, где перенес тяжелейшую операцию на глазах. Как выяснилось позже, никаких результатов операция не принесла. С каждым днем зрение продолжало ухудшаться. Волонтиру пришлось вернуться в Бельцы.

— У нас было столько планов, Михай Ермолаевич сам написал несколько сценариев, набрали новый штат, — говорят сотрудники Драматического бельцкого театра, которым руководит Волонтир. — Но как играть без Михая, ведь у него не было ни одного дублера, всегда сам выходил на сцену.

Чтобы актер не ослеп окончательно, ему необходима дорогостоящая операция в Германии. Ее стоимость — тринадцать тысяч долларов. Кабинет министров Республики Молдова выделил актеру 800 долларов, что хватит лишь на проезд и проживание в немецкой столице. Сам Волонтир таких денег заработать не сможет.

— У него самая высокая зарплата в театре — 30 долларов и пенсия около двадцати, — говорит его дочь Стелла. — У него много друзей за границей живет, раньше предлагали ему уехать из Молдавии, но отец — патриот своей родины. А эта родина предала его. Ведь он даже обувь приличную купить не может себе позволить. А на спектаклях много не заработаешь. Знаете, как обидно бывает, когда в театре и треть зала не собирается. В нашем городе люди не могут позволить себе купить билет, хотя его стоимость не превышает цены сигаретной пачки.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру