ГРЯЗНАЯ ПРАВДА О ЖЕРТВАХ

24 ноября 2002 в 00:00, просмотров: 341

Анестезиолог четко знает, как протекает паралич дыхательных путей. Знает, как отчаянно пациенту хочется сделать вдох. Знает, какой страх накатывает на человека за минуту до того, как начнет отмирать мозг. Знает, но не чувствует. В этом вся разница, определяющая нерв нового триллера Луиса Мандоки “24 часа” (2002 г., США, 105 мин.).

С первых кадров пролога, снятых в манере любительского кинохулиганства, нам дают понять, что нас ждет что-то необычное. Камера расплывчато и дергано ловит в объектив двух сообщников. Один упрашивает другого завязать с похищением детей: денег скоплено уже достаточно. Но второй бросает в ответ, что ему будет не хватать умилительных семейных сцен. Циничная реплика выдана с таким надломом, что можно спокойно переходить к титрам и совсем другому стилю съемок — зритель уже заинтригован.

Похитители детей обычно прячутся в труднодоступных хижинах и торгуются с родителями по телефону. Джо поступает иначе: выждав, когда преуспевающий врач Уилл уедет на конгресс по новейшим методам анестезии, он передает напарнику дочь Уилла, а сам остается с матерью девочки до выплаты выкупа. Выгода тройная. Во-первых, можно следить, чтобы родители не связались с полицией. Во-вторых, еще до вручения выкупа Джо получает роскошную жизнь — он в гостях у богатых хозяев, которые не могут ему отказать ни в чем, включая секс. В-третьих, жертвы сбиты с толку — кто у кого в заложниках? Ведь Джо является в дом с одним мобильником, без оружия. Его легко пристрелить, он не сопротивляется. Он лишь вежливо напоминает, что должен перезванивать напарнику каждые полчаса, иначе девочка погибнет. Зачем Джо так рисковать и оригинальничать? Рациональное объяснение появится в фильме очень скоро, когда в гостиничный номер Уилла завалится Шерил, жена Джо. Оказывается, все придумано для того, чтобы не попасть в лапы полиции в момент получения выкупа: жена переводит деньги на Уилла, он сам выбирает их из банка и тут же передает Шерил. Никаких чемоданов в укромных местах, никакой засады. Но за рациональной причиной проглядывает настоящая. Чтобы уяснить, зачем Джо понадобилось выстраивать зеркальные пары из жертв и сообщников, нужно дождаться конца или воспринять циничную шутку пролога всерьез. Как всегда, в идеальном плане есть изъян. Даже два. Один для внешнего эффекта — украденная девочка страдает астмой и может задохнуться в любой момент. План готов сорваться, но бандитам удается вырулить и снабдить ее лекарствами. Второй прокол фундаментальнее. Джо пошел на личный контакт потому, что считает себя знатоком человеческих душ уровня Ганнибала Лектера. Его власть над человеческими душами и вправду может напугать. Но лишь до тех пор, пока жертвы вымогателей не применят свои познания в медицине. Чего стоит власть над душой в век тотального контроля над телом? Кому нужен гипноз, когда есть парализующий релаксант? Зачем тонко играть на чужих комплексах, когда есть скальпель и анестезия? “24 часа” смотрятся как насмешка над “Молчанием ягнят”, очень горькая насмешка.

Вообще-то Мандоки снял триллер впервые, его конек — мелодрамы. Для коммерческого успеха мелодрамы важна внешняя привлекательность и психологическая убедительность главных героев. С триллером проще, обязанности можно разделить — привлекательность оставить жертвам, а убедительности требовать от преступников. Мандоки всегда работал с хорошими актерами. В “24 часа” он пригласил Шарлиз Терон, Кевина Бэйкона и Кортни Лав. Самый яркий тут — Кевин Бэйкон, хотя и нуждается в дополнительном представлении. Последняя его крупная роль — верхувенский Человек-невидимка. Как такого упомнишь? Но после роли Джо он вам западет в память надолго. Кортни Лав в роли его жены тоже стоит внимания. Она играет так, словно к концу съемок твердо решила повеситься на струнах собственной электрогитары.

Само собой, в фильме полно нелепостей вроде концовки в традициях бондианы с погонями на самолетах. Я и не говорю, что фильм выдающийся. Просто он достаточно нестандартен, чтобы привлечь киноманов. К тому же вполне политически некорректен по отношению к жертвам. Короче, самый безысходный хеппи-энд сезона. Под стать общему настроению.




Партнеры