ТОРМОЗНОЕ ЧТИВО

Новая криминальная комедия “Дави на газ!” уже наделала шума в Москве. Летом ее показали на закрытии “Швепсомании”. Зрители неохотно отрывались от халявных закусок и просачивались в зал. На экране какие-то невзрачные мужики пекли пирожки и вяло обменивались кулинарными секретами. Ничто не предвещало, что через несколько минут эти тормозные личности ввяжутся в прямую конкуренцию с “Бешеными псами” Тарантино.

Оказалось, что уютная кондитерская куплена на барыши от предыдущей криминальной аферы. Бывшие сообщники могли бы еще долго катать тесто, но подошло время выпускать на волю их главаря. Его не предупредили, что деньги, за которые он мотал срок, вложены в производство булочек. Мало того, на главаря сваливается еще одна проблема — авторитет по кличке Монах находится при смерти. Всем он — как отец родной. Его последняя воля — закон. Так вот, перед смертью Монаху захотелось повидать родного сына, которого он не видел много лет. Оказалось, что сынок Монаха — серийный маньяк-убийца, приговоренный к пожизненному сроку в Швеции. Вытащить его из тюрьмы — задача не из легких. И все главные заморочки у банды кулинаров начинаются после того, как маньячный сынок Монаха оказывается на свободе, обуреваемый сразу несколькими желаниями, которые трудно совместить. Он хочет срочно достать деньги отцу на операцию, порвать с преступным прошлым и в то же время зверски убивать всех красивых женщин вокруг. В довершение всего к компании присоединяется весьма энергичная девица, у которой, кажется, свои виды на маньяка.

Сюжет — безумный. Персонажи за пределами нормы. Причем все, как один, — от главных до самых незначительных. Но прелесть фильму придает другое. В конце концов, мало ли мы видели фильмов про психов, которые сбиваются в банды и пытаются вести себя как профессионалы. Со времен дебюта Тарантино таких фильмов выходит в год штуки по три. Чем нас еще можно удивить после “Добермана” и Гая Ритчи? Всех их объявляли новыми Тарантино. И все они недотягивали до его уровня. Чем выделяется “Дави на газ!” в этом общем потоке?

Во-первых, режиссер Лассе Спанг Ольсен отказался от клиповой эстетики. Он сразу понял, что рваный ритм не сможет перетарантинить “Бешеных псов”. Ведь у самого Тарантино тоже действие на первом месте. “Бешеные псы” — разговорное кино, вот о чем забывали его последователи. Ольсен не стал замедлять ритм. Он поступил хитрее — в центр сумасшедших событий он поместил персонажей, привыкших к совсем другим скоростям. Они реагируют с опозданием, но при этом не производят впечатления дебилов. Наоборот, их замедленные реакции кажутся проявлением высшей мудрости.

“Дави на газ!” сильно смахивает на фольклор питерских художников из группы “Митьки”. Они никого не хотят победить, их мечта — печь кексы. Но они вынуждены валандаться с маньяками, донорскими почками, банковскими ограблениями и потерявшими управление самолетами. Это придает фильму нетипичную для образцов жанра человечность. И вот тут случается главное — разухабистый черный юмор, привычный для всего посттарантиновского поколения, неожиданно больно ранит во второй половине фильма.

Так обычно поступает в своих фильмах Фридрик Тор Фридрикссон. Он заставляет персонажей веселить нас безумными выходками, а потом жестоко расплачиваться, внушая зрителю чувство вины за невольное предательство.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру