КАРДАННЫИ БАЛ

22 декабря 2002 в 00:00, просмотров: 645

Современный кинематограф не может обойтись без автомобилей. С их помощью снимают кино, сами авто снимаются чуть ли не в главных ролях, ну а про символ ХХ века и вовсе создаются целые киноэпосы. Погони, гонки, реклама, познавательный фактор — вот главные составляющие фильмов, где помимо великолепных артистов участвуют еще не менее зрелищные транспортные средства.

Ведь именно благодаря большому экрану мы узнали, что где-то далеко в Америке люди ездят на желтых такси “Chevrolet” и “Ford”, а грузы перевозят на магистральных тягачах (типа “Mack”) с огромными спальными местами, высокими выхлопными трубами и хромированными боками. Агенты правительственных спецслужб — на внедорожниках, а все военные — на джипах “Hammer”. Это — чисто познавательный фактор. Помимо него из фильмов можно почерпнуть и энциклопедическую информацию. Например, о таких малоизвестных автомобилях, как “Tucker” и “De Lorean”. О первом никто даже не вспоминал до 1988 года, когда знаменитый Фрэнсис Форд Коппола (“Апокалипсис сегодня”) снял фильм “Таккер. Человек и его мечта” (“Tucker: The Man and His Dream”), в котором отдал дань уважения создателю культового автомобиля конца 40-х — начала 50-х Престону Томасу Таккеру (его роль исполнил Джефф Бриджес).

Первый “Таккер” появился на свет в 1948 году. Автопресса тех лет называла его самым безопасным автомобилем, хотя элементов безопасности было совсем ничего — при столкновении лобовое стекло вылетало из рамки, а панель приборов была обита мягкой тканью.

“Таккер-Торпедо” был красив аэродинамическим кузовом с тремя большими фарами впереди (впоследствии этот элемент перекочевал на чехословацкую “Tatra”). У машины был 6-цилиндровый двигатель, расположенный в заднем свесе, объемом 9650 куб. см. Но, будучи превосходным инженером, Таккер оказался никудышным бизнесменом. И с целью удешевления на автомобиль поставили модернизированный двигатель от вертолета “Bell” — 5475 “кубиков”, 166 л.с., 200 км/час. Но денег все равно было мало, и за два года Таккер изготовил только 51 автомобиль. Фирма обанкротилась, но легенда осталась. А фильм ее увековечил.

В 70-е годы в автобизнесе появилась еще одна легендарная личность — Джон Де Лориан. На волне успеха он дослужился до поста вице-президента “GM”. Затем его обвинили в распространении наркотиков, и он, познакомившись с итальянцем-дизайнером Джорджетто Джуджоро, основал свое дело и создал выдающийся автомобиль “De Lorean”, который Стивен Спилберг выбрал в качестве главного героя трилогии “Назад в будущее”, вогнав его тем самым острым клином в историю.

Реклама — этот фактор участия автомобилей в кино — использовалась впервые советскими режиссерами. Достаточно вспомнить такие ленты, как “Дорога к морю” (гл. герой — “Волга-21”), “Зеленый огонек” (“Москвич-407”), “Три плюс два” (“Волга-21” и “ЗАЗ-965”), “Старики-разбойники” (“Волга-21”), “Берегись автомобиля” (опять та же “Волга-21”). В те годы в СССР наконец-то разрешили покупать автомобили в личное пользование, и необходимо было любыми способами вытянуть из населения деньги. Вторым моментом в 60—70-е необходимо было доказать, что и у нас в стране выпускают неплохую автотехнику.

Человеческий фактор тоже играет немаловажную роль в фильмах, где автомобиль вынужденно отправляется на второй план, а на первый — люди, которые по роду занятий вынуждены большую часть проводить за рулем. Это гонщики, дальнобойщики, таксисты, автотуристы. Наглядные примеры — ленты “Большие гонки”, “Этот безумный, безумный, безумный мир”, “Конвой”, “Гонки “Пушечное ядро”, “Дни грома”, “Скорость”, “Изо всех сил”, “Форсаж”.

Личностный фактор тоже нельзя сбрасывать со счетов. Речь идет об автомобилях, на которых разъезжают известные киноперсонажи и которые ассоциируются в сердцах поклонников со своими транспортными средствами. Перечислений тут много: Юрий Деточкин и “Волга-21”, лейтенант Коломбо и серый “Peugeot 403”, Нэш Бриджес и его “Plumouth Cuda Ragtop”. Джеймс Бонд, сколько бы он ни пересаживался с BMW Z3 на Z8, все равно ассоциируется только с английской маркой “Aston Martin” — от DB5 до “Vanquish”. А Фантомас — только с “Citroёn DS19”. Бессмертный Горец навсегда запомнится нам по “Ford Thunderbird”, а Бэтмен — его бэтмобилем на базе “Chevrolet Corvette”, Остин Пауэрс — “Jaguar E-Type”, раскрашенным в цвета британского флага, а мистер Бин — крошечным “Mini Cooper”. И, конечно же, очаровательная красотка Лара Крофт — джипом “Land Rover Defender”.

И тут мы подошли к главной теме — тем лентам, где именно автомобиль выступает в главной роли. Мало кто вспомнит, что героя фильма “Такси” и “Такси-2” звали Даниэль, но то, что навороченный “Peugeot 406” убирает по всем статьям “Mitsubishi Lancer Evo”, знают все. Пусть все это из области фантастики, но лучшего пиара для “Peugeot” найти было сложно. Без сомнения, черный “Mitsubishi Lancer Evo” выглядит даже круче белоснежного “Peugeot 406” с полным комплектом “обвески”. Фильм, безусловно, стильный. Впрочем, эффектность многих сцен достигается больше за счет ракурсов съемки и умелого монтажа, чем каких-то умопомрачительных каскадерских трюков. То есть машины, конечно же, бьются, но без определенного смысла — так, по приколу. Взять хотя бы ту кучу из полицейских автомобилей: интересно, но где-то уже было. Да и летающий автомобиль не к месту — скорее глупо, чем круто. Совершенно по-другому смотрятся сцены погони в “Ронине”. Там нет места выпендрежу — оно и понятно, ведь фильм-то серьезный. Выглядит все реалистичнее во многом из-за “приземленных” машин и отсутствия эффектных (но при этом совершенно бессмысленных) трюков вроде пробуксовки до дыма или “полетов над гнездом кукушки”. В результате создается атмосфера напряженной схватки, где действительно идет речь о жизни и смерти. Такой же антураж в “Скале”, но машины уже пижонские. И никак не дает покоя вопрос: как может громоздкий “Hummer” сочетаться со стремительной “Ferrari”? Но именно этот контраст придает всей сцене особую привлекательность.

Создатель фильма “Угнать за 60 секунд” Доминик Сенна пошел гораздо дальше. На афише своей ленты он написал, что помимо Николаса Кейджа и Анжелины Джоли... главную роль в его картине исполняет “Ford Mustang Shelby GT500”. А в рекламных роликах указал, что 40 минут из 105, что идет фильм, занимает погоня, во время которой уничтожается 93 автомобиля. И Сенна не ошибся, собрав за римейк ленты 1974 года очень приличную кассу.

В фильме “Угнать за 60 секунд” собрана гремучая смесь американской классики и раритетов со всего мира. Тут и “Jaguar XJ 220”, “Lamborgini Countach”, “Mercury” 1950 года выпуска, “Ferrari” от 275 GBT до “четверки” 1967 года и “Maranello 550”.

Но все же главным героем все-таки стал “Shelby”.

Слово “Shelby” здесь говорит о том, что этот автомобиль прошел через знаменитые мастерские Кэррола Шелби, гонщика и инженера, с 1961 года готовившего “заряженные” версии “фордовских” машин. В 1965 году он собрал первый официальный экземпляр GT 350, получивший четырехклапанный карбюратор, настроенную систему выпуска, другие колеса и подвеску. Из-за того, что маленькие мастерские Шелби не могли справиться с нахлынувшей популярностью, “Ford” выкупил технологию производства и дизайн у талантливого инженера. В 1967 году появилась 6-литровая 500-сильная версия GT 500. Кстати, обозначения “350” и “500” были выбраны Шелби абсолютно случайно, без какой-либо привязки к объему двигателя. Сегодня цены на эти машины стартуют с отметки $20000 и в зависимости от состояния автомобиля и его пробега доходят до $80000. К сожалению, создателям фильма показалось, что старый “мустанг” будет бледно выглядеть на фоне модных “Ferrari” и “Porche”, и к созданию нового крутого образа GT 500 был привлечен известный дизайнер и стилист Стив Стэнфорд. Именно по его рисункам была по-иному оформлена носовая часть с новыми фонарями головного света, боковые “юбки”, капот и багажник. Это тут же вызвало бурю негодования у истинных поклонников марки, наизусть знающих каждую линию своей любимой машины.

Для съемочных целей в мастерских “Cinema Vehicle Services” было построено 13 автомобилей, абсолютно одинаковых внешне, но имевших разные настройки. Одни могли быстрее разгоняться по прямой, другие обладали более хорошими системами управления и торможения для выполнения точных маневров. Некоторые были разрезаны на куски для крупных внутренних и внешних планов, а одна даже имела правостороннее рулевое управление, расположенное на заднем сиденье (!). В этом случае каскадер мог контролировать все действия машины в сложных целях, сидя позади Николаса Кейджа, снимаемого камерой. Передние подвески всех машин имели усиленные пружины, пересмотру подверглось и рулевое управление. Самым слабым двигателем был 289-сильный V8, самый мощный выдавал 400 л.с.

Все это вместе делало управление этими машинами настоящим испытанием для каскадеров. В живых осталось лишь 7 машин, одну из которых продюсер Джерри Брукхаймер оставил в своем гараже.



    Партнеры