ЛЕНЬФИЛЬМ СТАЛ РАБОТЯГОЙ

С 1992 по 1997 год “Ленфильм” простаивал. На знаменитой киностудии страны царили уныние и безработица. С неимоверными усилиями удалось запустить лишь одну картину, которая вытянула студию из долговой ямы и до сих пор приносит доход. Это “Особенности национальной охоты” Александра Рогожкина...

Сегодня “Ленфильм” научился зарабатывать деньги сам. В настоящее время на студии снимается десяток полнометражных картин и свыше 20 сериалов. Полным ходом идут “Менты” и “Убойная сила”, “Спецназ”, “С Новым годом!”, “Линия судьбы”, “История великих людей”.

О нескольких кинофильмах, которыми в будущем году порадует нас город на Неве, — в репортаже нашего собственного корреспондента.

Павел бедный… по бюджету

Режиссер Виталий Мельников (создавший такие шедевры, как “Начальник Чукотки”, “Мама вышла замуж”, “Луной был полон сад” и “Царская охота”) увидел в Викторе Сухорукове драматического героя. Да не кого-нибудь, а самого Павла Первого. Режиссер даже отказался от кинопроб — так верил во внешнее и внутреннее сходство. Сухоруков действительно вылитый Павел. Поэтому гримеры, как обычно бывает в таких случаях, над лицом главного героя часами не бьются. А напарник и главный супостат Павла по сценарию — Олег Янковский. Так что можно считать, что успех картине обеспечен.

“Несчастливое” рабочее название фильма “Бедный, бедный Павел” выбрали из-за известной исторической легенды. Перед своим восшествием на престол убитый император якобы видел призрак Петра Первого, качавшего головой и произносившего эту фразу. Фильм Мельникова, снимающийся по госзаказу, тоже оказался... бедным. С бюджетом чуть больше миллиона долларов. Историческое, или, как еще говорят, “костюмированное”, кино стоит гораздо больше.

Мельников не успевает ни спать, ни есть. Он появляется на съемочной площадке в 8 утра и уходит с нее за полночь. Актеры тоже отдыхают редко. Отнюдь не потому, что рвение к работе переходит в фанатизм. Арендная цена, выставленная музеями и дворцами (а большинство съемок идет в подлинном историческом интерьере), оказалась высокой.

Кстати, с историческим антуражем возникли проблемы. Актеры буквально боялись дышать в помещениях, где когда-то ступала нога великого императора. Подошвы их обуви обиты специальным войлоком, многочисленные шнуры техники обернуты белой тканью. Свет поставили “холодный”, вместо привычных “рельсов”, по которым ездит камера, ограничились всего-навсего легкой тележкой. Лишь бы ничего не повредить!

— Фильм мой о ранимом человеке и не слишком удачливом императоре, — говорит режиссер. — С прежними хрестоматийными представлениями о Павле Первом это переосмысление не вяжется. Янковский, играющий главного заговорщика, блестящ и неоднозначен. Ну, не получилось из него картонного негодяя! Скорее, это заложник идеи, подогреваемый товарищами... Кстати, в самой сцене убийства зрители не увидят, как душат императора. Жизнь его прервется символически — игрой теней...

На съемках “бандитский” колорит Сухорукова совершенно исчез. На первый план абсолютно естественно выступили венценосность и стать. Коллеги Виктора просто не узнают. Перед тем как приступить к вожделенной роли, он прочитал о Павле Первом все что смог.

— Я хотел полюбить своего героя и иногда зачитывался до рыданий, — рассказал нам Сухоруков. — Даже пришлось бросить все остальные проекты ради этих съемок. На работе теперь живу сутками.

“Бабусю” нашли в Архангельске

Зреет на “Ленфильме” и еще одна сенсация. Только о ней мало кто знает, потому что режиссер фильма “Бабуся” Лидия Боброва боится ее сглазить и не общается с журналистами.

Мы поймали Боброву фактически на вокзале — она отправлялась прямиком на натурные съемки в Архангельск. Там Боброву ждут ее главные герои — актеры местного драматического театра Владимир Кулаков и Сергей Ануфриев, а также простые жители Архангельской области, которых после долгих кинопроб режиссер все-таки утвердила. Фильм, заметьте, не документальный, а художественный. Поэтому и удивителен такой состав.

“Бабуся” — мелодрама о судьбе 60-летней женщины, поднявшей на ноги детей и внуков. Но оказалось, что на закате жизни она никому на белом свете не нужна... Интересный сценарий дополняется виртуозной операторской работой Валерия Ревича. В главной роли не профессиональная актриса, а обычная деревенская женщина — Нина Павловна Шубина. Ей и играть-то ничего не надо, так много написано у этого человека на лице.

— Никакая актриса не сможет вжиться в судьбу Нины Павловны, — ответила на наши многочисленные “почему” режиссер, — у нее много детей и внуков, ей 65 лет. Ощущение трогательности и пронзительности возникает, когда эта женщина просто смотрит в кадр.

Это действительно так. Глаза у Шубиной необыкновенные. Такие Боброва не смогла найти ни у одной актрисы российского кино. А пробоваться на “Бабусю” приезжали многие, даже очень большие звезды. Боброва совсем было отчаялась, но когда поехала искать натуру и массовку в глухие архангельские деревни, встретилась с Шубиной. Кинопробы простой русской женщины оказались блестящими, лучше, чем у признанных звезд. Кстати, односельчане Бабуси так втянулись в съемочный процесс, что совсем не замечают камеру. А съемочная группа стала для них вроде членов семьи: ведь не все киношники живут в гостинице, кого-то разобрали и по домам.

На “Ленфильме” не сомневаются в успехе картины. Однако суеверный автор не хочет давать никаких пророчеств по поводу призов и зрительской реакции на этот шедевр:

— Вон, Нонна Мордюкова уже платье сшила, чтобы за “Маму” награду получать. В итоге и платье в шкафу так и висит, и никакого приза им не дали.

Трудно быть Германом

Съемочная группа картины “Трудно быть богом” (рабочее название — “Что сказал табачник с Табачной улицы”) во главе с режиссером Алексеем Германом давно вернулась из второй своей киноэкспедиции в Чехию. Именно там полностью были завершены все натурные съемки. На “Ленфильме” же теперь построены декорации покоев короля, принца и внутреннего двора. Шикарные и грандиозные. Со времен “Гамлета” и “Короля Лира” ничего подобного здесь не возводилось.

У Германа сложный характер. Никого из посторонних на свою съемочную площадку он не пускает. О том, что там происходит, можно узнать только по обрывочным высказываниям его команды и главных героев. О том, насколько дотошен и требователен Герман, ходят легенды. Эта дотошность — одна из причин того, что режиссер дольше других работает над своими картинами (ему 64 года, а “Трудно быть богом” — 6-й фильм за всю его карьеру).

Как-то летом просочились слухи, что исполнитель главной роли Леонид Ярмольник вызвал гнев великого мастера и его хотят заменить. А потом еще что-то сделали не так и художник с оператором. Однако тревоги оказались напрасными. Ярмольник по-прежнему в роли дона Руматы, оператор — все тот же Владимир Ильин, художник — Сергей Коковкин.

На самом деле картина затянулась на несколько лет не только из-за дотошности Германа. Тому виной и постоянные финансовые перебои. Как-то не везет фильму с самого начала.

Как все талантливые люди, Герман рассеян и слегка безумен. По поводу Ярмольника на заре съемок картины вышла, как известно, забавная история. Богом он стал не сразу. Герман увидел его фотографии в каком-то портфолио, пригласил на пробы и, удовлетворенный, утвердил. И только потом случайно узнал о знаменитом “цыпленке табака” и о том, что амплуа Ярмольника — шут гороховый. Клянется, что если бы был в курсе с самого начала, ни за что бы не взял такого главного героя!


P.S. В одном из ближайших номеров “МК-Воскресенья” мы продолжим рассказ об отечественных киноновинках, встреча с которыми состоится в 2003 году.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру